Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить литературу по данной теме;
изучить сущность налогов и их роль в экономике государства
рассмотреть понятия и основные характеристики налоговых систем
Введение ………………………………………………………………………….3
1.Сущность налогов и их роль в экономике государства.....................6
2. Налог: основные понятия и термины………………9
3.Элементы, функции и классификация налогов…………………...…….12
4.Система налогового законодательства Российской Федерации…….…21
5.Налоги и сборы, взимаемые на территории Российской Федерации…………………………………………………………………...31
6. Доходы от поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2011 – 2013 годах………………………………………………….47
Заключение ………………………………………………………………….....56
Список литературы……………………………………………………………
В случае нарушения соотношения между денежной массой, находящейся в обращении, и ценовой товарной массой, а также появления в сфере обращения средств, не подкрепленных товаром, государство может усилить роль косвенного налогообложения для изъятия этих денег. Это позволит государству осуществлять контроль за движением денег в экономике и направлять их в народное хозяйство для поднятия уровня производства, что в свою очередь способствует восстановлению необходимого соотношения между этими важнейшими народнохозяйственными показателями.
Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:
использования прогрессивной шкалы налогообложения;
применения налоговых скидок;
введение акцизов на предметы роскоши;
введение в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды.
Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.
Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе.
Контролирующая функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. Поэтому полнота и глубина реализации контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины.
Полная реализация всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства. (3, с 33-36)
Классификация налогов.
Классификация налогов – группировка законодательно установленных налогов, сборов и платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений. Первая классификация налогов была построена на основе критерия налогов, который первоначально, еще в XVII в., был привязан к доходам землевладельца. Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства, дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя другими налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налги, по мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя. (3,с 40-41).
Один из возможных вариантов классификации налогов представлен ниже. Он предусматривает рассмотрение совокупности налогов по семи основаниям:
1. по способу взимания различают прямые и косвенные налоги:
прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и прямые личные налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объекта взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
2. в зависимости от органа власти, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.
3. по целевой направленности введения налогов различают:
абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается внебюджетный фонд.
4. в зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
налоги, взимаемые с физических лиц;
налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.
5. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
закрепленные налоги, непосредственно и целиком, поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
6. по порядку ведения налоговые платежи делятся на:
общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.
7. по срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:
налоги, построенные по принципу резиденства;
налоги, построенные по принципу территориальности.
В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных – наоборот.
4. Система налогового законодательства Российской Федерации.
Налоговое законодательство – совокупность актов законодательства, регулирующих установление, введение и взимание налогов и сборов.
Законодательно-правовые основы налоговой системы Российской Федерации (РФ) состоят из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса (НК) РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
основание для возникновения (изменения или прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
формы и методы налогового контроля;
ответственность за совершение налоговых правонарушений;
порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
Действие НК РФ распространяются на отношения по установлению, введению, взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в самом Кодексе.
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.
Нормативно-правовые акты о налогах и сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти, акты исполнительных органов местного самоуправления и акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством РФ.
Министерство финансов РФ (Минфин России), Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России), Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. (3, с 121-123)
Принятие и введение в действие законов о налогах
Пределы действия налоговых нормативных актов определяются по трем аспектам:
времени;
пространству;
кругу лиц.
Действие закона во времени. Согласно ст.5 НК, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов (сборов), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Законодательные акты могут иметь или не иметь обратной силы в определенных случаях, предусмотренных в ст.5 НК.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Даже зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке акты не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.
Прекращение действия налогового нормативного акта возможно путем прямой отмены, принятием нового акта равной (большей) юридической силы или истечением срока действия нормативного акта.
Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов РФ действуют лишь на территории данного субъекта. На всей территории России исключительно и безраздельно действуют акты федеральных органов власти.
Действие налоговых актов по кругу лиц. Это действие, в первую очередь, обусловлено принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу влияния налогового законодательства России. Согласно принципу резидентства, обязанность по уплате налога распространяется также на лиц, являющихся резидентами РФ. Поэтому одновременное действие этих двух принципов приводит к международному двойному налогообложению.
В Российской Федерации законы о налогах имеют постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год или нет.
На общероссийском уровне проведения референдума по налоговым вопросам не может быть, он возможен только на местном уровне.
Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, в противном случае – имеют обратную силу. (2, с 93-94)
Налоговый кодекс РФ – основополагающий документ
в системе налогообложения
НК РФ является главным нормативно-правовым актом, закрепившим основные положения в области налогообложения. В нем систематизированы нормы налогового законодательства, которые регулируют вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов.
НК РФ состоит из двух частей. Часть первая НК РФ принята Государственной Думой 16 июля 1998 года, одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года и введена в действие с 1 января 1999 года. Часть вторая НК РФ начала вводиться в действие с 1 января 2001 года, и процесс принятия ее отдельных глав продолжается до сих пор.
В часть первую НК РФ включены семь разделов.
Раздел I содержит 2 главы и 18 статей. В главе 1 даны характеристика законодательства о налогах и сборах и иных нормативно-правовых актов в области налогообложения, понятие налогов и сборов, установлены участники налоговых правоотношений, порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, институты, понятия и термины, используемые в Кодексе.
Информация о работе Налоги и налоговая система Российской Федерации