Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение форм монополий и их эволюции.
Для раскрытия цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и характерные черты монополий.
2. Изучить виды и формы монополий.
3. Изучить ход эволюции монополий.
4. Рассмотреть историю развития монополий в России.
5. Выявить особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы.
6. Изучить роль естественных монополий в национальной экономике.
7. Рассмотреть государственное реформирование и контроль за монополиями в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ…………………..5
1.1. Понятие и характерные черты монополий………………………………...5
1.2. Виды и формы монополий………………………………………………….8
1.3. История возникновения и развития монополий…………………………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ………………..17
2.1. История развития монополий в России…………………………………...17
2.2. Особенности современной монополизации, ее позитивные и
негативные факторы…………………………………………………………….21
2.3. Роль естественных монополий в национальной экономике……………..24
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
ЗА МОНОПОЛИЯМИ В РОССИИ…………………………………………….28
3.1. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте…..28
3.2. Реформирование электроэнергетики………………………………………32
3.3. Методы и государственный контроль в сферах естественных
монополий………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ…………………..5
1.1. Понятие и характерные черты монополий………………………………...5
1.2. Виды и формы монополий………………………………………………….8
1.3. История возникновения и развития монополий…………………………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ………………..17
2.1. История развития монополий в России…………………………………...17
2.2. Особенности современной монополизации, ее позитивные и
негативные факторы………………………………
2.3. Роль естественных монополий в национальной экономике……………..24
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
ЗА МОНОПОЛИЯМИ В РОССИИ…………………………………………….28
3.1. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте…..28
3.2. Реформирование
электроэнергетики…………………………………
3.3. Методы и государственный контроль в сферах естественных
монополий………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
ВВЕДЕНИЕ
В
современной рыночной экономике
естественные монополии играют ведущую
роль в обеспечении устойчивого
развития национальных экономических
систем. К их числу относятся
В тоже время естественные монополии представляют собой особый монопольный сегмент экономики, деятельность которого невозможна без регулирующей роли государства.
В течение многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные преимущественно на принципах прямого контроля с использованием механизмов ценового и неценового регулирования. В настоящее время эти методы уже не работают в полной мере. Это находит свое проявление в снижении эффективности деятельности естественных монополий, их слабой восприимчивости к инновациям, ухудшении качества предоставляемых услуг.
Все
это послужило причиной проводимых
в большинстве развитых стран
в 80-90-е гг. реформ естественных монополий,
которые обнажили наиболее острые проблемы
в этой сфере. К их числу следует,
в первую очередь, отнести несоответствие
старых методов государственного регулирования
новым задачам, которые сегодня
стоят перед естественными
В
России реформирование естественных монополий
началось в конце 90-х гг. и продолжается
до сих пор. За это время была разработана
необходимая нормативно-
Целью курсовой работы является изучение форм монополий и их эволюции.
Для раскрытия цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и характерные черты монополий.
2. Изучить виды и формы монополий.
3. Изучить ход эволюции монополий.
4. Рассмотреть историю развития монополий в России.
5. Выявить особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы.
6. Изучить роль естественных монополий в национальной экономике.
7.
Рассмотреть государственное
Объектом в курсовой работе выступает монополия как экономическая категория, предметом – формы и эволюция монополий.
Методы исследования – статистический, аналитический, метод сопоставления, графический.
При
написании курсовой работы использовались
различные источники информации и широкий
круг литературы: экономическая энциклопедия,
учебные пособия и учебники, научные монографии,
сведения из интернет.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Понятие
и характерные черты монополий
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности [10, с. 205].
Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка, абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Трудно себе представить ситуацию, когда конкуренция полностью отсутствует. Даже «Газпром» контролирует не 100%, а 98% производства газа в России. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий [23, с. 121]:
Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить» [18, с. 114].
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.
Барьеры, защищающие монопольный рынок. Оказывается, что захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы.
Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки [22, с. 127]:
1.
Юридические барьеры. Самыми
Патенты
и авторские права. Патенты и
авторские права обеспечивают создателям
новых продуктов или
2.
Естественные барьеры. В
3.
Экономические барьеры. Такие
барьеры возводятся самими
Подведем итоги, перечислив все вышеупомянутые характерные черты чистой монополии и добавив некоторые новые.
2. Продукция – уникальна, т. е. не имеет близких заменителей.
3. Монополист устанавливает цену (price-maker).
4.
Цена в рамках монополии
5.
Существуют непреодолимые
Таким
образом, в условиях монополии отсутствует
конкуренция, нарушается рыночное равновесие,
снижается эффективность
1.2. Виды
и формы монополий
В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий [14, с. 85]:
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в России