Методы повышения уровня сбережений в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель – исследовать факторы и инструменты, обеспечивающие безопасность сбережений и инвестиций.
Задачи:
определить понятие сбережений и инвестиций и дать характеристику основных теорий сбережений;
рассмотреть мотивы и факторы сбережений, а также зависимость сбережений от параметров макроэкономической среды;
изучить формы и методы стимулирования населения к хранению денег в банках;
предложить пути повышения уровня сохранности сбережений и инвестиций.
привести динамику сбережений населения в России;
провести анализ сбережений населения в Курской области;
охарактеризовать инвестиционный макромеханизм и роль финансового посредничества в его развитии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы безопасности сбережений и инвестиций…………………………………………………………………...6
1.1. Понятие сбережений и инвестиций и характеристика основных
теорий сбережения……………………………………………………………..6
1.2. Мотивы и факторы сбережений…………………………………………10
1.3. Зависимость сбережений от параметров макроэкономической среды..14
2. Методы обеспечения безопасности сбережений и инвестиций………………………………………………………………….17
2.1. Формы и методы стимулирования населения к хранению денег
в банках………………………………………………………..……………...17
2.2. Повышение уровня финансовой грамотности……………………..….19
2.3. Пути повышения уровня сохранности сбережений………………..…23
3. Анализ сбережений в российской экономике……………..26
3.1. Динамика сбережений населения в России……………………...…….26
3.2. Анализ сбережений населения в Курской области……...…………….34
2.3. Инвестиционный макромеханизм и роль финансового
посредничества в его развитии……………………………………..……….40
Заключение…………………………………………………………………..44
Список использованных источников……………………………49
приложения …………………………………………………………………51

Работа состоит из  5 файлов

готовое.doc

— 668.00 Кб (Скачать документ)

       Для решения задачи использования сбережений населения необходимо развитие финансовых институтов, оказывающих сберегательные услуги, их инфраструктуры и финансового рынка в целом. Инфраструктура рынка не может развиваться полностью и динамично, если на нем работают только оптовые потребители. Поэтому выход на рынок домашних хозяйств потребует развития новых технологий и форм организации работы. Мировой опыт свидетельствует, что именно высокая доля мелких инвесторов в структуре акционерных капиталов обеспечивает надежность и ликвидность рынка, а так же приобретение государством дополнительной возможности регулирования денежной массы. Это особенно актуально в развивающихся экономиках, когда инфляционная составляющая тормозит ход рыночных преобразований.

     Многие  из традиционных финансовых структур практически недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены услуг и сложностей работы с ними. Да и в целом инфраструктура рынка пока не сформировалась для работы со средствами индивидуальных мелких инвесторов. Это значительно ограничивает использование наиболее массового источника концентрации ресурсов и инвестирования. Поэтому необходимо повысить эффективность инвестиционной трансформации сбережений населения, делая особый упор на различные формы коллективного инвестирования, например, такие как: акционерные инвестиционные фонды (в том числе чековые), паевые инвестиционные фонды, коммерческие банки (в перспективе преобразуемые в универсальные и инвестиционные), негосударственные страховые пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы (кредитные союзы) и другие аналогичные организации.

     Созданию  более благоприятных условий  для вовлечения населения в активное производительное использование сбережений должно также способствовать поощрение различных форм кредитной самоорганизации широких масс: кредитных товариществ, кооперативов и союзов. Известно, что институты кредитной кооперации широко развиты во многих странах. Подобные структуры в российских условиях могли бы решить многие накопившиеся проблемы на региональном уровне, на базе развития интереса населения к инвестиционному размещению личных сбережений.

     Опираясь  на внутренние источники, т.е. средства и интересы жителей конкретного  региона, кредитная кооперация в  ее различных формах на деле создает благоприятные условия для социально-экономического развития. Поэтому-то она и считается одной из наиболее перспективных форм организации социально ориентированного кредитно-финансового сектора.

     Основой расширения возможностей использовать средства населения как источник инвестирования должна быть политика динамичного роста уровня доходов и благосостояния населения. Без этого недостижимо увеличение сбережений населения. Опасение, что такое увеличение будет инфляционным фактором, имеет основания лишь в исключительном случае, когда отсутствуют рациональные инструменты и методы вовлечения ресурсов населения в хозяйственный оборот. Если же они найдены и задействованы, то резервные сберегательные ресурсы населения могут стать серьезной финансовой базой динамичного подъема экономики региона.

     Сдерживающим  фактором в эффективном инвестиционном использовании сберегательных ресурсов является практически полное отсутствие на протяжении периода реформ единой концепции и обоснованной долгосрочной стратегии включения резервных средств населения в хозяйственный оборот при обеспечении наибольшей выгоды, как для отдельных граждан, так и для экономики в целом [10, с. 45].

     При этом следует реализовать следующие  принципы привлечения сбережений населения в инвестиции:

  • необходимо располагать обоснованными приоритетами, которые позволяют регулировать вовлечение средств населения в хозяйственный оборот в соответствии с конкретными целями социально-экономической политики;
  • необходима система гарантий благосостояния граждан и домохозяйств, участвующих в размещении своих резервных средств в финансовых институтах, инвестирующих в реальный сектор экономики;
  • упорядочение в интересах страны в целом прав, функций и ответственности государства, населения, представителей малого и среднего бизнеса, кредитных организаций в процессе выбора способов и условий привлечения и использования сберегательных средств.

     Нельзя  обойтись без учета факторов социальной дифференциации населения при отработке механизмов регулирования и регламентации процессов использования средств граждан в инвестиционных целях. Большое значение имеет широкое внедрение действенных методов экономического стимулирования к использованию резервных сбережений в качестве инвестиционного ресурса на коммерческих началах. Важно, чтобы имеющийся доход собственника на вложенный капитал включал не только сумму, компенсирующую полностью размер возможных потерь, связанных с инфляцией, но и величину дополнительного дохода на капитал не ниже процентной ставки Центрального банка РФ. Наконец, необходима организация регулярного мониторинга и, на его основе, действенного общественного контроля за ходом реализации государственной стратегии формирования и использования рынка инвестиционных ресурсов, привлекаемых за счет резервных накоплений населения [12, с. 63].

       Не  маловажным для привлечения в  экономику сбережений домашних хозяйств в организованной форме является возрастание доверия населения ко все большему числу финансовых институтов, расширение круга используемых им инструментов и тем самым более активное вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс. Следствием этого должно явиться повышение инвестиционной культуры населения, постепенное избавление от привязки сбережений к валюте, широко используемого населением России для поддержания сохранности своих сбережений.

      Большинство регионов России имеют потенциальные  возможности для своего социально-экономического развития. Но в условиях усиления самостоятельности регионов разработка региональных управленческих решений требует современных подходов. Необходимым элементом формирования региональной инвестиционной политики выступают перспективные экономические расчеты. Их задача состоит в согласовании значений показателей, характеризующих результаты такой политики с необходимыми объемами ресурсов.

      Показатели  сбережений населения являются важным элементом более общей экономической  категории - национального сбережения в СНС. Данные о сбережениях важны для анализа различных аспектов функционирования экономики, в частности для анализа уровня жизни населения, формирования источников финансирования инвестиций, факторов, определяющих норму сбережения. Показатели сбережений населения могут быть полезны для анализа проблем, связанных с совершенствованием налоговой системы, проведением политики в области распределения доходов и т.д. Таким образом, данные о сбережениях населения должны представлять интерес для органов государственного управления, принимающих решения по вопросам экономической политики.

