Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

Содержание

Введение
Сущность монопольной власти.

1.1. Монопольная власть в различных видах несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

1.2. Показатели монопольной власти.

1.3 Влияние монопольной власти на экономику. Общественные издержки монопольной власти.
Монопольная власть и её экономические последствия в зарубежных странах.
Особенности монопольной власти в экономике Республики Беларусь.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая на тему монопольная власть.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

    Антимонопольная политика в Республике Беларусь предполагает:

    1) выявление природы монополий,  их видов, возможностей субъектов,  обладающих чрезмерной экономической  властью;

    2) отказ от тотального устранения  монопольных структур, дифференцированный  подход к монополистам-национальным  чемпионам, способствующим оздоровлению экономики, и лишение монопольной власти тех, которые не способствуют прогрессивным сдвигам в экономике, тормозят развитие НТП, допускают расточительство и производят морально устаревшие виды продукции;

    3) не столько реорганизацию функционирующих монополий, сколько изменение окружающей их экономической среды, разумную либерализацию национального рынка, развитие производственной инфраструктуры: транспорта и связи; стимулирование производства товаров-субститутов и т. д.

    Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов, оно охватывает практически все хозяйствующие субъекты, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке. Также это регулирование направлено на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе — на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в сфере народного хозяйства мы идем от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике наоборот — от свободной конкуренции к монополии.

    Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться  как орудие его тотального разрушения. Существуют сферы, где монополия  неизбежна и эффективна.

    Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными  товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы  монопольное положение на рынке  достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы. Критерием допустимости монополизма должно быть оздоровление экономики, т. е. способность той или иной его формы влиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов.

    Противоречивость  современной ситуации заключается  в том, что, с одной стороны, антимонопольная политика направлена на ограничение чрезмерного государственного монополизма, с другой — решение этой проблемы вызывает его оживление.

    На  основе выше сказанного, можно сделать  вывод, что государство принимает  меры по регулированию монополией. Применительно к нашей стране государственная власть вырабатывает ряд законов, которые будут направлены на развитие конкурентных отношений и частичному прекращению монопольной деятельности.

 

         Заключение

    Из  вышеизложенного материала можно  сделать следующие выводы:

    Монопольная власть заключается в способности фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

    Факторы, определяющие монопольную власть:

    1. эластичность рыночного спроса;

       2. число фирм на рынке;

       3. взаимодействие между фирмами.

    Монопольная власть имеет ряд особенностей в различных видах несовершенной конкуренции.

    Основными способами расчёта показателей  монопольной власти являются индекс Лернера и индекс Херфиндаля-Хиршмана.

    Монопольная власть может привести к различным негативным последствиям в экономике и имеет социальную цену.

    Многие  страны проводят активную политику для  регулирования монопольной власти.

    Также следует отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для Беларуси в сегодняшний переходный период. Перед белорусским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития монополий. Поэтому, как мне кажется, нашему государству необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.

    Конкуренцию белорусским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для  защиты белорусского бизнеса принимаются  различные меры, в том числе  и законодательные. По-моему, тут  важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.

 

         Список использованных источников

    1. Ананько А.В., Ильич С.Н. Бизнес-право - Мн.:Изд. центр БГУ,2003г.– 238 с.

    2. Гальперин В.М., Микроэкономика, Санкт-Петербург, 2006. – 503 с.

    3.  Гриб Н. Легпром переделывает экспортный рынок // Белорусская газета. 1999. 8 марта.

    1. Доминик Сальваторе Международная экономика. Москва, 1998. – 714 с.
  1. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 832 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)
  1. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 256 с.
  2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 16-е издание, 2006. – 803 с.

    8. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. 11-го изд. К., Хагар-Демос, 1993. – 785 с.

    9. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.-

    М.: Инфрам-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997г. – 496 с.

    10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2006. – 576 с.

    11. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика Москва «Высшая школа», 1996г. – 447 с.

    12. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: Курс лекций / Г.И. Олехнович. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. – 256 с.

    13. Пиндайк Роберт С., Рабинфельд Даниэль Л. Микроэкономика: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. – 808 с.

    14. Пиндайк Роберт С., Рабинфельд Даниэль Л. Микроэкономика: Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2002. – 608 с. 

    15. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. - Мн.:БГЭУ, 1997г. – 95 с.

    16. Хайман Д.Н., Современная экономика: анализ и применение. В двух т. Т.II. Пер. с анг.-М: Финансы и статистика, 1992. – 384 с.  

  1. Харвей Дж. Современная экономическая теория: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 703 с

    18. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалезин Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864 с.

    19. http://president.gov.by/press23538.html#18896. 

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия