Монополии и антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение форм монополий и их эволюции.
Для раскрытия цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и характерные черты монополий.
2. Изучить виды и формы монополий.
3. Изучить ход эволюции монополий.
4. Рассмотреть историю развития монополий в России.
5. Выявить особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы.
6. Изучить роль естественных монополий в национальной экономике.
7. Рассмотреть государственное реформирование и контроль за монополиями в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ…………………..5
1.1. Понятие и характерные черты монополий………………………………...5
1.2. Виды и формы монополий………………………………………………….8
1.3. История возникновения и развития монополий…………………………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ………………..17
2.1. История развития монополий в России…………………………………...17
2.2. Особенности современной монополизации, ее позитивные и
негативные факторы…………………………………………………………….21
2.3. Роль естественных монополий в национальной экономике……………..24
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
ЗА МОНОПОЛИЯМИ В РОССИИ…………………………………………….28
3.1. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте…..28
3.2. Реформирование электроэнергетики………………………………………32
3.3. Методы и государственный контроль в сферах естественных
монополий………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Армине Овсепян 11А ГМУ_Формы монополий и их эволюция.docx

— 147.87 Кб (Скачать документ)

      Основными признаками естественной монополии  являются следующие [20, с. 95]:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
  2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
  3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия.
  4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

      Существуют  два типа естественных монополий [23, с. 104]:

      а) природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой  природой. Например, монополистом может  стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом.

      б) технико-экономические монополии. Так  условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением  эффекта масштаба.

      Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается  попытка проложить в одном  и том же городе кабели двух конкурирующих  телефонных фирм, тем более что  им все равно пришлось бы постоянно  обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

      Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется  в том, что создание в таких  отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано [18, с. 224].

      Искусственная монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

      Различают четыре основные формы монополистических  объединений:

      Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям [15, с. 23].

      Объектом  острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота – это доля участника  картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой  долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту  соразмерно с его производственной мощностью и, соответственно, долю в  прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях.

      Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. В синдикатах также идёт борьба за техническое совершенство, за квоту [15, с. 25].

      Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

      Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. В тресте зачастую идёт борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом [21, с. 258].

      Концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. История  возникновения и развития монополий 

     История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в  разных формах и в неодинаковой степени  проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса  1873 г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

     Однако  только в конце XIX столетия рынок  чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции  – этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических  образований в экономике.

      История монополий неразрывно связана с  развитием тех процессов, которые  на каждом этапе ускоряли рост монополизации  хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся  рост акционерной собственности; новая  роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как  способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений  и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное  значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них  по-своему ускорял развитие монополизации  хозяйства [24, с. 117].

     Существует  два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли  или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

     Методы  концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

      Важнейшая сторона развития монополий связана  с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость  расширения роли банков, заставляя  промышленные компании искать с банками  прочных связей для получения  долгосрочных ссуд, открытия кредита  в случае изменения экономической  конъюнктуры. Банки из скромных посредников  превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии [13, с. 162].

     Важной  формой создания отраслевых и межотраслевых  монополистических союзов явилась  система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной  форме организации компаний принадлежит  владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность  руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая  может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся  на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

     Быстрый рост размеров капитала обеспечивался  также усилением централизации, происходившей в форме слияний  независимых компаний. Эта форма  централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических  слияний происходила в США  в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В  металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной – «Дженерал  моторс» и т.п. Вторая большая  волна монополистических слияний  произошла в США накануне экономического кризиса 1929-1933 гг. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании) [1, с. 45].

     Развитие  концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более  тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного  контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 гг. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в 
США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов – результат усиления с середины XX века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.

     Важной  характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену не только в  сфере торговли, но и непосредственно  в производстве, организованном в  виде филиалов и дочерних предприятий  за рубежом, т.е. превращение национальных монополий в транснациональные  корпорации (ТНК). Экономическая и  финансовая мощь ТНК стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран  их доля достигла 1/3, в мировом экспорте -40% и в обмене технологией – 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших  государств, а по роли в мировой  экономике даже превосходят их.

Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в России