      Для анализа такой сложной категории как сбережение необходимо составление основных счетов СНС для секторов экономики. Например, составление счета операций с капиталом и финансового счета в дополнение к счету использования располагаемого дохода необходимо для анализа использования сбережения на финансирование приобретения различных типов экономических активов. Систематическое составление финансового счета для домашних хозяйств России позволило бы уточнить размеры долларовой наличности у населения, оценки которого в разных публикациях колеблются от 20 до 50 млрд. дол. Эти оценки опираются на методику, в основе которой лежат некоторые условные гипотезы о размере неучтенного вывоза валюты. Поэтому было бы целесообразно сопоставить их с данными о других статьях приобретения активов и принятия финансовых обязательств. Такие данные необходимы для принятия решений по многим вопросам экономической политики [7, с. 15]. 

Таблица 3 - Динамика номинальных денежных доходов и расходов домашних хозяйств Курской области 

  2006 2007 2008 2009 2010
Млн

руб-

В %

к пре-

дыд году

Млн

руб-

В %

к пре-

дыд году

Млн

руб-

В %

 к пре-

дыд году

Млн

руб-

В %

к пре-

дыд году

Млн

руб-

В %

к пре-

дыд году

Денежные

доходы

населения

50690,5 127,7 63484,0 125,2 75761,8 119,3 87988,7 116,1 90417,7 102,8
Денежные

расходы

населения

40806,5 131,5 51904,4 127,2 64523,3 124,3 76151,9 118,0 80853,6 106,2
Превышение денежных доходов над расходами 9884,0 114,0 11579,6 117,2 11229,5 97,0 11836,8 105,4 9564,1 80,8
 

      Основным  показателем, влияющим на размер расходов и сбережений, являются денежные доходы населения. На протяжении пяти лет Курская область входила в число регионов страны с наиболее высоким размером номинальных среднедушевых денежных доходов, которые по предварительным данным в 2007г. составили 7959 руб., что на 26% больше среднего уровня, сложившегося по Российской Федерации. Соотношение среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума в 2007г. составило 215,9 % против 212,9 % в 2006г.

     В 2007г. по сравнению с 2006г. реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились на 6,8 %.

     Оставалась  высокой степень дифференциации населения по уровню денежных доходов. В 2007 г. доходы наиболее обеспеченной группы населения (по 10% доходным группам) в 11,6 раза превышали доходы наименее обеспеченной группы (по РФ - в 14,8 раза), причем на долю наиболее обеспеченного населения приходилось 27,5% общего объема денежных доходов, а на долю наименее обеспеченного населения - 2,4%.

     Доходы  от собственности (дивиденды, проценты по депозитам и другие) по разным причинам не оказывали заметного влияния на уровень жизни населения. Их доля в общей сумме доходов невелика, но имела тенденцию к росту (3,8% в 2007 г. против 1,4% в 2006г.) Наибольшая (59,4%) часть доходов от собственности получена в виде дивидендов (в 2006г. - 19,9%). Положительная динамика наблюдалась в росте доходов от продажи недвижимости.

     В 2009 г. структура использования денежных доходов изменялась в сторону уменьшения сберегаемой части доходов (Приложение Б).

       Становление рыночных отношений потребовали  иного отношения к домашним хозяйствам, при котором независимо от аспекта  рассмотрения (социально-демографического или чисто экономического) больший акцент делается именно на экономические и поведенческие моменты их исследования. В соответствии с этими представлениями домашнее хозяйство соотносится с одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной семьи, но и всего населения.

       Сектор  домашних хозяйств содержит важную информацию о расходах домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства на расходы на конечное потребление и фактическое конечное потребление, о накоплении основного капитала в хозяйствах населения. На основе этой информации можно рассчитать важнейшие макроэкономические показатели уровня жизни населения, структуру и динамику доходов, расходов и сбережений населения. И эти показатели служат основным фактором проведения эффективной инвестиционной политики на уровне региона.

приложение Б.doc

— 49.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

прилодение А.doc

— 21.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Методы повышения уровня сбережений в экономике