Мировой рынок и международная торговля. Торговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание

Основной задачей данной темы, разобрать понятие международной торговли и мирового рынка, рассмотреть такие важные аспекты как например этапы развития оной, ее образование, а также рассмотреть структуру регулирования международной торговли и мирового рынка. В заключении к данной теме будут подведены некоторые итоги, по изучаемому вопросу.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Мировой рынок и международная торговля.
§1.1.Понятие мирового рынка и международной торговли……………..4
§1.2. Суть и этапы развития регулирования торгово-экономических отношений…………………………………………......................................5
§1.3 ГАТТ как регулятор международной торговли. Образование всемирной торговой организации………………………………………..11
§1.4. Международные организации по регулированию мировых товарных рынков………………………………………………………….15
§1.5. Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков…………………………….17
Заключение
ГЛАВА II. Торговая политика России.
§2.1. Экономическая оценка внешнеторгового баланса России.............21
§2.2. Внешнеэкономические связи России……………………………...26
§2.3. Данные Российского экспорта и импорта…………………………27
§2.4.Перспективы вступление России в ВТО……………………...........30
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Мировой рынок2.doc

— 91.90 Кб (Скачать документ)

   На  четвертом этапе, охватывающем 70-ые годы, система многостороннего регулирования  претерпела заметные изменения. Это  было обусловлено существенными  сдвигами в структуре мирохозяйственных  связей, которые приобретали все  более производственно-технический  характер на основе происходившей интернационализации  производства в рамках транснациональных  корпораций.

   В связи с изменившимися условиями  в 70-ые годы в системе многостороннего  регулирования экономических отношений  основным принципом стал принцип  организованности, основанный на концепции  «организованной свободной торговли». Эта система регулирования предусматривала  в качестве важнейших объектов: регулирование  структуры производства на национальном уровне, координированные действия на межгосударственной основе по расширению произведенной продукции посредством  заключения международных товарных соглашений и соглашений об ограничении  экспорта. Важнейшими инструментами  такой системы стали нетарифные барьеры, являющиеся во многом результатом  активного вмешательства национальных государств, в воспроизводственный процесс в интересах крупных промышленных компаний. И хотя в рамках многостороннего регулирования продолжилась деятельность, направленная на снижение уровня таможенно-тарифной защиты и на отмену количественных ограничений, основные усилия сосредоточивались на упорядочении конкуренции на мировом рынке, на более четкой регламентации деятельности национальных правительств в торгово-политической области, в частности, путем унификации правил и процедур применения нетарифных барьеров.

   Важную  роль в системе многостороннего  регулирования в 70-ые годы играли вопросы  экономического сотрудничества между  Востоком и Западом: определение  наиболее перспективных областей сотрудничества; изучение проблем промышленного сотрудничества и путей содействия его развитию; обсуждение основных принципов и норм торгового обмена; ограничение действия торговых препятствий; выработка организационно-правовых документов, направленных на облегчение деловых связей. В рамках Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН широко использовалась практика проведения специальных совещаний экспертов, коллоквиумов, семинаров, которые создавали основу для обмена мнениями между делегациями по вопросам расширения областей сотрудничества, что оказывало влияние на принимаемые правительствами стран Востока и Запада решения. В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки, а также на последующих встречах стран-участниц в Белграде, Мадриде, Вене, в числе прочих были сформулированы основные задачи и направления работы в области развития общеевропейского торгово-экономического сотрудничества. В рамках международных специализированных торгово-экономических организаций ЕЭК (Европейская Экономическая Комиссия ООН) и ЮНКТАД (единая национальная конференция по торговле и развитию) проводились обсуждения и решались некоторые конкретные проблемы, касающиеся отношений государств Востока и Запада.

   На  современном этапе, охватывающем 80-90-ые годы и начало нового века многостороннее регулирование приобрело особо  важное значение и распространилось на многие области экономического межгосударственного сотрудничества. Это обусловлено дальнейшим усилением процесса интернационализации производства, основанного на специализации и кооперировании производства как на внутрифирменном, так и на межфирменном уровне; резким обострением конкурентной борьбы на мировых товарных рынках; усилением взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик; ускорением научно-технического прогресса, распространяющегося на все более широкий круг стран. Основными объектами многостороннего регулирования в настоящее время являются вопросы развития специализации и производственного кооперирования, согласования объемов производства по сырьевым и продовольственным товарам, вопросы торговли услугами, содействие развитию межфирменных связей со стороны национальных государственных органов и неправительственных организаций, ограничительная деловая практика. Это находит выражение в разработке и принятии специализированными международными организациями руководств, правил и норм в области промышленного сотрудничества. И предоставления материально-технических услуг по обслуживанию производства, в области торговли научно-техническими знаниями, и инжиниринговыми услугами,  а также в разработке и подписании международных товарных соглашений по торговле отдельными видами сырьевых товаров и готовых изделий, а также соглашений по развитию производства и экспорта по конкретным видам товаров.

   Значительное  внимание уделяется вопросам совершенствования  организации международного торгового  обмена, ведется работа по унификации торговых документов, улучшению практики арбитража, процедур, связанных с  заключением и исполнением внешнеторговых сделок.

   Характерной чертой многостороннего регулирования  на современном этапе является участие  в нем не только крупных, но и малых  промышленно развитых стран, а также  большинства развивающихся стран. Это привело к тому, что формы  и методы многостороннего регулирования  стали более гибкими, отражающими  интересы все большего числа участников мирохозяйственных связей.

   Произошли изменения и в механизме многостороннего  регулирования. Основными его принципами стали ослабление таможенно-тарифной защиты стран-участниц и сдерживание нетарифного протекционизма в согласованных рамках. Проводимые в рамках многостороннего регулирования. Мероприятия направлены на расширение внутрикорпорационного обмена, развитие внутрифирменной специализации и кооперирования производства, более тесное увязывание экономик промышленно развитых стран, дальнейшее углубление мирохозяйственных связей на межфирменном уровне. Возросло значение организационных структур, регламентирующих торгово-политическую деятельность национальных государств, а также роль региональных торгово-экономических интеграционных группировок и организаций.

   §1.3. ГАТТ как регулятор международной торговли. Образование всемирной торговой организации.

   С 70-х годов начался интенсивный  процесс формирования общего правового  пространства. Этому в значительной мере способствовала деятельность, осуществляемая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), направленная на совместимость национальных систем регулирования внешней торговли, устранение многих барьеров в международном товарообмене и формирование современной международной торговой системы.

   ГАТТ  – это система, имеющая механизм сдерживания односторонних действий, поддержания нормального климата  в международных торговых отношениях. С 1 января 1995 г. ГАТТ преобразована  во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая составляет основу, на которой базируются все другие многосторонние соглашения, заключенные в рамках ГАТТ и в ходе «Уругвайского раунда».

   Соглашение  об образовании ВТО предполагает создание новой договорно-правовой системы регулирования торговли товарами и услугами между странами-участницами. ВТО значительно расширяет сферу  действия ГАТТ в редакции 1994 г., распространяя  ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, и включает соответствующие два  соглашения по этим вопросам: Соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), имеющим отношение  к торговле.

   Органы  ВТО призваны обеспечить единый подход к исполнению странами обязательств и договоренностей «Уругвайского  раунда». Членство в ВТО автоматически  означает для стран принятие на себя в полном объеме и без всяких исключений всего пакета соглашений и договоренностей  «Уругвайского раунда», кроме четырех  соглашений с добровольным участием: соглашение о торговле гражданской  авиатехникой; соглашение по правительственным закупкам; международное соглашение по молочной продукции; соглашение по говядине. Согласно договоренности, между участниками «Уругвайского раунда» создается многосторонний механизм разрешения споров, устанавливающий строгую дисциплину для членов ВТО в случае возникновения конфликтных ситуаций по тем или иным вопросам торговых отношений (тем самым заменяются отдельные системы, действовавшие в ГАТТ и различных добровольных кодексах).

   Для России, вовлеченной в процесс  вхождения в мировую систему  хозяйства, Соглашение о создании ВТО  имеет существенное значение, поскольку  новая организация включает в  свои рамки ГАТТ, о намерении присоединения  к которой РФ сделала официальное  заявление в июне 1993 г. Присоединение  России к Соглашению о создании ВТО  отвечает ее интересам и будет  способствовать росту авторитета и  роли РФ в международных экономических  организациях. 

   Всемирная торговая организация – ВТО (World Trade Organization – WTO) 

   Начала  действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению  реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся  в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда».

   Особенность «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров состоит в  том, что впервые в истории  ГАТТ в повестку дня были включены вопросы, не имеющие прямого отношения  к деятельности данной организации. Это относится в первую очередь  к торговле услугами (включая банковские, страховые, транспортные, строительные, компьютерные), а также к вопросам защиты интеллектуальной собственности, инвестиций, связанных с торговлей. Кроме того, в повестку дня раунда были включены вопросы совершенствования  и адаптации механизма ГАТТ к  современному этапу развития мировой  торговли. Расширяя сферу деятельности, ГАТТ по существу превратилась во всемирную  экономическую организацию по гармонизации существующей международной торговой системы.

   Для проведения многосторонних переговоров  в рамках «Уругвайского раунда»  была создана довольно сложная организационная  структура в составе: специального органа – Комитета по надзору, призванного  наблюдать за выполнением взятых участниками обязательств не вводить  новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп  – по таможенным тарифам; по нетарифным мерам; по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по торговым аспектам инвестиционной политики; по изменению статей ГАТТ; по соглашениям и договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами.

   Характерной чертой «Уругвайского раунда» является то, что многосторонние торговые переговоры впервые приобрели комплексный  характер и имели конкретные практические результаты. По итогам переговоров 15 декабря 1993 г. был принят Заключительный акт  переговоров и Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Новые соглашения и договоренности, достигнутые в ходе «Уругвайского  раунда», призваны гарантировать стабильность договорно-правовой основы международной торговли. Они создают новый механизм международной торговой системы.

   Одобрение заключительного акта странами-участницами означает, что проходившие на протяжении 7 лет переговоры (1986 – 1993 гг.) в рамках ГАТТ были успешно завершены. Подписание и ратификация Заключительного акта состоялись 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Его подписали представители 120 стран – участников многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ.

   Заключительный  акт по результатам «Уругвайского  раунда» многосторонних торговых переговоров (Final Act Embodying the Results of the Uruguay Round of Maltilateral Trade Negotiations, Marrakesh 15 April 1994) содержит следующие положения.

   Соглашение  о создании Всемирной торговой организации  – Министерские декларации, решения, договоренности по финансовым услугам (прилагаемые к нему), содержащие результаты переговоров и составляющие неотъемлемую часть Заключительного  акта.

   Подписанием Заключительного акта участники  согласились:

   а) поддерживать Соглашение о ВТО перед  своими компетентными органами с  целью его одобрения в соответствии с установленной процедурой;

   б) одобрить Министерские декларации и  решения.

   Представители стран-участниц обязались принять  меры, чтобы Соглашение о создании ВТО и приложенные к нему многосторонние торговые соглашения были ратифицированы всеми участниками «Уругвайского  раунда» и вступили в силу с 1 января 1995 г. Они остаются открытыми для  принятия в течение двух лет после  этой даты.

   Соглашение  о создании ВТО открыто для  подписания всеми участниками, согласными с его XIV статьей. Одобрение и вступление в силу торговых соглашений с добровольным участием регулируются положениями этих соглашений.

   До  принятия Соглашения о создании ВТО  его участники, которые ранее  не были договаривающимися сторонами  по ГАТТ, должны провести переговоры о  присоединении к ГАТТ и стать  Договаривающимися сторонами последнего. Для стран, не являющихся членами  ГАТТ на дату принятия Заключительного  акта, порядок не был определен  и должен быть установлен для целей их присоединения к ГАТТ и принятия Соглашения о ВТО.

   Заключительный  акт и тексты, приложенные к  нему, депонированы у Генерального директора ГАТТ. Соглашение о создании ВТО является одним из самых важных результатов многосторонних переговоров. Оно образует основу, на которой  базируются другие многосторонние соглашения, разработанные в ходе «Уругвайского  раунда». Эти соглашения входят в  список приложений к Соглашению о  создании ВТО.

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля. Торговая политика России