Монополии и антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение форм монополий и их эволюции.
Для раскрытия цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и характерные черты монополий.
2. Изучить виды и формы монополий.
3. Изучить ход эволюции монополий.
4. Рассмотреть историю развития монополий в России.
5. Выявить особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы.
6. Изучить роль естественных монополий в национальной экономике.
7. Рассмотреть государственное реформирование и контроль за монополиями в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ…………………..5
1.1. Понятие и характерные черты монополий………………………………...5
1.2. Виды и формы монополий………………………………………………….8
1.3. История возникновения и развития монополий…………………………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ………………..17
2.1. История развития монополий в России…………………………………...17
2.2. Особенности современной монополизации, ее позитивные и
негативные факторы…………………………………………………………….21
2.3. Роль естественных монополий в национальной экономике……………..24
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
ЗА МОНОПОЛИЯМИ В РОССИИ…………………………………………….28
3.1. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте…..28
3.2. Реформирование электроэнергетики………………………………………32
3.3. Методы и государственный контроль в сферах естественных
монополий………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Армине Овсепян 11А ГМУ_Формы монополий и их эволюция.docx

— 147.87 Кб (Скачать документ)

     Последующий государственный контроль. Требуется представить уведомление о совершенной сделке в 30-дневный срок. Для осуществления контроля орган регулирования вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов информацию о лицах, располагающих более 10% голосов в их уставных капиталах. Контролю подлежат две группы сделок [16, с. 54]:

     1) лицо (группа лиц) приобретает  акции в уставном капитале субъекта естественной монополии, в т.ч. по договорам поручения, доверительного управления, залога, в размере более 10% общего числа голосов;

     2) субъект естественной монополии  приобретает более 10% общего количества  голосов в уставном капитале  другого хозяйствующего субъекта.

     Существуют  и другие способы государственного воздействия на деятельность субъектов  естественной монополии. Один из них - ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых  осуществляются государственное регулирование  и контроль, поскольку любое государственное  воздействие возможно только после  включения организации в соответствующий  раздел реестра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Концепции российских инфраструктурных реформ первоначально  разрабатывались на основе зарубежного  опыта, поэтому их адаптация к  реальным отечественным условиям была практически неизбежной. И хотя западные модели существенно различаются  между собой, главный принцип  реформирования – та или иная организационная  форма выделения инфраструктурной составляющей монополий – сохраняется  во всех вариантах. Особый интерес для  России могли бы представлять те из них, которые не предусматривают  резкого изменения структуры  собственности и базируется на использовании  адекватных целям реформ принципов  управления, прежде всего концессионных  механизмов.

     В электроэнергетике России был выбран технически более сложный путь –  дробление монополии на базе разделения собственности. Подобный подход логически  должен увязываться с быстрой  либерализацией рынка электроэнергии, резким сокращениям государственного присутствия в отрасли (как собственника и регулятора), более широким привлечением частного сектора не только в генерирующий сегмент, но и к управлению в сфере инфраструктурной составляющей. Крупный сбой в электроэнергетических системах в мае 2005 г. явился следствием не только техногенных причин, но и очевидных просчетов в управлении. В дальнейшем вполне вероятен рост цен на либерализованном рынке. Применительно к другим госмонополиям сомнительна возможность предотвращения дискримирации в доступе к инфраструктурным сетям. Отношения здоровой конкуренции российской экономике все еще развиты недостаточно, и вряд ли в ближайшем будущем они станут действенным фактором повышения эффективности производства.

       Не получила в России достаточного развития государственно-частное партнерство: нет ни контрактного права, ни специальной законодательной базы. Не очень понятно пока, как будет действовать новый закон о концессионных соглашениях. Предстоит проделать еще большую работу: помимо принятия законодательных актов необходимо создать полноценную институционную среду, сформировать соответствующий блок в системе органов исполнительной власти, ведающий надзором и контролем в сфере концессионных отношений.

     В России такая работа во многом подменяется  усилением прямой регулирующей роли государства и сохранением в  госсобственности значительной части  активов естественных монополий. При  этом концепции их реформирования разрабатываются  менеджментом самих государственных  корпораций и нередко преимущественно  отвечают именно его интересам в  ущерб интересам основного собственника – государства(что особенно заметно  в реформировании РАО ЕЭС и  “Газпрома”) В результате в рамках монополий возникает внутренний конфликт: их менеджмент заинтересован  в либерализации тарифов, а государство  вынужденно проводить жесткую тарифную политику в целях как сдерживания инфляции, так и поддержания платежеспособности населения.

     В ходе реформирования российские монополии  сохраняют форму крупных вертикально  интегрированных компаний. Все еще  отсутствует ясность в вопросах выделения из них устойчивого  и жизнеспособного естественно  монопольного ядра и разработки соответствующих  методов регулирования его деятельности, обоснования степени вмешательства  государства и возможностей свободной  конкуренции. Пока большинство задач, к сожалению, решается “точечно”, по мере возникновения конкретных проблем, конфликтов интересов и социального  напряжения. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Антонов С.Г. Государственная антимонопольная  политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал. - 2008. - №3. – 89 с.
  2. Барышева А.В., Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. Монополизм и антимонопольная политика. - М.: Наука, 2006. – 236 с.
  3. Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Реформирование естественной монополии в России – теоретический аспект. // ЭКО. – 2009. - №4. – 66 с.
  4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2006. – 521 с.
  5. Булатов А.С. Экономика: учебник. - М.: Экономистъ, 2005. – 453 с.
  6. Валеева И.А. На чем зарабатывают сотовые ритейлеры? Ритейлер.РУ (Новости сайта). - №10. - 2009. Деловой еженедельник «где Деньги»; gazeta.etatar.ru; http://my-mobile.ru/; http://www.akm.ru/
  7. Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии России // Вопросы экономики, 2009. - № 11. – 68 с.
  8. Городницкий А.Г., ПовленкоЮ.Н. Реформирование естественных монополий. // Вопросы экономики. – 2008. - №2. – 54 с.
  9. Дерябина М.И. Реформирование естественной монополии: теория и практика. // Вопросы экономики. – 2008. - №6. – 48 с.
  10. Журавлева Г.П. Экономика: учебник. - М.: Юристь, 2007. – 544 с.
  11. Караваев А.С. Борьба с недобросовестной конкуренцией. // Директор, 2009. - №7. – 55 с.
  12. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов. / Под ред. А.Г. Цыганова. - М.: Логос, 2005. – 457 с.
  13. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М.: Станкин, 2005. – 477 с.
  14. Макконелл К.Р., Брю С.Л.. Экономикс. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 571 с.
  15. Мартусевич Р.А. Конкурсы за концессии в отраслях естественной монополии. // Вопросы экономики. – 2008. - №4. – 74 с.
  16. Метелева Ю.А. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий. // Российское право. – 2009. - №10. – 64 с.
  17. Никифоров А.А. Изменения в законе «О конкуренции...» и борьба с установлением монопольных цен. // Вопросы экономики, 2008. - №11. – 75 с.
  18. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 513 с.
  19. Олейник О.С. Запреты, пределы, санкции в антимонопольном законодательстве. // Закон, 2008. - №4. – 85 с.
  20. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / Под ред. Авдашевой А.С. - М.: Новый учебник, 2006. – 362 с.
  21. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 543 с.
  22. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 345 с.
  23. Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Элит, 2006. – 352 с.
  24. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – М.: Феникс, 2007. – 363 с.
  25. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в России