Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

Содержание

Введение
Сущность монопольной власти.

1.1. Монопольная власть в различных видах несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

1.2. Показатели монопольной власти.

1.3 Влияние монопольной власти на экономику. Общественные издержки монопольной власти.
Монопольная власть и её экономические последствия в зарубежных странах.
Особенности монопольной власти в экономике Республики Беларусь.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая на тему монопольная власть.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему «МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ИСТОЧНИКИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2006

 

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение           

  1. Сущность монопольной власти.
  2.     
  3. 1.1. Монопольная власть в различных видах несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
  4.     
  5. 1.2. Показатели монопольной власти.
  6.     
  7. 1.3 Влияние монопольной власти на экономику. Общественные издержки монопольной власти.
  8. Монопольная власть и её экономические последствия в зарубежных странах.
  9. Особенности монопольной власти в экономике Республики Беларусь.

    Заключение                                                                            

    Список  использованных источников     

 

     Введение 

          Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

          Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют  лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии, ее измерения и ее воздействие на ценообразование.

          Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность  продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

    Итак, целями и задачами данной работы являются:

    • Раскрытие сущности монопольной власти, исследование её источников, способов расчета показателей монопольной власти;
    • Определить отличительные черты монопольной власти в различных видах несовершенной конкуренции;
    • Рассмотреть влияние монопольной власти на экономику;
    • Проследить эволюцию политики по отношению к монопольной власти в зарубежных странах;
    • Выявить особенности монопольной власти в Республике Беларусь.
    •  
  1. Сущность монопольной власти.

          Монопольная власть - это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое  на рынке количество этого товара. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, то есть в отличие от конкурентного продавца она не является ценополучателем.

    Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти.

    Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара.

    Факторы, определяющие монопольную власть:

    1) эластичность рыночного спроса. Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.

    2) Число фирм на рынке. Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.

          Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.

          Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компании, а необходимость обладания правительственной лицензией ограничивает доступ новых фирм на рынок телефонного обслуживания,

    телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией.

    3) Взаимодействие между фирмами.

          Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре  фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.

          Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.

          Таким образом, фирмы  могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

          Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая

    тем самым монопольную власть на долговременном этапе.

    1.1. Монопольная власть в различных видах несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

    

  • Чистая  монополия.
  •     

  • Чистая  монополия обладает действительной (полной) монопольной властью. Рассмотрим основные характерные черты совершенной монополии:
      • Единственный продавец. Абсолютный (или полный, или чистый) монополист — это отрасль, состоящая из одной фирмы, являющейся единственным производителем какого-то конкретного товара или единственным поставщиком услуги; следовательно, в данном случае слова «фирма» и «отрасль» становятся синонимами.
      • Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что хороших или близких его заменителей не существует.
      • Ценовой лидер. Абсолютный монополист контролирует весь объем предложения продукта на рынке и поэтому может в значительной степени диктовать цену, т.е. является ценовым лидером. В таких условиях полный монополист может повлиять на обычный характер нисходящей кривой спроса на его продукт. Манипулируя количеством предлагаемого на рынке продукта, монополист может изменить его цену. И он использует свою силу каждый раз, когда для этого возникают подходящие условия.
      • Заблокированное вхождение. Абсолютный монополист не имеет непосредственно конкурирующих с ним соперников, чему во многом способствуют некоторые барьеры, препятствующие входу в «его» отрасль другим фирмам, потенциально способным это сделать [7, с. 530]

              Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.

        Легальные барьеры:

        - экономия осуществляется с помощью  эффекта масштаба производства (сокращение АС)

        - собственность на важнейшие виды  сырья

        - патенты и лицензии

        - исключительные права, полученные  от государства (часто в качестве  такого монополиста может выступать  само государство)

        Нелегальные барьеры:

        - ценовая политика

        - давление на поставщиков.

        Монопольная власть имеет место в дискриминационной  монополии. Монополист, осуществляющий ценовую дискриминацию, — тот, кто может и действительно продает один и тот же продукт по разным ценам разным потребителям.

        Примером  дискриминационной монополии (discriminating monopoly) можно назвать: (а) врача, меняющего размер своего гонорара за одно и то же лечение в зависимости от своих оценок благосостояния пациента; (б) производителя автомобилей, продающего машины на экспортных рынках по более низким ценам, чем на национальном рынке (даже с учетом разницы в налогообложении); (в) предоставление электричества в ночное время по более низким тарифам, чем днем; (г) продавца стройматериалов, устанавливающего для профессиональных строителей цену на краску и обои ниже, чем для любителя, покупающего эти продукты для самостоятельного ремонта; (д) тарифы для проезда на железнодорожном транспорте [17, с.243].

    Выводы:

      1. Чистая монополия - это случай, когда существует единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей. Чтобы сохранялась монополия, на чисто монопольном рынке должно быть исключено появление новых фирм.
      2. Барьеры для входа на рынок включают в себя правительственные разрешения и лицензии, патенты и авторские права, контроль над отдельными факторами производства и экономию от масштаба производства.
      3. Фирма обладает монопольной властью, когда она может влиять на цену товара, который она продает. Такая фирма сама назначает цену, а не принимает ее как рыночную реалию.
      4. Монополия может устанавливать любую цену, которая ей нравится, однако, менеджеры фирмы знают, что они могут продать больше по более низким ценам. Как только цена установлена, то реализуемое количество зависит от спроса.
      5. Предельный доход от дополнительного количества товара падает быстрее, чем цена. Взаимосвязь между ценой и предельным доходом зависит от ценовой эластичности спроса на товар.
      6. Монопольная фирма максимизирует прибыль, устанавливая цену, при которой предельный доход равняется предельным издержкам. Однако поскольку MR < Р, то отсюда следует, что МС < Р.
      7. При прочих равных условиях цены при монополии выше тех, которые существовали бы на полностью конкурентном рынке [16, с. 39].

    Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия