Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование малого бизнеса, его современного состояния, проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Экономическое содержание понятия малый бизнес……………….....5
1.1. Сущность и признаки малого бизнеса……………………………………....5
1.2. Правовые основы малого бизнеса…………………………………………...8
1.3. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………………….....9
Глава 2. Развитие малого бизнеса в рыночной экономике…………………....14
2.1. Этапы развития малого бизнеса в России………………………………....14
2.2. Современное состояние малого бизнеса в современной экономике России………………………………………………………………………….....18
2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса.…………………………………………………………………………...25
Глава 3. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса в России……………………………………………………..………………….. .28
3.1.Государственные программы по поддержке малого бизнеса…………………………...………………………………...……………..28
3.2. Перспективы развития малого бизнеса……………………………...….…33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………...……37
Приложения………………………………………………………………….......39

Работа состоит из  1 файл

готовая Курсовая по эк теория.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

     Лизинг  технологического оборудования также  малодоступен, как вследствие низкого  уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования. Одним из распространенных источников финансирования малого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donald"s, печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;

     Основными источниками финансирования малых  предприятий в других странах являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого бизнеса;

     Недоступность финансирования для малых предприятий  приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.

     б) Административные барьеры.

     Их  можно условно разделить на объективные  и субъективные.

     К числу объективных административных барьеров следует отнести необходимость получения различных разрешений, лицензий, справок и согласований. Стоимость получения разрешительной документации иногда превышает все остальные затраты, которые необходимо произвести предпринимателю для открытия своего дела. Данные объективные административные барьеры необоснованно увеличивают непроизводительные затраты предпринимателя и делают менее привлекательным отдельные направления деятельности.

     Следует также обратить внимание на тот факт, что существуют еще субъективные административные барьеры, которые выражаются в личности того или иного чиновника, его компетентности и порядочности. Например, для того, чтобы присвоить новый почтовый адрес производственному помещению предпринимателя обязывают очистить от несанкционированных свалок сектор частной застройки, прилегающий к производственным помещениям. Таким образом чиновник решил свои, чиновничьи, проблемы за счет предпринимателя, и отчитался за решение проблемы с несанкционированными свалками.

     в) Способности и квалификация предпринимателей.

     Низкая  квалификация предпринимателей с точки  зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой:

     Многие  предприниматели терпят неудачу  вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом;

     Некоторые люди, пытающиеся начать предпринимательскую деятельность, не имеют способностей к предпринимательству;

     Высокий уровень неудач в малом бизнесе  связан с тем, что многие предприниматели, начиная бизнес и не имея достаточного опыта, не могут представить: с какими проблемами они столкнуться в будущем;

     Представители малого бизнеса, обычно имеют недостаточные  знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, а часто  и к нарушениям.

     г) Инфраструктура для поддержки и  развития малого и среднего бизнеса.

     Государство делало попытки создания поддерживающей инфраструктуры, но она недостаточно эффективна:

     Фонды поддержки предпринимательства (малого и среднего бизнеса) не стали реальными  источниками финансирования малого бизнеса;

     Одной из наиболее эффективных программ финансирования малого бизнеса была и остается программа кредитования через российские уполномоченные банки ЕБРР, но стоимость кредитов по этой программе слишком высока;

     Инфраструктура  профессиональной поддержки предпринимательства  не создана или не эффективна, сегодня предприниматель не имеет возможности обратиться к государству и получить бесплатно профессиональную консультационную поддержку по вопросам развития его бизнеса (разработать бизнес-план, помочь создать организационную структуру и т.п.);

     Система профессиональной переподготовки предпринимателей не создана, проводятся отдельные мероприятия, но не на регулярной основе.

     д) Нехватка информации.

     Несмотря  на существование многих программ помощи МСБ, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Практически ни в одном российском регионе предприниматели не имеют бесплатного (или льготного) доступа к справочной и статистической информации, которая стратегически важна для развития.

     е) Проблемы, связанные с несовершенством законодательства.

     О несовершенстве действующего Российского  законодательства можно говорить долго  и много. В частности, существует проблема, связанная с быстрым  изменением законодательных актов. Так, к примеру, закон о несостоятельности (банкротстве) за последние 10 лет был кардинально изменен три раза. Такое частое изменение законодательной регламентации предпринимательской деятельности приводит к возникновению дополнительных сложностей в работе.

Глава 3. Государственная поддержка малого бизнеса в России 

     3.1.Государственные  программы по поддержке малого бизнеса

Поддержка субъектов малого предпринимательства  является одним из приоритетных направлений  экономической политики, которая  проводится правительством Российской Федерации. Кроме поддержки частного предпринимательства на государственном уровне, местные органы власти также принимают меры, позволяющие создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса.

     Одним из основных направлений поддержки  субъектов малого предпринимательства  является предоставление субсидий на развитие бизнеса частным предпринимателям. Начинающие бизнесмены могут принять участие в конкурсах или же предоставить бизнес - план развития своей компании для получения субсидии.

     Особое  внимание государственными и местными органами власти уделяется молодым предпринимателям, которые могут получить дополнительные гранты или субсидии для начала собственного бизнеса.

Многие  регионы нашей страны нуждаются  в определенной продукции, которая  также может производиться малыми предприятиями. Для поддержки субъектов малого предпринимательства, которые работают в определенном виде бизнеса, некоторые региональные органы власти предлагают субсидии, возмещающие затраты на приобретение основных средств производства. Также поддержка субъектов малого предпринимательства может заключаться в предоставлении льготных условий на лизинг оборудования, необходимого для производства определенной продукции.

     Еще одним направлением поддержки малого бизнеса является компенсирование  части процентной ставки по предоставляемому кредиту. Таким образом, предприниматель может получить необходимые средства для закупки материалов или оборудования  для коммерческой деятельности. В некоторых субъектах Российской Федерации также создаются фонды поддержки предпринимателей, которые значительно облегчают процесс получения миникредитов не неотложные нужды.

     Также к поддержке субъектов малого предпринимательства стоит отнести  создание бизнес-центров, которые ориентированы  на развитие инновационных технологий. Аренда помещений в подобных бизнес-центрах недорога, кроме того, предприниматели имеют все необходимое для создания опытных образцов высокотехнологичных изделий или разработки конструкторской документации.

     Поддержка предпринимательства и создания малого бизнеса является одной из основных задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации.  Многочисленные меры, которые были приняты в 2009 году, не оказали должно влияния на малый бизнес. Несмотря на то, что процесс регистрации предприятий был значительно упрощен, была разработана система льготного кредитования, а также предоставления грантов частным предпринимателям, количество малых предприятий растет очень низкими темпами.

     Многие  регионы нашей страны самостоятельно реализуют программы поддержки  предпринимательства в 2010 году. Одним из лидеров по количеству вновь открывающихся малых предприятий является город Москва. Программа поддержки предпринимательства, которая была разработана правительством Москвы  на период с 2010 по 2012 год, предусматривает выделение около 7 миллиардов рублей из городского бюджета, еще около 100 миллиардов рублей  будет привлечено из внебюджетных источников. Правительство Москвы продолжает строительство и запуск в эксплуатацию технопарков, на территории которых будут собраны малые предприятия, занимающиеся разработкой в области высоких технологий.

     Татарстан также занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации  по предпринимательской активности. Руководство республики разработало  программу поддержки предпринимательства  на 2010 год, которая включает в себя несколько видов помощи частным предпринимателям.

     Прежде  всего, правительство Татарстана планирует  поддерживать программу по лизингу  оборудования, которая была начата в 2009 году.  Для определения компании, которая получит материальную поддержку, проводится конкурс, победитель конкурса может получить льготы в размере 45 % от стоимости оборудования.

     Одной из основных проблем начинающего  предпринимателя является регистрации  компании, а также отсутствие необходимых  юридических знаний. В рамках программы поддержки предпринимательства в 2010 году правительство предлагает  субсидии, размер которых не превышает 20 000 рублей, а также консультации лучших специалистов республики.

     Предприятия, которые занимаются народными художественными промыслами или декоративно-прикладным искусством, могут рассчитывать на поддержку правительства Татарстана в размере 1 миллиона рублей.

     Различные регионы нашей страны имеют собственные  программы поддержи предпринимательства  в 2010 году, которые ориентированы на помощь предпринимателям, занимающимся определенным видом деятельности, а также молодым бизнесменам.

     Ниже  приведены последние из государственных  программ по поддержке малого предпринимательства.

     Открытое  акционерное общество «Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики» (г. Москва) предлагает представителям малого бизнеса новые программы кредитования. Так, с октября нынешнего года в «Связь-банке» предприниматели смогут оформить ссуды «Кредит под залог приобретаемого движимого имущества» и «Кредит под залог приобретаемого недвижимого имущества» в любом из офисов данной финансово-кредитной структуры во всех регионах России.

     Программы кредитования от «Связь-банка» рассчитаны на представителей малого бизнеса, которые  желают приобрести движимое и недвижимое имущество. «Кредит под залог приобретаемого движимого имущества» подходит бизнесменам, которые желают купить транспортные средства и оборудование. Так, данную ссуду предприниматели могут оформить на срок до 5 лет на сумму, равную 80% стоимости приобретаемого имущества. При этом сумма займа не может превышать 15 миллионов рублей, если кредит оформляет индивидуальный предприниматель, и 60 миллионов – для малых компаний.

     Для представителей бизнеса, которые желают приобрести недвижимость, в «Связь-банке» действует заем «Кредит под залог приобретаемого недвижимого имущества». Оформить ссуду по данной программе кредитования можно на срок до 7 лет в размере 70% от стоимости приобретаемой недвижимости.

     Помимо  этого в «Связь-банке» действуют программы кредитования «Капитал для роста» и «Оборотный капитал». Так, первая программа позволит предпринимателям пополнить необоротные средства (купить имущество, покрыть затраты на ремонт и обслуживание оборудования). Кредит «Капитал для роста» можно оформить на срок до 3 лет. Кредит «Оборотный капитал» может помочь заемщикам покрыть налоговую задолженность, пополнить свои оборотные средства, выплатить заработную плату сотрудникам. Срок кредитования – 3 года.

     Программы кредитования от «Связь-банка» предполагают наличие залогового обеспечения, в качестве которого могут выступить любые ликвидные активы предприятия.

     Пресс-служба «Связь-банка» отмечает, что данные программы кредитования малого бизнеса  предполагают индивидуальный расчет ставок по процентам для каждого предприятия по внутренней методике данной финансово-кредитной организации. Так, размер процентной ставки зависит от срока кредитования, суммы займа и залогового обеспечения.

Информация о работе Малый бизнес