Налоги и налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить литературу по данной теме;
изучить сущность налогов и их роль в экономике государства
рассмотреть понятия и основные характеристики налоговых систем

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1.Сущность налогов и их роль в экономике государства.....................6
2. Налог: основные понятия и термины………………9
3.Элементы, функции и классификация налогов…………………...…….12
4.Система налогового законодательства Российской Федерации…….…21
5.Налоги и сборы, взимаемые на территории Российской Федерации…………………………………………………………………...31
6. Доходы от поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2011 – 2013 годах………………………………………………….47
Заключение ………………………………………………………………….....56
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая работа по экон теории.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

Основной постулат налогового законодательства состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В НК РФ четко отмечено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, непредусмотренные Кодексом.

В НК РФ введено правило, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика, т.е. введена презумпция невиновности (естественная в юриспруденции).

Статья 5 первого раздела НК РФ посвящена действию актов законодательства о налогах  и сборах по времени.

В статье 8 НК РФ определены понятия «налог» и «сбор».

В статье 9 НК РФ определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Также в статье 9 подтвержден приоритет международных договоров РФ в области налогообложения перед налоговым законодательством.

Глава II НК РФ посвящена системе налогов и сборов, взимаемых в РФ. В статьях 13, 14 и 15 определены перечень, порядок установления и взимания федеральных, региональных, местных налогов. Вышеуказанные статьи НК РФ заменяют статью 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ».

Раздел II НК РФ посвящен налогоплательщикам и плательщикам сборов, налоговым агентам, представительству налогоплательщика в налоговых отношениях. Он состоит из 2 глав и 11 статей.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Новым является положение о том, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений.

Здесь же раскрыть содержание понятия «взаимозависимые лица для целей налогообложения». Таковыми признаются юридические и физические лица, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты.

НК РФ существенно расширяет права налогоплательщиков, к которым относится право:

получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

использовать налоговые льготы, естественно, при наличии у них для этого оснований;

получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

представлять свои интересы в налоговых органах лично либо через своего представителя;

представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

получать копии акта налоговой проверки и решения налоговых органов, налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдение законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщика;

не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не существующие НК РФ или иным федеральным законом;

обжаловать акты налоговых органов и действия или бездействия их должностных лиц;

требовать соблюдения налоговой тайны;

требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконным решением налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

НК РФ не только провозглашает права налогоплательщиков, но и гарантирует их обеспечение и защиту. Здесь же и определены и обязанности налогоплательщиков, к которым относится:

уплачивать  законно установленные налоги и сборы;

встать на учет в налоговых органах;

вести учет своих доходов и объектов налогообложения;

представлять в налоговый орган налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность;

представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;

представлять налоговым органам необходимую информацию и документы;

в течении 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

На последний пункт нужно обратить особое внимание. Дело в том, что ранее требование о сохранности документов распространялось только на три года.

Кроме перечисленных постоянных обязанностей налогоплательщики должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

об открытии или закрытии счетов – в 10-дневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее 1 месяца;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее 1 месяца после их создания, реорганизации или ликвидации;

об объявлении банкротства – в срок не позднее 3 дней со дня принятия решения;

о ликвидации и реорганизации – в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения;

об изменении своего местонахождения – в срок не позднее 10 дней.

В разделе III НК РФ раскрыто содержание понятия «налоговые органы», к которым относятся МНС России и его подразделения на территории РФ.

Полномочия налоговых органов в определенных случаях выполняют и таможенные органы. В данном разделе определены полномочия налоговых органов, место и роль таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов.

Раздел IV устанавливает общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, дает определение объекта налогообложения. Состоит из 6 глав и 42 статей.

Согласно главе 8 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В главе 9 НК РФ установлены общие условия изменения срока уплаты налогов, сборов и пени.

В главе 10  НК РФ определены требования об уплате налогов и сборов. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Глава 11 НК РФ уточняет способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

К таким способам относятся: залог имущества, поручительство, пени, приостановленные операции по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Пеня – установленная (ст.75 НК РФ) денежная сумма, которую плательщик налогов и сборов или налоговый агент должны выплатить  в случае задержки уплаты причитающихся сумм налогов и сборов. Пеня начисляется помимо сумм налогов и сборов, за каждый день просрочки налога или сбора в процентах от неуплаченной суммы. Процентная ставка пени принимается равной 0,0417 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

НК РФ предусматривает не только неуплату и недоплату налогов и сборов, но и их переплату. Согласно ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату или зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика.

Раздел V состоит из 2 глав и 26 статей. В нем определены порядок сдачи налогоплательщиком декларации, а также формы, методы и способы проведения налогового контроля.

Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и производственных расходах, источниками доходов, налоговых льготах и начисленной сумме налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме. Ее можно представить на бумажном носителе или в электронном виде.

В разделе VI классифицируются налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Кодекс классифицирует нарушения по 34 видам и подвидам и дифференцирует меру ответственности в зависимости от степени тяжести.

Раздел VII части первой НК РФ устанавливает порядок обжалования актов налоговых органов и действия или бездействия их должностных лиц.

Жалобы на акты налоговых проверок, действия или бездействия должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в установленном законодательством РФ порядке.

Часть вторая НК РФ начинается с раздела VIII «Федеральные налоги». затем раздел VIII.1. раскрывает специальные налоговые режимы. Раздел IX - региональные  налоги и сборы. Раздел X – местные налоги. (3, с 126-139)

 

 

5. Налоги и сборы в Российской Федерации

Основные виды федеральных налогов

1) Налог на прибыль организаций.

Налог на прибыль организаций – это прямой федеральный налог, взимаемый в РФ в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. Данный налог является прямым, т.е. впрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, поэтому государство стремится активно влиять на развитие экономики именно через механизм его применения. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются все предприятия и организации, являющиеся по российскому законодательству юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществления в России предпринимательской деятельности. Объектом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для определения налогооблагаемой прибыли из полученных предприятием и организацией доходов необходимо вычесть расходы, связанные с получением этих доходов. Ставка налога на прибыль организации едина для всех типов организаций и равна 20%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный финансовый год.

2) Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации – от сырья до предметов потребления. налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РФ. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу России. Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации; передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией, передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые  не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Операции не подлежащие налогообложению, можно сгруппировать в три блока.

Блок 1 – это реализация товаров (работ, услуг) на территории России, применение льгот по которым является обязательным, например: реализация медицинских товаров, медицинские услуги, ритуальные услуги, услуги в сфере образования, услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользовании, услуги учреждений культуры и искусства.

Блок 2 – это перечень операций, условно освобождаемых от налога, т.е. по которым налогоплательщик вправе отказаться от освобождения, например: реализация предметов религиозного назначения, реализация товаров общественными организациями инвалидов, банковские операции.

Блок 3 – это реализация на территории России услуг по сдаче в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.

Все налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, включая операции, не подлежащие налогообложению, а также при получении авансов и в других случаях обязаны по установленным формам:

cоставить счет-фактуру;

вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;

вести книги покупок и книги продаж.

Счет-фактура – один из важнейших финансовых документов, на основании которого налоговые органы осуществляют контроль за облагаемым оборотом и за правильностью исчисления НДС.

Информация о работе Налоги и налоговая система Российской Федерации