Мировой рынок и международная торговля. Торговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание

Основной задачей данной темы, разобрать понятие международной торговли и мирового рынка, рассмотреть такие важные аспекты как например этапы развития оной, ее образование, а также рассмотреть структуру регулирования международной торговли и мирового рынка. В заключении к данной теме будут подведены некоторые итоги, по изучаемому вопросу.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Мировой рынок и международная торговля.
§1.1.Понятие мирового рынка и международной торговли……………..4
§1.2. Суть и этапы развития регулирования торгово-экономических отношений…………………………………………......................................5
§1.3 ГАТТ как регулятор международной торговли. Образование всемирной торговой организации………………………………………..11
§1.4. Международные организации по регулированию мировых товарных рынков………………………………………………………….15
§1.5. Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков…………………………….17
Заключение
ГЛАВА II. Торговая политика России.
§2.1. Экономическая оценка внешнеторгового баланса России.............21
§2.2. Внешнеэкономические связи России……………………………...26
§2.3. Данные Российского экспорта и импорта…………………………27
§2.4.Перспективы вступление России в ВТО……………………...........30
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Мировой рынок2.doc

— 91.90 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ 
ГОУ  ВПО «Магнитогорский Государственный Университет» 
кафедра экономики и предпринимательства 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
по экономической теории на тему: 
«Мировой рынок и международная торговля. 
Торговая политика России» 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил: Турсуков Т.А. 
              студент группы 3л-12 
              Научный руководитель: Кузнецова М.В. 
              доц., к.ф.н.
               
               
               
               

Магнитогорск 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение

ГЛАВА I. Мировой рынок и международная торговля.

     §1.1.Понятие мирового рынка и международной торговли……………..4

    §1.2. Суть и этапы развития регулирования торгово-экономических отношений…………………………………………......................................5

    §1.3 ГАТТ как регулятор международной торговли. Образование всемирной торговой организации………………………………………..11

    §1.4. Международные организации по регулированию мировых товарных рынков………………………………………………………….15

    §1.5. Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков…………………………….17

     Заключение

ГЛАВА II. Торговая политика России.

    §2.1. Экономическая оценка внешнеторгового баланса России.............21

    §2.2. Внешнеэкономические связи России……………………………...26

    §2.3. Данные Российского экспорта и импорта…………………………27

    §2.4.Перспективы вступление России в ВТО……………………...........30

    Заключение 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

   Введение 

   Для начала следует определиться с некоторыми вопросами. Во-первых необходимо показать актуальность выбранной темы, во-вторых вкратце обозначить суть проблемы и то какие вопросы будут рассмотрены в реферате.

   Общепринято, что традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля и это как нельзя точно сказано. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% процентов всего объема международных экономических отношений.

   Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Так, для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Например по определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира движется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы».

   Основной  задачей данной темы, разобрать понятие международной торговли и мирового рынка, рассмотреть такие важные аспекты как например этапы развития оной, ее образование, а также рассмотреть структуру регулирования международной торговли и мирового рынка. В заключении к данной теме будут подведены некоторые итоги, по изучаемому вопросу. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. Мировой рынок  и международная торговля 

   §1.1. Понятие мировой рынок и международная торговля.

   Рынок как важнейший элемент цивилизации является одной из форм общественного разделения труда, в рамках которой на основе конкурентных отношений осуществляется обмен и взаимодействие различных видов деятельности. Это не только экономическая категория, но социальное, политическое, культурное явление, представляющее собой систему отношений между потребителем и производителем, базирующихся на частной собственности, обеспечивающих свободный обмен ресурсами и результатами труда на основе различных форм конкуренции.

   Мировая экономика, мировой рынок, всемирное хозяйство понятия, которые широко используются в экономической науке. Однако как некоего “особого места”, на котором происходит мировое производство и мировая торговля национальными товарами и факторами, производства нет. Эти процессы протекают на территориях суверенных государств, в системе национально-правовых и экономических режимов.

   Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира1. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

   Мировой рынок представляет собой определенную целостную систему, обеспечивающую единство национальных рынков в глобальном масштабе, их жизнеспособность и саморазвитие. 
Необходимость различия национальных рынков отдельных стран и мирового рынка обусловлена следующими обстоятельствами:

- мировой рынок всегда конкурентный (нет законодательных норм и органов, которые могли бы ограничить международную конкуренцию), в то время как национальные рынки могут быть закрытыми для иностранных производителей;

- на национальных рынках, функционирование которых базируется на частной собственности, на орудия труда и средства производства, характер и объемы движения товаров и факторов производства, как правило, обусловлены лишь экономической выгодой и производственными связями между предприятиями и районами страны. В условиях свободной рыночной экономики на внутреннем рынке, как правило, все субъекты хозяйствования (в том числе и иностранные) пользуются одинаковыми правами по перемещению товаров и факторов производства. На мировом рынке на торговые и финансовые потоки существенное влияние оказывает политическая деятельность отдельных государств и международных организаций, принимающих решения без учета экономической выгоды (оказание помощи, “списание” задолженности и т.д.);

- движение товаров между национальными хозяйствами ограничено, и некоторые товары, производимые в отдельных странах, вообще не поступают в мировой товарооборот;

- на мировом рынке действует система мировых цен и мировых валют, механизма формирования которых отличается от систем, действующих на национальных рынках.

§1.2. Суть и этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений.

   Регулирование на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые  правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные  взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран-участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных  связей между заинтересованными  государствами, в частности, путем  достижения стабильности и предсказуемости  режима доступа на рынке.

   Основными направлениями многостороннего  регулирования мировой торговли в современных условиях являются следующие:

- создание заинтересованными государствами договорно-правовой основы торгово-экономических отношений, включая важнейшие принципы и нормы;

- выработка договоренностей относительно применения на национальном уровне комплекса торгово-политических средств воздействия на мирохозяйственные связи, определение рамок и возможностей использования отдельных инструментов торговой политики;

- формирование и дальнейшее развитие международных институтов, содействующих достижению договоренностей и решению спорных проблем, возникающих между странами-участницами, их объединениями и группировками;

- обмен информацией и опытом организации торгово-экономических связей.

   Многостороннее  регулирование является органической составной частью механизма мировой  торговли. Оно выступает как средство, содействующее обмену материальными  ценностями и услугами, производственно-техническими знаниями и опытом между национальными  производителями – экспортерами товаров и услуг. Организационными формами многостороннего регулирования  межгосударственных торгово-экономических  отношений являются международные  экономические организации (МЭО).

   Современный процесс усиления многостороннего  регулирования имеет объективную  основу. Происходящие под воздействием научно-технического прогресса сдвиги в развитии производительных сил  усиливают необходимость в дальнейшем расширении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной  жизни. Реализация результатов научно-технического прогресса приобретает все более  глобальный характер, выходит за рамки  не только отдельных производств  и отраслей, но и государств. Многостороннее регулирование мировой торговли на межгосударственном уровне оказывает  все более заметное влияние на условия осуществления торгово-экономических  и производственно-технических связей между странами, на их объем и  структуру.

   В развитии многостороннего регулирования  можно выделить несколько этапов. На первом этапе, который продолжался  с начала века до второй мировой  войны, многочисленные попытки, создания определенного, механизма решения проблем развития международной торговли в основном оканчивались неудачей, что объяснялось отсутствием общей базы для достижения компромисса между интересами ведущих промышленно развитых стран.  
Только с 1920г. по 1933 г. было проведено пять всемирных экономических конференций. В 1920 г. – в Брюсселе (по финансовым вопросам и внешней торговле). В 1922 г. – в Генуе (по восстановлению экономики Европы и ослаблению протекционизма). В 1927 г. – в Женеве (по таможенному разоружению); в 1930 г. – в Женеве (по ограничению протекционизма);  
в 1933 г. – в Лондоне (по стабилизации валют и отмене торгово-политических ограничений). Попытки многостороннего регулирования осуществлялись Лигой наций и ее экономическим комитетом. Невозможность достижения договоренностей по экономическим проблемам на этом этапе компенсировалась в определенной мере картельными и другими соглашениями на межфирменном уровне.

   На  втором этапе, охватывающем послевоенные годы, начала складываться и получила развитие система многостороннего  регулирования экономических отношений  на межгосударственной основе, был  разработан механизм ее реализации. Основными  принципами, на которых строилось регулирование международной торговли, были либерализация торговли, предполагающая постепенную отмену торговых ограничений на взаимной основе, и широкое применение принципа наибольшего благоприятствования. Эти принципы давали более сильным в экономическом отношении партнерам возможность завоевывать рынки, не опасаясь применения односторонних дискриминационных мер против их экспорта. На роль основного инструмента торговой политики выдвигался таможенный тариф, тогда как количественные ограничения импорта, получившие широкое распространение в западноевропейских странах, подлежали постепенному устранению. При выработке норм и правил, регулировавших товарообмен между странами, были учтены интересы ряда стран-партнеров, в частности, сохранялись зоны преференциальной торговли, и возможность для создания торгово-политических объединений в виде зон свободной торговли и таможенных союзов. Одновременно создавались международные институты регулирования экономических отношений, нацеленные на поиск оптимальных путей решения возникающих на межгосударственном уровне проблем. Основные усилия в тот период были направлены на образование таких механизмов регулирования, которые предусматривали бы ограничение протекционизма, создание условий для либерализации торговли,  а также для доступа на рынки молодых развивающихся государств и к имеющимся в этих государствах материальным ресурсам.

   На  третьем этапе, охватывающем 50-60-ые годы, объектом многостороннего регулирования, был импорт товаров в материально-вещественной форме. В основном промышленной продукции и сырья, между тем как регулирование торговли сельскохозяйственными товарами и проблемы государственного содействия развитию экспорта не входили в сферу многостороннего регулирования, т.к. ведущие его участники были заинтересованы в проведении свободной национальной политики в этих областях, не сдерживаемой международными договорно-правовыми рамками. Все мероприятия государств-участниц системы многостороннего регулирования в тот период были направлены на расширение свободы конкуренции на мировом рынке, формирование международного товарообмена рыночных сил. Вместе с тем применение государствами национальных инструментов торговой политики и обеспечение ослабления протекционистской защиты находились под наблюдением и контролем со стороны соответствующих институтов многостороннего регулирования.

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля. Торговая политика России