Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа
Цель – исследовать факторы и инструменты, обеспечивающие безопасность сбережений и инвестиций.
Задачи:
определить понятие сбережений и инвестиций и дать характеристику основных теорий сбережений;
рассмотреть мотивы и факторы сбережений, а также зависимость сбережений от параметров макроэкономической среды;
изучить формы и методы стимулирования населения к хранению денег в банках;
предложить пути повышения уровня сохранности сбережений и инвестиций.
привести динамику сбережений населения в России;
провести анализ сбережений населения в Курской области;
охарактеризовать инвестиционный макромеханизм и роль финансового посредничества в его развитии;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы безопасности сбережений и инвестиций…………………………………………………………………...6
1.1. Понятие сбережений и инвестиций и характеристика основных
теорий сбережения……………………………………………………………..6
1.2. Мотивы и факторы сбережений…………………………………………10
1.3. Зависимость сбережений от параметров макроэкономической среды..14
2. Методы обеспечения безопасности сбережений и инвестиций………………………………………………………………….17
2.1. Формы и методы стимулирования населения к хранению денег
в банках………………………………………………………..……………...17
2.2. Повышение уровня финансовой грамотности……………………..….19
2.3. Пути повышения уровня сохранности сбережений………………..…23
3. Анализ сбережений в российской экономике……………..26
3.1. Динамика сбережений населения в России……………………...…….26
3.2. Анализ сбережений населения в Курской области……...…………….34
2.3. Инвестиционный макромеханизм и роль финансового
посредничества в его развитии……………………………………..……….40
Заключение…………………………………………………………………..44
Список использованных источников……………………………49
приложения …………………………………………………………………51
Таким
образом, различные подходы к
понятию категории сбережений позволяют
сделать вывод: чтобы домашние хозяйства
больше сберегали и выгоднее использовали
свои сбережения для получения дохода
в будущем, а в итоге инвестировали региональную
экономику, надо проводить политику, направленную
на привлечение сбережений населения.
Для этого необходимо учесть все три функции
сбережений: инвестиционную, воспроизводственную
и кредитную. Без использования сочетания
этих трех функций невозможно эффективное
привлечение сбережений домашних хозяйств.
Региональная инвестиционная политика,
направленная на повышение уровня социально-экономического
развития только в том случае будет успешной,
если будет рационально подходить к сочетанию
этих трех функций сбережений сектора
«домашних хозяйств»
3.3. Инвестиционный макромеханизм и роль финансового
посредничества в его
развитии
Под инвестиционным макромеханизмом мы понимаем макроэкономическую систему трансформации сбережений в инвестиции. Эта система не одинакова в условиях разных социально-экономических формаций и функциональных форм денег, с помощью которых осуществляется воспроизводственный процесс. При полноценных деньгах (исторически - золото) сбережение денег в тезаврации не приводило к увеличению ссудного и инвестиционного фондов в хозяйстве, сбережения лишь омертвлялись в денежном товаре. Такая форма сбережений разрывала цепочку «сбережения ^ инвестиции», а реально- воспроизводственный сектор при этом лишался финансовых ресурсов для роста масштабов производства.
В
экономической науке не существует
однозначного мнения насчет макроэкономических
последствий подобного
Современный инвестиционный макромеханизм осуществляется с использованием неполноценных (кредитно-бумажных, электронных) форм денег. Эти формы денег существенно модифицируют инвестиционный макромеханизм.
В условиях неполноценных форм денег ключевая роль отводится центральному банку - эмитенту денег. Важное отличие воспроизводства экономики с использованием неполноценных денег состоит в том, что в центральном банке происходит мощная концентрация финансовых ресурсов страны, источником которых является эмиссионный фонд. Активы, полученные ЦБ от эмиссии денег, составляют источник финансовых ресурсов национальной экономики. В зависимости от того, каким способом происходит эмиссия денег (на какие активы они обмениваются, точнее - что покупает ЦБ на национальную валюту) будет различным и использование огромного централизованного источника финансовых ресурсов, находящихся в руках ЦБ. Так, при выпуске денег в обмен на кредиты производственному сектору (через рефинансирование коммерческих банков) средства фонда будут использоваться на расширенное воспроизводство. При кредитовании ЦБ правительства или приобретении государственных ценных бумаг - на финансирование увеличения государственного долга. При скупке ЦБ иностранной валюты - на кредитование Центральных банков - стран, чья валюта является международным резервным средством, а при приобретении золота - в конечном счете, на финансирование мировой золотодобычи [4, с. 37-38].
