Налоги и налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить литературу по данной теме;
изучить сущность налогов и их роль в экономике государства
рассмотреть понятия и основные характеристики налоговых систем

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1.Сущность налогов и их роль в экономике государства.....................6
2. Налог: основные понятия и термины………………9
3.Элементы, функции и классификация налогов…………………...…….12
4.Система налогового законодательства Российской Федерации…….…21
5.Налоги и сборы, взимаемые на территории Российской Федерации…………………………………………………………………...31
6. Доходы от поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2011 – 2013 годах………………………………………………….47
Заключение ………………………………………………………………….....56
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая работа по экон теории.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:

                  подоходные, делающие основной акцент на обложении дохо­дов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;

                  умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до­ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Ита­лии и др.;

                  косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана.

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:

                   централизованные, наделяющие федеральный уровень управ­ления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

                   умеренно централизованные, наделяющие все уровни управле­ния значимыми налоговыми полномочиями и обеспечиваю­щие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

                   децентрализованные, наделяющие- нижестоящие уровни прав­ления более значимыми налоговыми полномочиями и обес­печивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

                   прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое не­равенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

                   регрессивные, если после уплаты налогов экономическое нера­венство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны.

                   нейтральные, если после уплаты налогов экономическое нера­венство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, ос­тается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирую­щих показателей. В частности, нередко используется классифика­ция по экономическому показателю соотношения налоговых дохо­дов от внутренней и внешней торговли.

 

3. Элементы, функции и классификация налогов.

Элементы налогов

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.

1 элемент. Субъект налога или налогоплательщик.

Налогоплательщик – это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность, платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющиеся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.

2 элемент. Объект налогообложения.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению.

В этом качестве выступают:

имущество;

операции по реализации товаров (работ, услуг);

стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

прибыль;

доход (в виде процентов или дивидендов);

иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога – валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.

3 элемент. Единица обложения.

Представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложений по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу – сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу – рубль.

4 элемент. Налоговая база.

Представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой, по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база – это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством РФ.

5 элемент. Налоговый период.

Согласно НК РФ налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

6 элемент. Налоговая ставка (норма налогового обложения).

Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми или процентными, пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов и прибыли.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок, может быть, простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому социальному налогу.

Налоговые ставки в России  по федеральным налогам установлены по отдельным налогам второй частью НК РФ, а по большинству налогов - соответствующими федеральными законами.

7 элемент. Налоговые льготы.

Это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Одним из видов налоговой льготы является облагаемый минимум - наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога.

Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшение ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисляемой суммы налога.

8 элемент. Налоговый оклад.

Представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами:

1)     Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других  в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов в России характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Взимание налога у источника является по своей сути изъятием налога до получения владельцем дохода.

2)     Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода после его получения. Указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации -  официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.

3)     Кадастровый способ взимания налогов предполагает использование кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими. (5, с 37-42)

 

Функции налогов.

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Функция налога – это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В экономической литературе до сих пор не существует единого мнения о числе, содержании и реализации налоговых функций. Во-первых, разные авторы приводят различные комбинации налоговых функций, в числе которых указываются фискальная, экономическая, контрольная, регулирующая, социальная, политико-экономическая, стимулирующая и другие, часть из которых не имеет под собой научного и теоретического основания, чтобы отнести их к объективным функциям налогов.

Во-вторых, часто подменяются понятия «функции налогов» и «цели и задачи налоговой системы».

Между тем, функции налоговой системы являются выражением её внутренней сущности, и не сводится к «целям и задачам», которые носят конкретный, ограниченный во времени характер и формулируются государством. Задачи налоговой системы и налоговой политики, в которой она проявляется, определяются на конкретный период развития существующими органами власти.

В этой связи функции, с одной стороны, и цели, и задачи – с другой, можно различать как объективное и субъективное, как результат экономических отношений и экономической политики. Отказ от признания объективности функций налога лишает процесс их реализации объективной основы, что создает иллюзию возможности решения проблем налогообложения субъективными актами ведения одних налогов и отмены других. В то время анализ налоговых отношений, проявляющихся в их функциях, придает налоговой политике объективную обусловленность и содержательность.

Фискальная (распределительная) функция налогов. Посредством этой функции реализуется основное общественное название налогов – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.

В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

До появления государств, основанных на демократических принципах, налоговые отношения носили исключительно фискальный характер. При установлении  налогов не учитывались какие – либо социально справедливые формы налогообложения. С развитием демократических государств фискальную функцию налогов дополнили элементами распределительности и социальной справедливости. В результате этого сущность налогов стала проявляться как отношения, возникающие между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения денежных средств, полученных в результате их хозяйственной деятельности. На практике это происходит в виде формирования государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондов денежных средств, необходимых для финансирования общественных потребностей. Направлениями использования этих средств являются обеспечение затрат, осуществляемых государством на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержка внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность, но и отношения экономических агентов между собой.

Информация о работе Налоги и налоговая система Российской Федерации