Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение форм монополий и их эволюции.
Для раскрытия цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и характерные черты монополий.
2. Изучить виды и формы монополий.
3. Изучить ход эволюции монополий.
4. Рассмотреть историю развития монополий в России.
5. Выявить особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы.
6. Изучить роль естественных монополий в национальной экономике.
7. Рассмотреть государственное реформирование и контроль за монополиями в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ…………………..5
1.1. Понятие и характерные черты монополий………………………………...5
1.2. Виды и формы монополий………………………………………………….8
1.3. История возникновения и развития монополий…………………………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ………………..17
2.1. История развития монополий в России…………………………………...17
2.2. Особенности современной монополизации, ее позитивные и
негативные факторы…………………………………………………………….21
2.3. Роль естественных монополий в национальной экономике……………..24
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
ЗА МОНОПОЛИЯМИ В РОССИИ…………………………………………….28
3.1. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте…..28
3.2. Реформирование электроэнергетики………………………………………32
3.3. Методы и государственный контроль в сферах естественных
монополий………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
В январе 1998 г. правительство одобрило "Концепцию структурной реформы федерального железнодорожного транспорта", которая определила неспешные преобразования, страхующие от возможных негативных последствий реформы. Железные дороги остаются государственными, их объединяет МПС, за которым сохраняются функции государственного управления и хозяйствования. Предполагается, что реформа будет проходить в три этапа. При этом на каждом из них должны сохраняться неизменными элементы системы, не затрагиваемые "этапными" преобразованиями, чтобы в ходе реформы можно было обеспечить управляемость отрасли, безопасность и бесперебойность перевозок.
Первый этап (два-три года) - создание грузовых и пассажирских компаний. Реально это означает, что в системе МПС будут заложены основы внутренней конкуренции на локальных участках, где есть два или более равнозначных хода, например "Стрела" и ЭР-200 на линии Москва – Санкт-Петербург.
Второй этап (четыре-пять лет) - отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг.
Третий этап (временные рамки не определены) - разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты, рассмотрение возможности акционирования и приватизации грузовых и пассажирских компаний [3, с. 24].
Концепция не отвечает на вопрос, как собираются реформировать МПС, а лишь информирует о том, какие решения нужно принять на каждом этапе. В ней предполагается еще только оценить целесообразность создания Центральной железнодорожной компании по организации хозяйственной деятельности железных дорог, затем - целесообразность создания компаний, имеющих свой парк вагонов, в дальнейшем - целесообразность приватизации отдельных предприятий и т.д. Получается - от того, кто конкретно возглавит реформу, зависит, какой она будет на деле. Тем не менее из высказываний руководителей МПС видно, что по крайней мере в ближайшие годы за ним намерены сохранить функции как органа государственного управления, так и хозяйствующего субъекта. В МПС остаются 27 заводов, которые имеют общеотраслевое значение и являются монополистами в сфере своей деятельности, а также строительные организации, специализирующиеся на развитии, реконструкции и капитальном ремонте железнодорожного полотна, мостов, тоннелей, контактной сети, тяговых подстанций, систем связи, зданий и сооружений локомотивного, вагонного, грузового хозяйства.
Из
системы МПС выводятся лишь непрофильные
и вспомогательные
Малодеятельные
и неперспективные линии решено
передавать в пользование или
продавать заинтересованным административным
образованиям (предприятиям) либо закрывать
по согласованию с региональными
властями. Будут стимулироваться
создание независимых операторов, имеющих
собственный подвижной состав и
доступ к инфраструктуре, а также
переход на самостоятельный баланс
подразделений, выполняющих пассажирские
и пригородные перевозки. Что
касается социальной сферы, то предлагается
отпустить "на волю" предприятия
и подразделения сельского
Сохранится
перекрестное субсидирование пассажирских
перевозок за счет грузовых - к грузовому
тарифу будет введена специальная
надбавка, так называемый пассажирский
сбор. Убытки от перевозок пассажиров
в пригородном сообщении
3.2. Реформирование электроэнергетики
Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2007-2011 гг. "5+5" [9, с. 35].
Реорганизация ОАО РАО "ЕЭС России" станет логичным завершением реформирования электроэнергетики и создания новой демонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО "ЕЭС России" прекращает свою деятельность в качестве "государственной монополии" и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний.
Рис.
2. Целевая структура отрасли
Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.
Так,
магистральные сети переходят под
контроль Федеральной сетевой компании,
распределительные сети предполагается
интегрировать в
Активы
генерации также объединяются в
межрегиональные компании, причем двух
видов: генерирующие компании оптового
рынка (оптовые генерирующие компании
– ОГК) и территориальные генерирующие
компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции,
специализированные на производстве почти
исключительно электрической
Процесс реформирования АО-Энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2006 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2006 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-Энерго [8, с. 41].
В том же 2006 г. началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2006 г. были созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2006 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2006 г. также была сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-Энерго Системному оператору. В 2007 г. процесс реформирования охватил большинство АО-Энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из 7 ОГК, к августу – 13 из 14 ТГК, созданы 4 МРСК. В декабре 2009 – январе 2010 гг. закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК". Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-Энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний [8, с. 45].
3.3. Методы
и государственный контроль в сферах естественных
монополий
Государственное регулирование деятельности естественных монополистов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий и учет социальных факторов при установлении или изменении тарифов. Согласно ст. 424 ГК РФ оно применяется только в случаях, установленных законом. Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время это Федеральная служба по тарифам).
Единая
политика цен на услуги субъектов
естественных монополий остается прерогативой
Правительства РФ. Тарифы устанавливаются
исходя из обоснованности затрат естественных
монополистов на производство товаров
(услуг). При этом учитываются издержки
реализации услуг, налоги, потребность
в инвестициях, стоимость основных
производственных средств. Важно понимать,
что тарифы должны устанавливаться
индивидуально для каждого
Государственный
контроль осуществляется за действиями,
которые могут сдерживать экономически
оправданный переход товарного
рынка из состояния естественной
монополии в состояние
Предварительный государственный контроль. Требуется представить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующей сделки. Контролю подлежат три группы сделок естественных монополистов [19, с. 52]:
1)
сделки, в результате которых
субъект естественной
2)
инвестиции субъекта
3)
продажа, аренда и другие
Перечисленные сделки государством фактически не контролируются. Это обусловлено тем, что практически все естественные монополисты обладают крупными активами, и даже значительные капиталовложения или расходы, как правило, не превышают 10% стоимости этих активов.
Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в России