Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование малого бизнеса, его современного состояния, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Экономическое содержание понятия малый бизнес……………….....5
1.1. Сущность и признаки малого бизнеса……………………………………....5
1.2. Правовые основы малого бизнеса…………………………………………...8
1.3. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………………….....9
Глава 2. Развитие малого бизнеса в рыночной экономике…………………....14
2.1. Этапы развития малого бизнеса в России………………………………....14
2.2. Современное состояние малого бизнеса в современной экономике России………………………………………………………………………….....18
2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса.…………………………………………………………………………...25
Глава 3. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса в России……………………………………………………..………………….. .28
3.1.Государственные программы по поддержке малого бизнеса…………………………...………………………………...……………..28
3.2. Перспективы развития малого бизнеса……………………………...….…33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………...……37
Приложения………………………………………………………………….......39

Работа состоит из  1 файл

готовая Курсовая по эк теория.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

выделением  структурных единиц из состава объединений  и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных  началах. Второй способ в современных  условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры оптимален.

      Малые предприятия могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями  других форм собственности.

      Развитие  любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений. 

     2.2. Современное состояние малого  бизнеса в современной экономике России

      С 1 января 2010 года также вступает в  силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

      Изменения коснулись и порядка ведения  статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год. По состоянию на 1 июля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

     Рост  числа малых предприятий как в абсолютном, так и в относительном выражении зафиксирован в двух федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост более чем на 3,7% или 6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,8% или 1,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).

  В остальных федеральных округах количество малых предприятий за год сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 16,8% или на 26,2 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральском федеральном округе (на 9,6% или 12,7 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,6% или 13,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).          В Северо-Кавказском федеральном округе количество малых предприятий сократилось на 4,0%, в Сибирском федеральном округе – на 2,2%. В Северо-Западном федеральном округе количество малых предприятий сократилось незначительно – лишь на 0,6%. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Распределение регионов по группам с различной динамикой 
количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей 
за период с 1 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г.      На 1 июля 2010 г. по сравнению с 1 июля 2009 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 46 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Мордовия (на 20,3 ед.).      Заметно количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецком автономном округе (на 17,6 ед.), Тюменской области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.), Магаданской области (на 13,9 ед.), Ханты-Мансийском автономном округе (на 13,5 ед.), Иркутской области (на 13,3 ед.), Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской области (на 11,6 ед.) и Республике Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).

В 37 регионах количество малых предприятий в  расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано в Волгоградской области (на 79,9 ед.).

Среднее сокращение показателя (от 30 до 100 ед.) характерно для Мурманской (на 67,3 ед.), Московской (на 53,8 ед.), Калининградской (на 36,9 ед.) и Ивановской (на 32,3 ед.) областей, а  также Красноярского края (на 31,3 ед.).            Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях  
по федеральным округам Российской Федерации в январе-июне 2009 г.

По итогам января-июня 2010 года среднесписочная  численность занятых на МП (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) в целом по стране сократилась  на 3,3% по сравнению с аналогичным  показателем прошлого года и составила 5578,2 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,1 п.п. и составил 12,0%. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

     Количество  занятых на малых предприятиях выросло  в двух федеральных округах, среди них Северо-Западный федеральный округ (рост показателя составил 2,5%) и Дальневосточный федеральный округ (1,8%).

В остальных  федеральных округах среднесписочная  численность занятых на малых  предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в Уральском федеральном округе (на 13,9%) и Южном федеральном округе (на 11,7%).

     В Северо-Кавказском федеральном округе показатель снизился на 7,4%, в Центральном  федеральном округе – на 4.8%, в  Приволжском федеральном округе – на 3,7%, в Сибирском федеральном округе – на 1,5 %. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)         Изменение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по регионам в январе-июне 2010 г. по сравнению с январем-июнем 2009 г.

     В январе-июне 2010 года прирост среднесписочной  численности занятых на МП отмечается в 44 регионах.

     Лидером по росту числа занятых на малых  предприятиях выступила Ленинградская  область (показатель вырос на 35,3%).

     Среднее увеличение показателя (10-30%) зафиксировано  в Костромской (на 22,0%), Архангельской (на 16,5%), Владимирской (на 14,0%), Магаданской (на 12,9%), Липецкой (на 12,0%) и Белгородской (на 10,5%) областях.

     Наиболее  значительное снижение числа занятых  на малых предприятиях отмечено в  Чукотском автономном округе (на 46,5%), Чеченской Республике (на 36,4%) и Вологодской области (на 33,6%).    Среднее сокращение показателя (10-30%) произошло в Московской (на 21,7%) и Нижегородской (на 19,7%) областях, Республике Мордовия (на 17,1%), Ивановской (на 15,2%) и Курской (на 10,1%) областях.  Общий объем оборота МП в Российской Федерации в январе-июне 2010 года составил 4 454,5 млрд. рублей, что на 8,1% выше аналогичного показателя 2009 года. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)      Рост оборота малых предприятий наблюдается в 6 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 16,3%) и Центральном федеральном округе (на 15,3%). В Северо-Западном федеральном округе рост показателя составил 11,4%, в Северо-Кавказском федеральном округе – 10,8%, в Приволжском федеральном округе – 8,5%, в Сибирском федеральном округе – 7,9%.         В  Уральском федеральном округе оборот малых предприятий снизился на 21,3%, в Южном федеральном округе – на 14,8%.

