Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
2. Провести анализ основных направлений государственной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России;
Приоритетный нацпроект «Здоровье» - самый важный, требующий наибольшего внимания и участия.
При решении задач в рамках национального проекта «Здоровье» к 2008 году планируется:
- в четыре раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
- полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными врачами и медицинскими сестрами, обеспечить ее необходимым оборудованием.
Любую проблему нужно решать в корне, а не поверхностно. Для начала нужно направить общество по «пути здоровья», для этого необходимо:
- запретить рекламу сигарет и спиртного, запретить курение в общественных местах (как это сделали во многих развитых странах);
- развернуть кампанию по пропаганде здорового образа жизни. Государство должно думать о своих гражданах;
- открыть по всей стране Центры Здоровья, где бесплатно молодежь могла бы заниматься спортом;
- обеспечить население чистой питьевой водой.
По оценкам экспертов, перспективы реализации национального проекта "Здравоохранение" хорошие, "есть определенные наработки и соответственно положительные результаты", "дело движется, что-то делается (выдача машин, аппаратов для больниц)". Реализация проекта приведет к тому, что "категория граждан по прививкам увеличится". С проектом "слава Богу, сталкиваться не приходилось, но из того, что рассказывают - работы в этом направлении еще много", "нужна серьезная финансовая поддержка из центра", нужно "больше строить хороших клиник". Реализация проекта резко ушла в одну сторону - занимаемся исключительно больницами, "неужели вся Россия болеет? Необходимы оздоровительные центры", "…здравоохранение становится уделом элитного общества из-за увеличения платности медицинских услуг и повышения цен на лекарства...".
В рамках нацпроекта «Здоровье» в текущем году начал реализовываться проект создания региональных и муниципальных сосудистых центров. Согласно проекту в каждом субъекте РФ появится региональный сосудистый центр, а в муниципальных учреждениях здравоохранения будет создано 3–6 сосудистых отделений. «Это позволит обеспечить доставку больного в больницу и начало оказания ему помощи в течение первых трех часов после обострения» – по словам премьера.
Кроме того, предполагается организовать «круглосуточную работу диагностических служб, телемедицинскую связь, оптимизировать работу «скорой помощи» и обеспечить проведение ранней реабилитации», сказал он.
На реализацию этого проекта в 2008 году выделено 3,6 млрд. руб., в том числе на закупку оборудования в 12 субъектах РФ – 2,9 млрд. руб. и 731 млн. руб. – на оснащение федеральных клиник.
Глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова сообщила, что все направления национального проекта «Здоровье», которые реализовывались в 2008 году, будут продолжены в рамках государственной программы развития здравоохранения до 2012 года и к ним добавятся еще три новых.
Прежде всего, это развитие онкологической помощи населению, на которую предполагается выделить 28,5 млрд. руб. Кроме того, предполагается реализация нового направления по развитию здорового образа жизни. «Применительно к Минздравсоцразвитию это пропаганда здорового образа жизни в части борьбы с алкоголизмом и табакокурением. Здесь предполагается финансовое обеспечение в объеме 3,5 млрд. руб.», – сообщила министр.
Также, по ее словам, с 2009 года начинается «достаточно серьезная работа по информатизации системы здравоохранения в целом». До сих пор информатизация осуществлялась самостоятельно субъектами РФ.
«Сегодня перед нами стоит задача более серьезного подхода к информатизации здравоохранения. Помимо достаточно серьезных денег, которые в рамках госпрограммы оцениваются в сумме более 16 млрд. руб., предполагается еще и создание регистра больных, создание полной базы данных по лечебно-профилактическим учреждениям, по электронной карте пациента», – сказала Татьяна Голикова.
Второй этап реализации национального проекта в здравоохранении начнется через три года. К тому времени в основном должны решиться вопросы первого этапа. Врачи первичного звена, активно занимаясь профилактикой, оказывая помощь на ранних стадиях заболевания, сохранят не только здоровье граждан, но и значительные средства для решения других проблем здравоохранения, отработают стандарты качества оказания медицинской помощи.
Проблемы здравоохранения , являются заботой не только медиков, но и государства, а также требуют активной жизненной позиции и непосредственного участия в этом вопросе самого гражданина. Главная составляющая и цель национального проекта в здравоохранении сохранения и укрепления здоровья.
2.2 Национальный проект «Образование»
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.
При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Реализация проекта «Образование» в России
Цели:
· продвижение ориентиров государственной образовательной политики;
· содействие становлению институтов гражданского общества;
· становление современного менеджмента в системе образования;
· поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи;
· формирование сети национальных университетов.
Задачи:
· создание в России университетских центров мирового уровня;
· повышение качества образования за счет концентрации ресурсов,
· подготовка управленческих кадров нового поколения
Пути решения: создание двух новых университетов (Южный федеральный округ, Сибирский федеральный округ), а также открытие двух бизнес-школ для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге
Предусматривается, что в каждом университете будет обучаться не менее 25-30 тыс. человек, а в бизнес-школе -до 1000 человек.
На создание каждого университета из средств федерального бюджета выделяется около 3 млрд. рублей на строительство и оснащение одной бизнес-школы- 1,5 млрд. руб.
В целях решения поставленных задач Минобразования РФ разработаны проекты нормативных актов, определяющие порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений и ВУЗов для предоставления государственной поддержки из средств федерального бюджета на развитие инновационной сферы.
В части учреждений высшего профессионального образования планируется проводить отбор среди ВУЗов в области естественно-научного и инженерно-технического образования, медицины и сельскохозяйственных наук, как наиболее ресурсоемких. На основе разработанных критериев ежегодно будут отбираться не менее двадцати из них, с последующим определением на конкурсной основе десяти ВУЗов для осуществления такой поддержки.
Ежегодно в результате конкурсного отбора будут определяться 10000 учителей, достигших востребованного и признанного обществом качества профессиональной деятельности, на материальную поддержку которых запланированы средства в сумме 1 млрд. рублей (т.е. по 100 тыс. рублей каждому).
В экспертизе на втором этапе конкурса примут участие не менее пяти гражданских институтов, в том числе это могут: быть Ассоциации попечителей, выпускников, журналистов; советы ректоров ВУЗов; территориальная профсоюзная организация работников народного образования и науки, другие профессиональные объединения; работодатели, родители и т д.
Предусматривается, что окончательное решение о присуждении премии принимается решением Совета в соответствии с квотой, определенной Минобрнауки РФ с учетом независимой оценки поступивших материалов представителями общественности и научных организаций.
2.3 Национальный проект «Доступное жильё»
Квартирный вопрос в России стоял всегда, стоит сегодня и будет стоять, по всей видимости, в будущем. Один из эффективных механизмов его решения - это рынок доступного жилья.
В настоящее время жилищная проблема стоит перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет примерно 1569,8 млн. квадратных метров.
Низкие объемы жилищного строительства и высокий спрос делают жилье очень дорогим (или даже сверхдорогим), к тому же система ипотечного жилищного кредитования еще не достаточно развита. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» призван создать все условия для разрешения этих и других накопившихся проблем.
В рамках нацпроекта «Доступное жилье» к 2008 году планируется:
- обеспечить адресную поддержку десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе;
- обеспечить массовое строительство новых микрорайонов (увеличить темпы строительства социального жилья, конвейерное домостроение).
К 2010 году как минимум треть граждан страны должна иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям.
В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. Уже к 2004 году доля помещений, находящихся в частной собственности, увеличилась с 33 до 73,5%. На сегодняшний день более 90% строительных организаций являются частными компаниями; успешно развивается ипотечное жилищное кредитование и появляются новые инструменты для улучшения жилищных условий.
По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1570 млн. кв. м, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо было увеличивать на 46,1%.
На сегодняшний день 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, однако даже ограниченный платежеспособный спрос превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей (53% от общего количества аварий в ЖКХ происходит из-за их ветхости).
Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Мы должны увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу.
Национальный проект призван создать условия для решения всех этих проблем. Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.
Уже к 2010 году мы рассчитываем:
- увеличить ежегодные объемы жилищного строительства в России до 80 млн. кв. м.
- увеличить долю семей, которым будет доступно приобретение жилья (соответствующего стандартам), с 9 до 30%.
- добиться существенного увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования (до 415 млрд. руб.).
- внедрить новые институты, позволяющие приобрести жилье в кредит, и совершенствовать механизм долевого строительства жилья.