Таким образом, инвестиционный макромеханизм в условиях использования в экономике неполноценных форм денег существенно усложняется и требует достаточно высокой развитости финансовой системы. Он также концентрирует значительную часть финансовых ресурсов национальной экономики, и тем самым приводит к усилению роли государства в инвестиционном процессе. Важно также заметить, что при осуществлении воспроизводственного процесса с использованием неполноценных денег не происходит потери для общества средств, воплощенных в тезаврации. Тезаврация неполноценных денег - это сбережение лишь для отдельных экономических субъектов, но не для общества в целом. Сбережения общества здесь отделены от сбережений экономических субъектов и зависит от денежной политики государства, от того как они увеличивают денежное предложение в экономике.
Существующие денежные теории ориентированы на рассмотрение воздействия денег на систему макроэкономического равновесия в национальной экономике на основе их косвенного влияния, и практически не учитывают воздействие на темпы воспроизводства экономики эмиссионного механизма «производства» денег. Однако при рассмотрении трансформации сбережений в инвестиции как раз важным является эмиссионный механизм выпуска денег и конкретные каналы их движения. От характера эмиссионного механизма существенно зависит степень воздействия денег на экономическую активность в стране, рост экономики и повышения благосостояния. Предложение денег в условиях экономики функционирующей на основе базовых рыночных принципов вызывает неизбежные «денежные сдвиги» и сопровождается «денежными толчками», которые существенно видоизменяют (связывают или разрывают) величину сбережений с величиной действительных инвестиций. Поэтому важным оказывается для денежных властей использовать эти «денежные сдвиги» и «денежные толчки» для расширения масштабов производства и товарного обращения [1, с. 95].
Эффективное воспроизводство, как показал исторический опыт, достигается в условиях рыночной экономики. Рыночная экономика в своем расширенном воспроизводстве (именно этот тип воспроизводства является одной из ее характеристик) использует сложнейший и высокоорганизованный механизм финансового посредничества. Этот механизм сформировался в результате длительного развития общественного воспроизводства. Можно утверждать, что уровень развитости инвестиционного макромеханизма соответствует уровню материального производства и общественного воспроизводства в целом.
По итогам проделанной работ можно сделать вывод о том, что в начале 90-х годов смена общественных координат в России сопровождалась для населения почти обнулением ранее отложенных сбережений. Основными причинами этого можно назвать либерализацию цен и последовавший вслед за ней резкий всплеск инфляции в 1992 году. В условиях снижения уровня реальных денежных доходов возможности накопления денежных средств уменьшились. В 2008 году превышение денежных доходов над расходами, характеризующие возможности населения накапливать денежные средства, составляло менее 5% и снизилось по сравнению с 2007 годом на один процентный пункт, а по отношению к 1992 и 1993 гг. – соответственно на девять и семь процентных пунктов. По мировым стандартам, превышение доходов над расходами населения, позволяющее делать эффективные инвестиции в национальную экономику, должно быть на уровне 30-40%.
В настоящее время ситуация в сфере сбережений населения значительно улучшилась, доверие к банкам начинает восстанавливаться и объем операций кредитных учреждений с физическими лицами постепенно приближается к докризисному.
Принимая во внимание, что банковские вклады и депозиты – единственный на сегодняшний день источник средств населения, пользующийся относительным доверием населения, государство должно создать все условия для максимально полного использования возможностей банковской системы в перераспределении свободных средств населения в кредитные ресурсы для экономики.
Россия вступила в третье тысячелетие с надеждой на долгожданное оживление экономики и устойчивое развитие социальной сферы. Однако, несмотря на определенный рост экономических показателей, все еще сохраняется значительная региональная неравномерность уровня жизни и показателей благосостояния населения, низкий уровень заработной платы для существенной части работающих. Остаются значительными региональная дифференциация доходов и безработица, продолжается поляризация населения по уровню доходов. В настоящее время важное значение приобретают проблемы повышения материального благосостояния населения, оценки реальных доходов и сбережений домохозяйств. На основе этого финансово-сберегательная система государства, во-первых, должна сформировать набор услуг по привлечению и размещению сбережений домохозяйств, и во-вторых, создать условия, при которых сбережения населения превращаются в инвестиции для производителя.
Правительственные решения по инвестиционной политике свидетельствуют о важности сбережений домохозяйств в стимулировании экономического роста. Кроме того, сбережения играют одну из главных ролей в повышении качества и уровня жизни населения. Домохозяйства как основной участник сберегательного процесса формируют потребности, удовлетворение которых требует развития производства.
В
передовых в экономическом
Сбережения - часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей, представляет разницу между располагаемыми доходами и потребительскими расходами. Синоним - накопления. Кроме того, ни один из коммерческих банков России не применяет процентные ставки по вкладам, учитывающие уровень инфляции.
Официальная статистика денежных доходов и расходов населения на основе которой публикуется показатель сбережения населения не в полной мере удовлетворяет требованиям СНС-93. На основе имеющейся информации показатель сбережений населения может быть получен из трех источников:
Основным источником, на основании которого определяются и публикуются данные о доходах и расходах населения, может рассчитываться показатель сбережений, является баланс доходов и расходов населения. Определение денежных доходов в этом балансе не совпадает с пониманием дохода в СНС, который основывается на концепции Дж. Хикса. В соответствии с этой концепцией доход определяется как минимальная сумма, которую можно израсходовать на конечное потребление без уменьшения собственного капитала. Это означает, что не всякое поступление денег населению можно считать доходом, например, часть выручки, которая должна быть израсходована на возмещение затрат, поступления денег от продажи имущества, валюты, ценных бумаг, от изъятия средств со счетов в банке и т.д., поступления денег в результате заимствований (займы, кредиты и т.д.)
В балансе денежных доходов и расходов населения все эти поступления включаются в доходы. В расходы наряду с покупками потребительских товаров включаются расходы на покупку домов, квартир, земельных участков и т.д., которые в СНС рассматриваются как затраты на увеличение капитала и отражаются в счете операций с капиталом. Таким образом, в балансе в отличие от СНС не проводится четкое разграничение между текущими и капитальными расходами, что затрудняет исчисление показателя сбережения как основного источника финансирования инвестиций.
В балансе доходов и расходов значительная часть натуральных поступлений не представлена (например, потребление продуктов собственного производства). Также баланс денежных доходов и расходов в явной форме не содержит данных о сбережениях населения. Однако в упрощенной форме этот показатель исчисляется путем суммирования следующих статей:
В соответствии с концепцией СНС сбережение может быть использовано на финансирование приобретения финансовых активов (прирост наличных денег, депозитов, ценных бумаг) и реальных (нефинансовых активов) покупка домов, земли. Величина приобретения финансовых и нефинансовых активов может превышать величину сбережения, это означает, что инвестиции часто финансировались за счет принятия финансовых обязательств (заимствования).
В результате рассмотренных расхождений между балансом денежных доходов и расходов населения и СНС норма сбережений, рассчитываемая на основе этих двух источников, существенно различается. Как следует из вышесказанного данные о доходах, расходах и сбережении населения, определяемые на основе баланса денежных доходов и расходов, нуждаются в существенной корректировке. Характер этих корректировок определяется упомянутыми выше отступлениями в применяемой методологии от определений, применяемых в СНС.
Покупка и продажа иностранной валюты представляет собой изменение формы финансовых активов, имеющихся у населения. Поэтому покупка иностранной валюты не должна включаться в денежные расходы, которые по концепции СНС включают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг (счет использования располагаемых доходов), а также выплаченные текущие трансферты (счет вторичного распределения доходов). С другой стороны, поступления от продажи иностранной валюты населением не должны включаться в денежные доходы. В СНС операции с отечественной и иностранной валютой отражаются в финансовом счете. Так, изменение активов на руках у населения в результате операций по покупке и продаже иностранной валюты должно быть отражено в разделе финансового счета «Изменение активов» по статье «Наличные деньги и депозит».
Информация о работе Методы повышения уровня сбережений в экономике