Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:59, курсовая работа
Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
Введение
Сущность монопольной власти.
1.1. Монопольная власть в различных видах несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
1.2. Показатели монопольной власти.
1.3 Влияние монопольной власти на экономику. Общественные издержки монопольной власти.
Монопольная власть и её экономические последствия в зарубежных странах.
Особенности монопольной власти в экономике Республики Беларусь.
Заключение
Список использованных источников
Олигополия.
Олигополия - рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Характерные черты олигополии:
- На рынке доминирует небольшое количество фирм.
- Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.
- Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер. Главная черта олигопольного рынка в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.
Последствия всеобщей взаимосвязи:
1. нельзя оценить спрос;
2. нельзя определить MR (предельные издержки);
3. нельзя определить P* (равновесная цена) и Q* (равновесный объем продаж).
Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы. Типы олигополистического поведения:
А) Картельное соглашение. Тайный сговор - форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.
Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.
Препятствия для тайного сговора:
- Различия в спросе и издержках.
- Число фирм в отрасли.
- Внезапный спад деловой активности.
- Возможное вступление в отрасль других фирм.
- Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.
Б) Лидерство в ценах. Лидерство в ценах (молчаливый сговор) - это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли.
Тактика лидера при корректировке цен:
1) Корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках.
2) О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ.
3) Ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.
В) Практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента. Механизм такой практики фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.
Г)
Ценообразование по принципу «издержки
плюс». Такое ценообразование
Олигополии
могут производить как
Основное
отличие олигополистического
Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".
Подытоживая, заметим, что олигополистические рынки обладают следующими чертами:
Монополистическая конкуренция.
При монополистической конкуренции относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п. Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг.
Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров.
При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров. Монополистическая конкуренция отличается от совершенной конкуренции по следующим признакам:
- на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;
-
для участников рынка нет
-
предприятия стремятся
-
доступ к рынку для новых
продавцов при
Возникает вопрос: является ли монополистическая конкуренция социально нежелательным явлением? Есть две причины, которые компенсируют издержки монополистической конкуренции.
Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика. Высокоэластичный характер спроса говорит о том, что цена и объем производства не слишком отличаются от тех, которые бы существовали при совершенной конкуренции.
Во-вторых, нельзя игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции. Ведь чем больше разнообразие товаров, тем больше вероятность того, что будут полностью удовлетворены вкусы покупателей. Да, если бы сортов мороженого или шоколада было бы меньше, цены были бы ниже, но некоторые люди не смогли бы купить свое любимое мороженое или шоколад. В развитом обществе потребители согласны платить больше за разнообразие. Как показывает действительность, польза от разнообразия товара легко перевешивает издержки от нерентабельности и неэффективности. По мере развития экономики и роста богатства людей увеличение разнообразия становится более эффективным, так как увеличивается спрос на все блага. В очень бедной стране для удовлетворения спроса на многих рынках может быть вполне достаточно продукции только одного типа или одной фирмы. Дифференциацию и совершенствование товара считают благом общества, а также большим преимуществом перед рынком свободной конкуренции [6, с. 43].
1.2. Показатели монопольной власти.
Важным различием между совершенной конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью является то, что для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. В частности, мы может использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Аббой Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера. Он равняется разности цены и предельных издержек, деленной на цену. Говоря математически,
L = (P-MC)/P
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенной конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и степень монопольной власти.
Этот индекс монопольной власти также можно выразить через эластичность спроса для данной фирмы:
L - (Р – MC)/P = - 1/Ed .
Следует не забывать, что Ed представляет собой эластичность кривой спроса фирмы, а не рыночной кривой спроса.
Отметим,
что значительная монопольная власть
не обязательно подразумевает высокие
прибыли. Прибыль зависит от средних издержек
по сравнению с ценой. Одна фирма, возможно,
обладает большей монопольной властью,
чем другая, но получает более низкую прибыль
из-за более высоких средних издержек
[14, с.312].
Следующее ключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка. Для оценки немногочисленности предприятий-продавцов используется ряд различных показателей, среди которых наиболее широко известен индекс Херфиндаля—Хиршмана (HHI), названный так по именам американских экономистов, независимо друг от друга использовавших его в этих целях. Этот индекс рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей фирм данной отрасли:
HHI = S21 + S22 + S23 + … + S2n, где
HHI – индекс Херфиндаля-Хиршмана.
S1 – удельный вес самой крупной фирмы.
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Максимальное
значение, которое может принимать
HHI, соответствует ситуации, когда
рынок полностью
HHI = 1002 =10000.
Если рынок не монополизирован и число предприятий-продавцов на нем больше единицы, HHI может принимать разные значения в зависимости от распределения рыночных долей. Рассмотрим две крайние ситуации. Если на долю одного гиганта приходится 90.1% всей продукции отрасли, а доля каждого из 99 остальных предприятий составляет лишь 0.1% общего выпуска, то
HHI = 90.12 + 99 . 0.12 = 8119
В этом (и подобных ему случаях) говорят о рынке доминирующего предприятия с конкурентным окружением. Если же рыночные доли всех 100 предприятий равны и каждая составляет 1% общего выпуска, то
HHI = 100 . 12 = 100
В этом (и подобных ему случаях) можно считать, что строение рынка тяготеет к типу совершенной конкуренции.
В каком смысле HHI является мерой немногочисленности предприятий отрасли? Если долю рынка каждого предприятия представить не в процентах, а в долях единицы, то очевидно, что в случае монополии HHI будет равен 1. В случае двух предприятий с равными долями выпуска
HHI = (1/2)2 + (1/2)2 = 1/2,
в случае трех предприятий также с равными долями выпуска
HHI = (1/3)2 + (1/3)2 + (1/3)2 = 1/3
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия