Модель макроэкономического равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов и изучение макроэкономического равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках в кейнсианской модели. Исходя из данной целевой установки, в работе решается ряд задач:
Рассмотреть понятие макроэкономического равновесия;
Изучить макроэкономическое равновесие на товарном рынке;
Изучить макроэкономическое равновесия на денежном рынке ;
Изучить макроэкономическое равновесия на ресурсном рынке;
Рассмотреть на базе данных модель макроэкономического равновесия на всех рынках России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Понятие макроэкономического равновесия
1.1 Понятие равновесия………………………………………………………….5
1.2 Параметры макроэкономического равновесия……………………………..7
Глава II Модели макроэкономического равновесия
2.1 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке (модель IS)……..12
2.2 Макроэкономическое равновесие на денежном рынке (модель LM)…….16
2.3 Модель макроэкономического равновесия на ресурсном рынке...............20
2.4 Модель равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках……….25
Глава III Анализ макроэкономического развития России
3.1 Особенности макроэкономического равновесия в России………………..31
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

Модель макроэкономического равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках.docx

— 300.08 Кб (Скачать документ)
Рис 12б. Общее экономическое равновесие 
            в неоклассической модели
 
    Таким образом, если домашние хозяйства и  предприниматели согласовали свои планы на рынках труда и капитала, то и на рынке благ планируемое  предложение совпадает с запланированным  спросом. На рис. 12б это отображается тем, что график совокупного спроса yD(i) пересекает график совокупного предложения yS(i) в точке, соответствующей объему выпуска при полной занятости.

    Условия общего экономического равновесия в  реальном секторе представляет в  неоклассической модели следующая  система уравнений, из которой определяются равновесные значения занятости, ставки реальной зарплаты, ставки процента и  национального дохода:

 
 
 

    Таким образом, равновесие в реальном секторе  экономики не зависит ни от уровня цен, ни от количества денег.

    Денежный  сектор. Количество находящихся в обращении денег и скорость их обращения определяют уровень цен (квадрант I, рис. 12б, верхняя часть), посредством которого исчисляются номинальные значения национального дохода и зарплаты (квадрант II, рис. 12б, верхняя часть).

    Для определения уровня цен используют уравнение количественной теории денег: MV Py, в котором параметры V и y заданы: скорость обращения денег определяется техническими и институциональными условиями, а величина реального национального дохода формируется в процессе установления равновесия в реальном секторе. Поскольку ни V, ни y не зависят от количества денег, уровень цен определяется только количеством находящихся в обращении денег: MV/y. На этом основан известный вывод классической школы: «Если бы вся сумма находящихся в обращении денег удвоилась, цены также возросли бы вдвое».

    Итак, из макроэкономической модели, реконструирующей представления экономистов классической школы, следует, что благодаря гибкости ставки номинальной зарплаты и ставки процента рыночный механизм постоянно  направляет экономику к состоянию  общего экономического равновесия при  полной занятости. Превышение предложения  над спросом на рынке труда (безработица) или рынке благ (кризис перепроизводства) возможно лишь как временное явление  и связано с отклонением относительных  цен от своих равновесных значений. Изменение количества находящихся  в обращении денег не влияет на равновесные значения реальных параметров экономики, а изменяет только их номинальные значения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
:
 
   
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III

3.1 ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РОССИИ

    

Деятельность  огромного количества хозяйствующих  субъектов, осуществляющих производство и реализацию товаров, иные виды бизнеса, упорядочивается и развивается  под воздействием требований рынка. Рынок составляет экономическую  среду торгового и другого  предпринимательства. Он представляет собой сложный социально-экономический  механизм, который требует изучения и постоянного совершенствования. 
      Рыночная экономика состоит из совокупности взаимосвязанных рыночных секторов. Принято выделять несколько таких секторов: рынок труда, рынок капиталов, фондовый рынок, страховой рынок и др. Работа всех этих секторов регулируется рыночными механизмами и институтами и вместе с тем подчиняется требованиям правовой системы.

    

Рыночный механизм действует таким образом, что  любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства  государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании  монопольно высоких цен.

«Цена пола» - установленная  минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

    

Цены пола и  потолка могут быть установлены  государством, регулирующим ценообразование  на рынке. Например, государство при  осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

    

Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

    

С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать  устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость  топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью  недопущения их резкого роста, возникновению  социальных волнений и т.п.

Цены потолка  занижены по сравнению с равновесной  ценой и препятствуют повышению  рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы  приостановить инфляцию и воспрепятствовать  снижению жизненного уровня.

    

Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции  в России. Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые  продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного  ниже той равновесной цены, которая  могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту  проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.

    

Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся  на основе взаимодействия спроса и  предложения и, возможно, скорректированным  путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться  от этого уровня (если только она  не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли  в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен  ведет за собой наложение санкций  и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента.

    

Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.

    

ФАС уже несколько  месяцев ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых цен  на нефть практически во всех странах  произошло адекватное снижение цен  на конечные продукты нефтепереработки. Но только не в России.

    

После ряда действий антимонопольной службы положительные  сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз. Так, по данным ФАС, сегодня  в нескольких регионах, в первую очередь Центральной России, цена бензина марок Аи-95 и Аи-92 уже  опустилась ниже 20 рублей. Однако в  остальных случаях цены остаются запредельными.

    

Помимо установления минимальных и максимальных цен  государство стимулирует спрос  посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, правительство РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будут предоставляться  по кредитам на автомобили, стоимость  которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они должны быть российского  производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, а начали их предоставлять с 2009 года.

    

Отмечается, что  в диапазон до 350 тысяч рублей попадает вся вазовская продукция, базовые  комплектации таких моделей российской сборки как Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, KIA Spectra и Hyundai Accent. Но все это только в  том случае, если курс доллара не будет дальше активно расти. В  противном случае в диапазоне  до 350 тысяч рублей в скором времени  может остаться только вазовская  продукция.

    

В данный момент для стабилизации российского авторынка  самое главное - поддерживать спрос  со стороны конечного покупателя. Если не будет спроса, никакие меры поддержки автопрому не помогут, а деньги будут уходить. Для того чтобы спрос оставался на высоком  уровне, необходимо чтобы доходы покупателей  росли, и существовала возможность  получить кредит по разумной ставке. В  данный момент 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (13%) - это 8,7%. В принципе, для конечного  потребителя снижение ставки по автокредиту  на эту цифру достаточно хороший стимул для покупки.

    

Следующей особенностью рынков в России является то, что  многие из них представляют собой  механизмы несовершенной конкуренции, в частности монополии и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей - это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.

    

Как видим, олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать собственные условия  в отношении цен на продукт, и  в отношении номенклатуры. Пользуясь  протекционистскими мерами государства (например, повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей  в 2 раза), предприятие может управлять  ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные  конкуренты вынуждены поднимать цены. Так например, о повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2-7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5-8%), Volvo (10-15%), Subaru. Уже подорожали на 5-7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15-20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито» [14].

    

Тоже самое  касается и номенклатуры. Рассмотрим это на примере той же автомобильной  отрасли.

Согласно данным исследования, проведенного аналитическим  агентством «Автостат», 72,8% новых автомобилей  реализованных на российском рынке  в 2008 году имеют двигатель объемом  до 2 литров. При этом, наиболее популярный объем двигателя, который выбирает почти каждый второй покупатель новой  машины (48,9%) - находится в диапазоне  от 1,4 до 1,6 литра. С такими двигателями  в прошлом году было реализовано 1,36 млн. легковых автомобилей из общего числа в 2,8 млн. шт. Этот факт аналитики  объясняют тем, что почти вся  продукция АВТОВАЗа (кроме семейства  «Нивы») оснащается двигателями именно такого объема, а это более 600 тыс. шт.

    

В отчете «Автостат» говорится, что на диапазон от 2,0 до 2,5 литров по итогам года пришлось 18,3% рынка (512,4 тыс. авто), а машин объемом  двигателя больше 2,5 литра продалось  всего 250 тыс. шт., что соответствует 8,9% рынка. Аналитики констатируют, что  в целом структура российского  рынка по этому параметру находится  в промежуточном положении между  европейским и американским рынками. В Европе очень популярны микролитражки  объемом до 1,2 литра, тогда как  в России на этот сегмент приходится лишь 2,3% рынка. А в Америке наоборот, достаточно большим спросом пользуются автомобили мощными двигателями (свыше 3 л.). На российском рынке доля таких машин составляет менее 6%.

    

Равновесие спроса на рынке товаров в России сильно зависит от социальной составляющей экономики - это заработная плата, уровень  безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан - это заработная плата.

    

С 2000 г. виден  рост номинальной, а в последствии  и реальной заработной платы. Рост покупательной  способности приводит к росту  спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы  начинает падать, растет безработица. Как это влияет на спрос и предложение  а также цены товаров. Рассмотрим это на примере той же автомобильной  отрасли.

    

В январе в России было продано 116 500 новых автомобилей  российской и зарубежной сборки, включая  легкие коммерческие, что значительно  меньше чем в прошлом году (за январь 2008 - 174488 шт., за декабрь 2008 - 210293 шт.) Это следует из предварительных  данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), предоставленных «Ведомостям» одним из российских дилеров.

Информация о работе Модель макроэкономического равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках