Национальные приоритетные проекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
2. Провести анализ основных направлений государственной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России;

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

Государственно-частное партнерство получило широкое распространение за рубежом и прежде всего в Западной Европе. В марте 2005 г. Совет Европы официально рекомендовал европейским странам активнее использовать его механизмы для инфраструктурных преобразований1.

О необходимости развития государственно-частного партнерства в нашей стране достаточно четко говорится в Послании Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию РФ, с которым он выступил 10 мая 2006 г. Президент РФ, в частности, подчеркнул, что государство рассчитывает на "рост предпринимательской инициативы во всех сферах экономики.. Новые возможности для этого дают концессионные механизмы,.. технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд - все это уже делается, создаётся".

В сентябре 2005 года Президент РФ выступил с инициативой разработки и реализации приоритетных национальных проектов в областях образования, здравоохранения, развития сельского хозяйства и строительства доступного жилья. При этом В. Путин подчеркнул, что на данных направлениях будут сконцентрированы усилия всех ветвей и уровней власти, будут использованы современные методы управления, ориентированные на достижение результата. Для этого создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, который является совещательным органом, в состав которого наряду с представителями всех уровней исполнительной и законодательной власти вошли представители бизнеса, общественных организаций, эксперты.

Важная роль в реализации национальных проектов отводится социальному диалогу, межсекторному государственно-частному партнерству. Для этого созданы и действуют комиссии и общественные советы во всех Федеральных округах при Полномочных представителях Президента РФ, в большинстве регионов и на местном уровне.

Перед органами государственной власти поставлена задача совершенствования законодательства, стимулирующего участие бизнеса и НКО, создания необходимых гарантий как со стороны государства, так и бизнеса в реализации национальных проектов. Намечено организовать работу по созданию таких механизмов на уровне Правительства РФ. В партнерстве главнейшим является взаимное доверие сторон. Государство, участвуя в партнерстве с бизнесом и НКО, дает сигнал, что оно направляет их усилия в общественно-полезную сферу. Каждый конкретный пример данного партнерства - это свидетельство реализации общественных интересов, увеличения вложений в развитие ресурсов жизнеобеспечения, в накопление социального капитала.

В результате социального и государственно-частного партнерства получают развитие новые институционально-ресурсные формы: инвестиционные и венчурные фонды, автономные учреждения и др.

В сфере образования, как известно, поддержана инициатива предпринимателей по финансированию крупнейших университетов посредством создания специальных фондов развития. В сельском хозяйстве, к примеру, намечено привлекать частные инвестиции в объемах до 94 процентов от общей доли предполагаемых вложений.

Привлечение органами государственной власти представителей бизнеса, общественных организаций к участию в реализации национальных проектов способствует выявлению "болевых точек" в данных отраслях, реальному изменению ситуации, совершенствованию обратных связей, повышению уровня доверия к власти.

По проблемам обеспечения выполнения данных проектов проводятся публичные мероприятия: общественные обсуждения, круглые столы, на которых вырабатываются конкретные рекомендации для органов власти, объединений бизнеса, общественных организаций по перспективам развития отраслей в рамках национальных проектов. В сентябре 2006 года в г. Волгограде состоялся гражданский форум "Национальные проекты: приоритеты диалога гражданского общества и власти". В ходе форума обсуждались пути совершенствования механизмов по реализации приоритетных национальных проектов, привлечения новых инвестиций, создания системы мониторинга в данных сферах.

В социально-политическом аспекте выражается обеспокоенность тем, что государственно-частное партнерство может стать очередным этапом приватизации государственных предприятий и учреждений социальной сферы. А это в конечном итоге приведет к резкому повышению оплаты за социальные услуги, в том числе в сферах образования, здравоохранения.

Предприниматели, в свою очередь, опасаются усиления роли государства и его вторжения в бизнес-сферу. В этой связи они высказывают суждения о том, что государство, овладев капиталом и новыми технологиями, используя административный ресурс, может стать триумфатором в конкуренции с бизнесом. К тому же, в случае наметившихся экономических потерь, государство может увеличить налоги и пошлины с налогоплательщиков, что соответственно негативно отразится на интересах частного бизнеса.

Наконец, возникает целый ряд вопросов об эффективности государственно-частного партнерства. Нельзя ли достигнуть предполагаемого повышения эффективности другим путем?

Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что сами по себе частные предприятия не более продуктивны и эффективны, чем общественные и государственные во многих отраслях особенно социальной сферы. Тем не менее, на этапе коренной ломки, структурных преобразований всей экономики, государственным предприятиям и учреждениям выгодно государственно-частное партнерство. Именно оно способно содействовать реализации программ социально-экономической модернизации с наименьшими издержками и потерями для общественного сектора.

Но для этого необходимы новые законодательные акты, в том числе закон о государственно-частном партнерстве, в котором должны быть изложены принципы, механизмы и технологии взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций.

Негосударственные некоммерческие организации (НКО) чаще всего предстают конструктивными партнерами органов власти в разработке и внедрении демократических форм и методов принятия политических решений, законодательных актов, в разработке перспектив государственной публичной политики.

НКО являются инициаторами формирования новых навыков у граждан и представителей бизнеса во взаимодействии с государством, а у государственных и муниципальных чиновников - с обществом, общественностью и бизнесом. Представляя и защищая интересы различных социальных групп, слоев, общностей, НКО активно, профессионально и квалифицированно участвуют в консультациях, дебатах, экспертных оценках по актуальным проблемам социально-экономического и политического развития, осуществляют контроль за реализацией принимаемых решений.

Примером равноправного социального партнерства является разработка Министерством образования и науки РФ совместно с общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", проекта участия бизнеса в оценке эффективности и качества профессионального образования. Данный проект предполагает внедрение практики рейтингования вузов с участием работодателей по конкретным показателям, учитывающим:

а) усилия вуза по обеспечению качества подготовки современных специалистов;

б) востребованность выпускников вуза у работодателей;

в) карьерное продвижение выпускника вуза, в том числе с учетом уровня оплаты труда и т.д.

Соглашением предусмотрены меры по повышению прозрачности деятельности высших учебных заведений, информированию общественности о результатах выполнения принятых сторонами обязательств.

Активизация государственно-частного партнерства происходит по целому ряду причин, а именно, как результат:

- "разгосударствления", новой оценки роли государства, его территориальных органов власти, осуществляющих функции управления и производства услуг;

- объективной необходимости поиска конструктивных решений по разгрузке бюджетов путем совместных усилий органов власти и предпринимательской инициативы;

- постоянной корректировки предоставления социальных услуг населению и организации их выполнения, требующей кооперации с частным сектором;

- наметившейся тенденции преодоления существующих предубеждений о том, что частные предприятия преследуют первоочередные экономические цели и не несут социальной и общественно-политической ответственности.

Совершенствование и развитие социального диалога, государственно-частного партнерства в условиях, реально существующих в современной России различных моделей демократии, связано с массовыми проявлениями социальных конфликтов, противоречивыми утверждениями относительно границ между публичной, частной и политической сферами.

В этой связи, совершенствуя систему социального партнерства в современных условиях очень важно не ограничиваться анализом состояния только лишь договорных отношений или взаимно сориентированных действий. Целесообразно учитывать глубинные интересы, проявления позиций некоммерческих организаций, бизнес-структур во взаимодействии с государством и осуществлять анализ состояния партнерских отношений на основе интегрированных измерений.

Данный подход будет способствовать повышению результативности социального партнерства и выявлению наиболее острых противоречий, выражающихся

- в аномии (отклонениях от норм);

- в социальной фрустрации, характеризующейся проявлениями гнетущего напряжения, отчаяния, тревоги, нарастанием конфронтационности, агрессивности во взаимоотношениях сторон;

- в ложно-соотнесенных позициях бизнес-структур, некоммерческих организаций, основанных на ошибочных, а возможно, преднамеренно ошибочных толкованиях норм права или вызванных скрытыми реальными причинами поведения представителей органов власти.

Игнорирование процессов нарастания подобного рода противоречий может привести к отказу в легитимации, т.е. признании законности тех или иных полномочий и действий сторон, в том числе органов власти.

И, соответственно, обращаясь к четырехуровневому измерению состояния партнерских взаимоотношений на современном этапе, предоставляются возможности оптимизации процесса становления идентичности и социальной ответственности за выполнение принятых обязательств, в том числе в реализации приоритетных национальных проектов.

Партнерские взаимоотношения могут пойти дальше к делегированию полномочий и функций от государства к бизнесу, институтам формирующегося гражданского общества. Данный вариант развития может привести к созданию реально действующих "саморегулируемых" институтов во всех секторах экономики и сферах общественной жизни.

При втором варианте можно будет говорить, что потенциал государственной публичной политики сможет эффективно проявиться в достаточно полной мере. Если же развитие пойдет в рамках первого варианта, то придется констатировать, что произошло необратимое сокращение открытости власти, а, соответственно, и результативности государственной политики. Пока вопрос о том, по какому варианту пойдет развитие партнерства государства, бизнеса и НКО остается открытым.

Многое будет зависеть от способности осознания того, что цивилизованный подход, уровень современной политической культуры российского общества являются одновременно предметом и объектом происходящих изменений, а также важнейшим фактором, способствующим поддержанию конструктивного социального диалога и порядка в современном обществе.

Очень важно учитывать, что негосударственные институты в России очень молоды. Они ещё слабо укоренены и не обладают необходимыми ресурсами для успешной работы в новой системе. В этой ситуации будущее партнерства зависит от политической опоры на цивилизованный социальный диалог в выработке стратегии государственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2                   Национальный проект – четыре приоритета развития экономики

2.1             Национальный проект «Здоровье»

 

Состояние здоровья населения  в 2005 году характеризовалось низким уровнем рождаемости (10,2 случая на 1 000 населения), высоким уровнем общей смертности (16,1 случая на 1 000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста.

Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн различных  заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В 2005 году впервые признаны инвалидами 1,8 млн человек.

Проведение в 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы во всех субъектах Российской Федерации показало, что из них только 41% являются практически здоровыми или имеют риск развития тех или иных заболеваний.

Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни населения, которая в 2004 году составила 65,3 года, в том числе у мужчин – 58,9 лет, у женщин – 72,3 года.  По продолжительности жизни мужчин Россия  занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»  в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В 2006  году смертность в России снизилась на 138 тыс. человек, а за четыре месяца 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - более чем на 52 тыс. человек. Число родившихся увеличилось с 1 215 тыс. детей в 2000 году до 1 476 тыс. детей в 2006 году. В 2006 году рождаемость составляла 10,6  случая на 1000 человек.

Информация о работе Национальные приоритетные проекты