Мировой рынок и международная торговля. Торговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание

Основной задачей данной темы, разобрать понятие международной торговли и мирового рынка, рассмотреть такие важные аспекты как например этапы развития оной, ее образование, а также рассмотреть структуру регулирования международной торговли и мирового рынка. В заключении к данной теме будут подведены некоторые итоги, по изучаемому вопросу.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Мировой рынок и международная торговля.
§1.1.Понятие мирового рынка и международной торговли……………..4
§1.2. Суть и этапы развития регулирования торгово-экономических отношений…………………………………………......................................5
§1.3 ГАТТ как регулятор международной торговли. Образование всемирной торговой организации………………………………………..11
§1.4. Международные организации по регулированию мировых товарных рынков………………………………………………………….15
§1.5. Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков…………………………….17
Заключение
ГЛАВА II. Торговая политика России.
§2.1. Экономическая оценка внешнеторгового баланса России.............21
§2.2. Внешнеэкономические связи России……………………………...26
§2.3. Данные Российского экспорта и импорта…………………………27
§2.4.Перспективы вступление России в ВТО……………………...........30
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Мировой рынок2.doc

— 91.90 Кб (Скачать документ)

   ВТО создает основу для дальнейших переговоров  в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО не имеет  устава, содержащего правовые нормы  и положения. Правовой основой ВТО  являются: ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а  также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

   Всемирная торговая организация – постоянно  действующая международная организация; в отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы  ООН. ГАТТ не имело формального статуса  специализированного учреждения. Оно  относилось к межправительственным учреждениям, связанным с системой ООН формальным соглашением.

   ВТО представляет собой организацию  и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 132 государства и еще 31 страна, среди которых Китай, Российская Федерация, Саудовская Аравия, которые ведут переговоры о вступлении в нее. Среди членов ВТО – 32 развитых страны и 100 развивающихся стран.

   §1.4. Международные организации по регулированию мировых товарных рынков

   Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем

Рисунок   1: Международные организации по регулированию мировых товарных рынков

переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию  торговли товарами и услугами. (см. рисунок 1)

   §1.5.Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков

   Межправительственные  организации по регулированию мировых  товарных рынков, именуемые Международными товарными организациями (МТО), включают:

   Международные организации;

   Международные советы;

   Международные консультативные комитеты;

   Международные исследовательские группы.

   МТО имеют целью наблюдения за реализацией  международных товарных соглашений, а также изучение состояния мировых  товарных рынков и обсуждение проблем, связанных с соотношением спроса и предложения на конкретных рынках, и выработки рекомендаций правительствам стран-участниц (Международные консультативные  организации и Международные  исследовательские группы). Деятельность МТО в определенной степени ограничивает возможности для односторонних  действий некоторых стран-производителей сырья, препятствует образованию международных  объединений экспортеров картельного  типа.

   Международные организации МО (International Organizations) были созданы на основе международных товарных соглашений с целью наблюдения за их реализацией. Они обладают правосубъективностью, имеют конкретные цели и организационную структуру. Направления деятельности МО предполагают использование специально создаваемых механизмов в зависимости от вида соответствующего международного товарного соглашения.

   В настоящее время в системе  ООН действуют Международные  организации по какао, по кофе, по натуральному каучуку, по сахару, по зерну, по тропической  древесине, по джуту. Организационная  структура МО, наделенных международной правосубъектностью, в принципе, однотипна. Она включает Международный совет, Исполнительный комитет и Исполнительного директора. Международный совет является высшим органом, состоящим из представителей всех участников Соглашения. Он проводит регулярные очередные и внеочередные сессии, где принимаются решения, связанные с реализацией Соглашения. Система распределения голосов при принятии решений основана на формальном равенстве сторон – стран-экспортеров и импортеров. Исполнительный комитет – это высший исполнительный орган, работающий под руководством Совета и отчитывающийся перед ним. Он осуществляет текущее наблюдение за состоянием конъюнктуры мирового рынка и вырабатывает рекомендации по механизму его регулирования. (см. рисунок  2) 
 
 
 
 

 

  Заключение

  В заключении стоит отметить, что мировой рынок и международная торговля проходило по этапный процесс регулирования торгово-экономических отношений всех стран. С одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые. Так же стоит заметить, что при создании ВТО, значительно увеличивается и расширяется сфера действия договорно-правовой системы регулирования торговли товарами и услугами между странами-участницами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА II. Торговая политика России 

  §2.1. Экономическая оценка внешнеторгового баланса России.

