Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:59, курсовая работа
Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
Введение
Сущность монопольной власти.
1.1. Монопольная власть в различных видах несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
1.2. Показатели монопольной власти.
1.3 Влияние монопольной власти на экономику. Общественные издержки монопольной власти.
Монопольная власть и её экономические последствия в зарубежных странах.
Особенности монопольной власти в экономике Республики Беларусь.
Заключение
Список использованных источников
Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода — конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах ряда нормативных актов в области ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых дел.
С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль над концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным вмешательством в экономическую жизнь страны (так называемая политика “дирижизма”), в частности с государственным регулированием цен. Поворотным моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механизма.
Антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.
Таким образом, опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).
3. Особенности монопольной власти в экономике Республики Беларусь.
Государственный монополизм в экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства.
Государственный монополизм проявляется, прежде всего, в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей, отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.
В сферу естественной монополии в РБ входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи.
Правительственные документы по ценовой политике и экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования.
Так, единственный в республике производитель сухого детского питания Волковысское ОАО «Беллакт» разоряется вследствие сдерживания цен на свою продукцию. Ценовая политика государства обусловила отсутствие оборотных средств. Долги предприятия в начале 1999 г. составили 172 млрд белорусских рублей и 420 тыс. долл. Имея в ассортименте около 20 наименований продукции, в настоящее время оно производит только два [3. С. 18].
Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения.
Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства, управления и обмена, осуществление которых не может происходить без целенаправленного государственного антимонопольного контроля и регулирования. Такой подход обеспечит необратимость рыночных преобразований в республике, станет одним из инструментов государственной политики по выводу экономики из кризиса.
В течение переходного периода необходимо создать предпосылки для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную ответственность субъектов за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех форм собственности, включая частную конкуренцию производителей, т. е. перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства, конкуренции.
Необходимость антимонопольного регулирования в Республике Беларусь обусловливают:
1. Высокий уровень концентрации производства:
Так, например, индекс Херфиндаля-Хиршмана равен HHI = 1002 =10000 для Минского Тракторного завода Республики Беларусь, для Минского Мотовело завода, для ОАО "Мозырьсоль", для ОАО "Дрожжевой комбинат", для "Беларуськалий".
.На Волковысском ОАО "Беллакт" производится продукции в 1,4-1,5 раза выше, чем на других молокоперерабатывающих предприятиях республики.
2. Преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей: концерн "Белгоспищепром", Концерн "Белэнерго", Концерн "Белнефтехим", Концерн "Беллегпром", ОАО «Белтрансгаз», ЗАО "Белспецэнерго", Минский завод игристых вин и др. [19].
3.
Усиление монополистических
Начало
государственной политики в области
антимонопольного регулирования положено
принятием в декабре 1992 г. первого
в истории республики антимонопольного
Закона "О противодействии
Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, развитию конкуренции и предпринимательства выступает Министерство предпринимательства и инвестиций.
Для
ограничения монополистической
деятельности и устранения доминирующего
положения хозяйствующих
Образование
территориальных органов
Антимонопольная
политика в Республике Беларусь направлена
на: формирование конкурентных отношений
в сфере производства и обращения
товаров и услуг путем
Главными задачами антимонопольной политики являются устранение экономических основ (условий), порождающих монополизм, и формирование конкурентных отношений.
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия