Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
2. Провести анализ основных направлений государственной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России;
30
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью критической оценки концепции и результатов реализации приоритетных национальных проектов, выделенных в качестве цели государственной политики. Выдвижение национальных проектов стало этапом в процессе попыток освоения сверхдоходов от продажи сырьевых ресурсов. Не секрет, что за годы рыночных реформ были допущены серьезные просчеты руководства страны в реформировании социальной сферы, что в огромной степени подготовило почву для демографического кризиса.
Радикальные рыночные реформы привели к падению уровня жизни большинства населения, распаду системы социальной защиты, которая была создана и успешно функционировала в советский период. Постсоветская модернизация не только сказалась на социально-экономическом положении населения, но и деформировала систему здравоохранения, культуры, образования, коммунального хозяйства. Это привело к неправильному восприятию сути реформ со стороны населения и поставило в число первоочередных задач проведение социальной политики, направленной на восстановление утраченного за годы реформ человеческого капитала. Объектом дипломной работы выступает государственная стратегия развития Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являются приоритетные национальные проекты как инструмент реализации государственной стратегии развития России.
Цель курсовой работы - изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
2. Провести анализ основных направлений государственной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России;
3. Сформулировать практические рекомендации по оптимизации деятельности российского государства в сфере реализации приоритетных национальных проектов.
Методологической основой анализа проблем, исследуемых в курсовой работе, выступают такие методологические подходы, как системный, историко-логический, структурно-функциональный.
1 Теоретические основы изучения приоритетных направлений развития экономики
1.1 Понятие национальных проектов и предпосылки их
возникновения в РФ
Приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная президентом В. Путиным и реализующаяся с 2006.
По сути стали стартовой площадкой для предвыборной гонки Дмитрия Медведева.
Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Ключевыми словами его речи можно считать следующие: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России»
5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".
Приоритетные национальные проекты должны соотноситься с национальной идеей государства, которая, в свою очередь, должна учитывать основные его проблемы. Позитивное развитие государства предполагает решение этих проблем. Именно от четырех приоритетов прямо зависит качество жизни общества (культурная сфера в проекты не входит). Но до сих пор остается открытым вопрос о национальной идее в России…
Под национальным проектом условимся понимать комплексную программу мероприятий, направленную на стабилизацию положения в той или иной сфере жизнедеятельности нации. Чем обусловлена потребность России в национальных проектах и насколько адекватны существующие проекты угрозам, против которых они разрабатывались?
Необходимость восстановительных мер основана на патологическом социально-государственном устройстве современной России, которое возникло не путем эволюции (поэтапное развитие общества от одного состояния к другому), а путем революции (быстрое принципиальное изменение общества в результате насильственного разрушения предыдущего строя). С 1991 года социальная организация России - гибрид социальной организации СССР, Запада и дореволюционной России.
Президентская власть копирует власть советского «Кремля». Президент представляется как «вождь», заботящийся обо всем «трудовом народе». От СССР уцелели мощные государственные ведомства: государственной безопасности, внутренних дел, вооруженных сил, образования, медицины, и т.д. Значительная часть граждан живет по-советски, это так называемые бюджетники. Они были оплотом СССР, их роль в постсоветской России осталась ощутимой.
Второй ингредиент гибрида - «западная» государственность. В 1990-х годах за образец был взят не реальный Запад, а его внешние черты. Разделение власти на три ветви и сильная власть Президента прямо скопированы с Конституции США. Скопирована многопартийность, постоянно говорится о необходимости в гражданском обществе западного образца - а это уникальная черта Запада.
Третий компонент гибрида - реанимируемые ныне некоторые явления дореволюционной России, не столько возрождаемые, сколько изобретаемые вновь в целях отрицания эволюционного прогресса периода СССР.
И по всем трем линиям - только имитация заимствованных черт, ибо это именно гибрид государственной организации, с компонентами, отличными от таковых у источников гибридизации, страшный отсутствием исторической подлинности, карикатура не на определенный тип государства, а на государство вообще. Сомнительна способность этого «чуда» даже к самовыживанию, не то, что к усилению и процветанию России.
Второй фактор необходимости в восстановительных мероприятиях в России - эволюция Запада в ХХ веке. Сразу после окончания второй мировой Войны на Западе начался величайший перелом в эволюции человечества, уже завершившийся в основных своих чертах. Запад сегодня не есть сумма национальных государств США, Великобритании, ФРГ, Франции и т. д. - это образование более высокого уровня социальной и государственной организации.
Перелом начался с «холодной войны», с создания единого фронта против СССР. Он идет по трем направлениям одновременно:
1) возникновение образований более высокого уровня социальной организации, чем государства Запада, сверхгосударств;
2) интеграция западных сверхгосударств в единое сверхгосударство Западной цивилизации;
3) объединение всего человечества на основе сверхгосударства Запада.
Следующая линия перелома - слияние сверхгосударств Запада. Оно было начато сверхгосударством гитлеровской Германии, после поражения которой инициатива перешла к США. Параллельно началось и идет образование объединенной Европы, сопоставимой по мощи с США. Здесь же начавшееся еще в годы «холодной войны» образование массы организаций, даже формально наднациональных. Сфера их деятельности - блоки западных государств и вся планета.
Третья линия перелома - разворачивающееся на наших глазах стремление Запада к объединению всего мира в единое сверхобщество на основе западного сверхгосударства, обозначаемое туманным термином «глобализация». «Глобализация» - идея западная, а не общемировая, не абстрактная экономика становится мировой, а вполне конкретная западная экономика завоевывает мировое господство, налицо не сосуществование равноправных регионов планеты, а переделка всего незападного мира по западным чертежам.
Весь ход истории вынуждает Запад на передел мира, и Запад уже не имеет сил и возможности уклониться от этой задачи. Этот процесс только начался, и им будет заполнена вся история человечества в XXI веке.
1.2 Основные направления и ход реализации приоритетных
национальных проектов
В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил:
- здравоохранение;
- образование;
- жильё;
- сельское хозяйство.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев 27 ноября 2005 заявил, что этот список может в будущем быть дополнен наукой и культурой.
Национальный проект «Здоровье»
Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам), денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам, вакцинация, обследование новорожденных.
В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:
- Женская консультация получает 3000 рублей.
- Родильный дом получает 6000 рублей.
Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.
Национальный проект «Образование»
Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд. руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд. руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.
На стимулирование инновационных программ в 2006—2007 из бюджета будет выделено 26 млрд. руб., на поощрение лучших учителей — 1 млрд. руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3 млрд. руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд. руб., подключение 18 000 школ к Интернету — 1,5 млрд. руб. Всего из бюджета 2006 на проект «Образование» выделено 31 млрд. руб.
Национальный проект «Жильё»
- увеличение к 2010 г. объемов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн. кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;
- увеличение к 2007 г. объема ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд. руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;
- выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;
- модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.
Национальный проект «Развитие АПК»
Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.
- развитие сельской кредитной кооперации
- развитие лизинга
- развитие животноводства и земледелия
На реализацию национальных проектов в федеральном бюджете на 2006 год выделено 134,5 млрд. рублей (с учётом правительственных гарантий — 161 млрд). В частности, на здравоохранение направлено 62,6 млрд., на образование — 30,8 млрд., на программу доступного жилья — 21,9 млрд. и на развитие агропромышленного комплекса — более 19 млрд.
В проекте федерального бюджета 2007 году на национальные проекты заложено 206,3 млрд. рублей. Наибольший объем средств направят на поддержку здравоохранения и образования.
1.3 Зарубежный опыт взаимодействия власти и бизнеса в реализации национальных проектов
Сотрудничество между государственными учреждениями и частными предприятиями, организациями существует в современной России более пятнадцати лет. Но оно длительное время представляло собой бессистемный, хаотичный процесс, получало противоречивую оценку, а поэтому особого внимания к его анализу со стороны политиков, ученых и практиков не проявлялось за исключением сферы социально-трудовых отношений, где социальный диалог приобрел конкретные институциональные формы.
В научной литературе существует несколько вариантов определений понятия государственно-частного партнерства (за рубежом оно называется ещё и частно-общественным). Наиболее предпочтительным, на наш взгляд, является определение государственно-частного партнерства (ГЧП) как системы сотрудничества частного сектора, предприятий и организаций бизнеса с государственными учреждениями; а также региональных корпораций с государственными предприятиями, учреждениями, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач.
Как свидетельствуют отечественный и мировой опыт, основными формами государственно-частного партнерства являются договора, контракты, концессионные соглашения о взаимодействии бизнеса и государства в тех или иных отраслях и сферах, в реализации приоритетных национальных проектов, эксплуатации производственных мощностей, развитии конкретных территорий, жилищных, топливно-энергетических комплексов.