Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:26, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие за-дачи:
1. Раскрыть понятие налогов, их виды;
2. Выявить сущность налогов и их функции;
3. Изучить особенности налоговой системы РФ;
Введение 3
Глава 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Принципы налогообложения 7
1.3. Классификация налогов (виды налогов) 11
1.4. Роль налогов в формировании финансов государства 16
Глава 2. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИИ 18
2.1. Развитие налоговой системы России: исторический аспект 18
2.2. Основные виды налогов в России, их характеристика 22
2.3. Проблемы налогообложения и направления их решения 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 34
ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТОЛИЧНАЯ
ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ»
в г. Ухте
Факультет государственной службы и финансов
специальность:
080105.65 – финансы и кредит
По
дисциплине: Экономическая
теория
Тема:
Налогообложение в
России: проблемы и перспективы
Студентка:
Группа_____________________
«_____»__
Научный руководитель:
Старший преп. Терентьева О. А.
Содержание
Введение 3
Глава 1. НАЛОГИ
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Принципы налогообложения 7
1.3.
Классификация налогов (виды
1.4. Роль налогов в формировании финансов государства 16
Глава 2. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИИ 18
2.1.
Развитие налоговой системы
2.2.
Основные виды налогов в
2.3.
Проблемы налогообложения и
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 34
ВВЕДЕНИЕ
Среди
экономических рычагов, при помощи
которых государство
Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Объектом исследования данной курсовой работы является налоговая система РФ, как неотъемлемая часть мировой налоговой системы.
Предметом исследования является процесс формирования и развития налоговой системы.
Основным
методом решения поставленных задач
стало изучение научной и правовой литературы.
ГЛАВА
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Сущность и функции налогов
Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в VII-VI веках до нашей эры в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов[12; 38].
Налоги – это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государств и органов местного самоуправления. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления, платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесённого ущерба).
Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестаёт быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.
Таким образом, значимыми характеристиками налогового платежа являются:
1. Законодательная основа: налогом является только тот платёж, который устанавливается в рамках законодательства.
2. Обязательность: законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счёте, естественно, возмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определённый круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.
4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти – в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платёж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. Если платёж, удовлетворяющий приведённым выше трём условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.
Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации.
Налоговые доходы государства формируются за счёт новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счёт него предоставления государственных услуг.
Функции налогов:
Важным аспектом налогового строительства являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны. Функции налогов следуют из их экономического содержания.
Фискальная функция реализует формирование единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и другие.
Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.
Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализует через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.
Контрольная (иногда выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.
Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определённость, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения[13;302].
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательстве о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год.
Информация о работе Налогообложение в России: проблемы и перспективы