     В январе-июне 2010 года объем оборота  МП с учетом ИПЦ по сравнению с  аналогичным показателем прошлого года вырос в 63 регионах.

Лидерами  по росту показателя стали Чеченская  Республика (показатель вырос на 78,7%), Республики Ингушетия (на 70,2%) и Тыва (на 66,3%), Костромская (на 59,9%) и Тверская (на 51,8%) области.

     Рост  показателя свыше 20% зафиксирован в  Пензенской области (показатель вырос  на 49,6%), Чукотском АО (на 45,4%), Магаданской  области (на 44,0%), г.Москве (на 40,0%), Республике Башкортостан (на 37,9%), Ленинградской (на 32,1%) и Вологодской (на 31,2%) областях, Хабаровском крае (на 30,2%), Белгородской (на 29,5%), Псковской (на 29,0%), Новгородской (на 26,9%) и Архангельской (на 24,9%) областях, Ямало-Ненецком АО (на 23,7%), Томской (на 23,3%), Калининградской (на 22,3%) и Калужской (на 21,9%) областях, Чувашской Республике (на 21,4%). Максимальное сокращение объема оборота на МП произошло в Ненецком АО (на 29,6%). (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)       Среднее сокращение показателя (10-30%) характерно для Волгоградской (на 29,1%) и Свердловской (на 24,2%) областей, Краснодарского края (на 23,4%), Мурманской (на 19,5%), Самарской (на 18,8%), Курской (на 16,9%) и Орловской (на 11,8%) областей.    Объем инвестиций в основной капитал на МП в 1 полугодии 2010 года в целом по РФ составил 95 534,4 млн. рублей, что на 15,3% ниже показателя  за аналогичный период прошлого года. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

     Положительная динамика показателя отмечена в двух федеральных округах, среди них Северо-Кавказский федеральный округ (показатель вырос на 17,1%) и Дальневосточный федеральный округ (на 8,5%).

     В Северо-Западном федеральном округе объем инвестиций в основной капитал  на МП за рассматриваемый период фактически не изменился.

     В остальных федеральных округах наблюдается отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП  зафиксировано в Уральском федеральном округе (на 52,9%).             В Приволжском федеральном округе показатель снизился на 19,0%, в Южном – на 16,4%, в Центральном – на 15,3%, в Сибирском – на 2,4%.   В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия.           По итогам января-июня 2010 года в 33 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.            К лидерам роста относятся Забайкальский край (показатель вырос в 17,5 раза) и Еврейская автономная область (в 12,1 раза), а также Чукотский АО (в 5,0 раза), Ленинградская (в 4,0 раза), Магаданская (в 2,9 раза) и Костромская области (в 2,7 раза).        Сильное увеличение показателя отмечается также в Республике Татарстан (на 97,6%), Архангельской области (на 97,0%), Удмуртской Республике (на 91,3%), Белгородской (на 86,3%) и Иркутской (на 78,0%) областях, Республике Дагестан (на 68,9%), Калужской (на 61,1%), Орловской (на 57,8%) и Липецкой (на 53,5%) областях.      Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ наблюдается в Ненецком АО (на 90,1%), а также в Новгородской (на 88,2%) и Курской (на 85,7%) областях. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) Более чем на 50% показатель сократился в Пермском крае (на 67,1%), Тюменской (на 66,8%), Курганской (на 65,9%) и Владимирской (на 65,6%) областях, Республике Тыва (на 57,1%), Вологодской (на 54,5%) и Волгоградской (на 53,2%) областях, Кабардино-Балкарской Республике (на 52,9%), Тульской (на 52,3%) и Омской (на 50,2%) областях.

     По  итогам первого полугодия 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по стране по всем рассматриваемым  показателям развития малого предпринимательства, за исключением оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика.

     На 1 июля 2010 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом  по России уменьшилось по сравнению  с 1 июля предыдущего года на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 3,3%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,1 п.п. Кроме того, на 15,3% снизился объем инвестиций в основной капитал на МП. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в первом полугодии 2010 года оказался на 8,1% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

     Итоги деятельности малых предприятий  в январе-июне 2010 года в региональном разрезе можно рассматривать как умеренно позитивные. В 46 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 44 регионе, объемов оборота МП – в 63 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 33 регионах. 

     2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса

     Можно выделить следующие проблемы малого бизнеса в современной России

     а) Финансирование.

     Развитие  малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:

     Профессиональные  инвесторы не могут финансировать  в малый бизнес, так как стоимость  транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов;

     Масштабы  малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками  местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;

     Банковское  финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;

Информация о работе Малый бизнес