  Россия  принимает участие в мировой  торговле уже более 1000 лет - еще начиная  с образования Древней Руси. Всем хорошо известны из истории торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в персы». Русские купцы из древних городов Киева, Новгорода и других активно торговали с Византией, Грецией.

  В настоящее время наша страна имеет  экономические отношения со многими  странами мирового сообщества. Безусловно, обладание большим количеством  торговых связей оказывает положительное  влияние на состояние национальной экономики. Но у России существует немало экономических проблем в мировой  экономике, основная из них - это падение доли страны в ВМП. А она вызвана проблемами падения производства и снижения производственного потенциала страны.

  У России есть множество предпосылок  для исправления и стабилизации экономического положения страны на мировой арене. Поэтому рассмотрим общую экономическую характеристику нашей страны.

  Российская  Федерация (РФ) является крупнейшим по территории государством мира - 12,7% мировой  суши, на которой проживает 2,4% населения  мира. Она производит 1,1-2,5% ВМП (1999). РФ образовалась в 1991 г. в результате развала Советского Союза. Современная хозяйственная система страны является следствием слома государственного строя, разрушения единого экономического пространства и хозяйственного механизма.

  В составе СССР Российская Федерация  обладала крупнейшим научным и промышленным потенциалом. В наследство ей достались высокоразвитые авиакосмическая промышленность, энергомашиностроение, судостроение, металлургия, базовая химия, атомная энергетика, морской флот, одна из крупнейших в мире научно-техническая и разработанная ресурсная базы. По оценкам, на долю РФ приходится 1/5 часть мировых минеральных ресурсов. На ее территории расположено 33% мировых запасов природного газа, крупнейшие запасы каменного угля, железа и никеля, олова и свинца, золота и алмазов, нефти.

  Однако  экономический потенциал России не востребован в полной мере. Страна имеет огромные резервы для интенсификации своего экономического роста. По объему валового внутреннего продукта Россия замыкает первую восьмерку развитых стран мира. Подсчеты на основе различных методик (по паритету покупательной способности (ППС) и по обменному курсу) на сегодняшний день показывают, что ВНП России едва достигает 10% ВНП США. Российский показатель ВНП на душу населения меньше американского более чем в 5 раз.

  До  сих пор Россия может соперничать  на равных с США только как космическая  держава. Благодаря мировому признанию  российских технологий в ракетостроении и освоении Космоса вообще, Россия сотрудничает в этой области со многими  развитыми странами. В целом высокие  технологии в различных отраслях российской экономики опираются  на сложившиеся в последние десятилетия  научные традиции и школы, которые  при наличии адекватного экономического механизма вполне могут помочь стране реализовать все ее возможности.

  Отрицательные тенденции экономического развития изменили положение РФ в мировом  хозяйстве. Ее доля в мировом производстве сократилась с 6% в 1990 г. до 2,4% в 1999 г. (по ППС). По душевой ВВП составил 33-35% от аналогичного показателя, что отбросило страну на 98-е место в мире при подсчете ВВП по текущему валютному курсу и на 80-е по ППС.

  В мировом хозяйстве страна известна как крупный производитель минерального сырья. В конце 90-х годов Российская федерация обеспечивала 28% мировой  добычи природного газа, 14% - каменного  угля, 11% - нефти. Она является крупным производителем; алмазов, алюминия, платины, электроэнергии, черных металлов, деловой древесины, хлопчатобумажных тканей, зерна, минеральных удобрений, но незначительным производителем машин и оборудования. Все машиностроение РФ по объему продаж уступает одной американской корпорации «Дженерал Моторс». На долю Российской Федерации приходится всего 0,3% мирового объема наукоемкой продукции.

  Экономическое ослабление РФ крайне затрудняет для  нее реализацию своих потенциальных  преимуществ. Минеральные и сырьевые ресурсы (до 40% доступных полезных ископаемых) сосредоточены в сибирском и  дальневосточном районах. Освоение природных ресурсов, также как  и воплощение прежних и новых  научно-технических наработок в  конкурентоспособные изделия, требуют  для своей реализации крупных  капитальных расходов, которые могут  оказаться непосильными для страны в ближайшем будущем при существующем воспроизводственном режиме.

  Защите  национального производства не уделяется  должного внимания, потому что в 90-е  годы преобладал подход, что запад  нам поможет. Это привело к  гипертрофированной зависимости российского  хозяйства от международных рынков.

  Выше  уже отмечалось, что в Российском экспорте значительную роль играет продажа  минерального сырья, полезных ископаемых. Экспорту нашей страны свойственна  сырьевая направленность. И доходы от продаж природных ресурсов составляют основную статью доходов страны. Экономисты подчеркивают, что именно огромный природный потенциал России является объективным конкурентным экономическим  преимуществом внешней торговли. Природный потенциал выражается в том, что наша страна обладает 15-17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды и огромными рекреационными ресурсами. К сожалению, в обрабатывающих и машиностроительных отраслях промышленности не были сформированы аналогичные конкурентные преимущества.

  По  данным Банка России, положительное  сальдо внешнеторгового баланса  Российской Федерации, продолжает сокращаться. Согласно опубликованной информации, очередное и весьма значительное увеличение экспортной выручки в  апреле 2007 года (+ 15,1%), достигшее порядка 44.1 млрд. долларов, было практически  полностью перекрыто ростом импорта (+ 45.1%). Таким образом, апрель стал седьмым  по счету месяцем, продемонстрировавшим падение положительного внешнеторгового  сальдо. По сравнению с аналогичным  периодом прошлого года снижение составило 12%.

  В последний раз подобное затяжное сокращение было отмечено в начале 2002 года. Тем не менее, текущее положительное  сальдо остается по-прежнему внушительным - 11 млрд. долларов, что сохраняет  вероятность существенного притока  капитала в виде выручки от экспорта в дальнейшем. "Мы считаем, что текущий приток экспортной выручки является достаточным для поддержки тенденций роста ликвидности и объема торгов на фондовом рынке, а также для сохранения давления на обменный курс рубля, - считают аналитики Атона2. - Мы ожидаем, что данная тенденция будет продолжаться и в будущем году, учитывая стабилизацию цен на нефть, рост курса рубля и высокие темпы экономического роста. Мы также ожидаем, что положительное сальдо внешней торговли может сойти на нет ранее 2010 года, как прогнозирует правительство".

  "Даже  если цены на нефть останутся  на нынешнем уровне в ближайшие  несколько лет, то к 2010 году  все равно произойдет исчерпание  положительного сальдо торгового  баланса, связанное с ростом  импорта", - уверена Наталья Орлова, ведущий экономист Альфа-Банка. В этом случае, отмечает она, приток капитала в Россию уменьшится, что повлечет за собой ослабление курса рубля.

  Быстрые темпы роста импорта во многом вызваны укреплением национальной валюты и увеличением доходов  населения. На данный момент отсутствие конкурентоспособных российских товаров  дополнительно подстегивает импорт. Ослабление позиций рубля, введение ограничений на импортные поставки и параллельное развитие собственного производства могли бы несколько  изменить ситуацию. "Темпы сокращения положительного сальдо зависят, прежде всего, от увеличения объема импорта  как потребительских, так и инвестиционных товаров. Причем последний факт наиболее важен. Россияне не хотят ездить на отечественных автомобилях, потреблять в пищу отечественные продукты и  отдыхать на отечественных курортах, - рассказывает Максим Орловский, заместитель гендиректора по аналитике ГК "Регион". - В будущем мы имеем все шансы прийти к нулевому сальдо внешнеторгового баланса, а при определенном снижении цен на нефть и вообще "вылететь" в отрицательное. Что, впрочем, было заложено правительством в проекте бюджета".

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля. Торговая политика России