Налогообложение в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие за-дачи:
1. Раскрыть понятие налогов, их виды;
2. Выявить сущность налогов и их функции;
3. Изучить особенности налоговой системы РФ;

Содержание

Введение 3
Глава 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Принципы налогообложения 7
1.3. Классификация налогов (виды налогов) 11
1.4. Роль налогов в формировании финансов государства 16
Глава 2. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИИ 18
2.1. Развитие налоговой системы России: исторический аспект 18
2.2. Основные виды налогов в России, их характеристика 22
2.3. Проблемы налогообложения и направления их решения 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)
  • По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на:
  1. Общие налоги и сборы. К ним относятся, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета.
  2. Целевые налоги и сборы. К ним относятся, поступления, по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. К целевым обычно относятся налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды; поступления по которым зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты.
  • Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые.

1. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определённой регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строений, с транспортных средств и т.д.), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период.

2. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачиваемые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистрацию автотранспортных средств.

  • Налоги бывают также регулярные и чрезвычайные.

1. К регулярным обычно относятся налоги и сборы, действующие в течение длительного времени. При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определяется срок их действия.

2. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.).  Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог или сбор будет взиматься либо в течение фиксированного количества лет, либо до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства.

  • По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные:

      К прямым относят подоходно-поимущественные  налоги, т.е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчёта налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.  Прямыми эти налоги называют потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несёт бремя этого налога. Прямые налоги делятся на личные и реальные.

      Личные  налоги – подоходные налоги. К числу последних относятся подоходный налог с физических лиц («индивидуальный/личный» подоходный налог) и налог на прибыль предприятий и организаций (налог на прибыль корпораций).

      Реальные  налоги – налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества.

      Прямое  налогообложение в основном ориентируется  на процесс получения дохода.

      Косвенное налогообложение более связано  с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически – налоги на потребление. Косвенными эти налоги называют в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то ещё, т.е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг.

      К косвенным налогам относят налог  на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление).

   1.4. Роль налогов в формировании финансов государства

      Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

      Современные бюджетные системы включают бюджеты  центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом за счёт налогов. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследства и дарений и другие.

      По  мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах – экспортёра сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных поступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошлины являются одним из основных источников государственных доходов. Наряду с усилием косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы.

      Большая часть государственных доходов  развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также – в некоторых странах - акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов.

      Налоги  выступают главной формой мобилизации  государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины[8;157-172]. За счёт налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации - унитарные предприятия) и ряда специальных фондов. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. НАЛОГОБЛОЖЕНИЕ В  РОССИИ 

2.1. Развитие налоговой  системы России: исторический аспект

      Достаточно  сложно определить точку отсчёта  налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году.

      К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 году.

      На  протяжении ХIII века в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, налоговой базы и более полного сбора дани.

      На  протяжении XIV-XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая  прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.

      В 1614 году был введён один из основных прямых налогов с тяглового населения  России – «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название – «стрелецкие деньги»[1; 173].

      С конца XVI века в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.

      С начала XVII века появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и другие. Одним из наиболее тяжёлых налогов данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения был введён ещё в 1500 году, а в 1613 году приобрёл вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения.

      В 1679 году царь Фёдор Алексеевич провёл реформу налоговой системы. Непосредственным поводом к её началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявлялось в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и других). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство).

      Несмотря  на принимавшиеся меры, к началу Петровской эпохи взимались весьма разнообразные подати (стрелецкая, ямская, полоняночная, конская и другие).

      Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того времени. Так, именно в этот период вводятся прямые имущественные подати («десятая деньга») и личная поголовная подать («дворовое тягло»), положившая начало подати подушной (1722-1724 года), просуществовавшей в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу»).

      Одним из наиболее долго существовавших в России налогов является ясак, возникновение которого принято относить к XV веку, отменён он был только после Февральской революции 1917 года.

      На  протяжении второй половины XVIII – начала XIX веков продолжалось совершенствование налоговой системы. Наиболее значительными мероприятиями в этот период было уточнение налогообложения купечества:

  • введение налогообложения имущества (фабрик и заводов – по рублю со стана, а где стана нет - по 1% с капитала);
  • введение частнопромысловых сборов с торгово-промышленных предприятий.

      Позднее была введена гильдейская подать (гильдейский сбор с объявленных капиталов) – начало регулярному торгово-промышленному обложению в России. Одновременно купечество освобождалось от подушной подати.

      Откупы  представляли собой специфическую модель сбора налогов с населения, при которой государство передавало право на сбор определённых налогов частным лицам – откупщикам. В России в разные периоды, начиная с XV века, существовали таможенные, соляные и винные откупы.

      Основы  налоговой системы России конца  XIX – начала XX веков были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863-1865 и 1885-1887 годах.

      В эти годы были отменены соляной налог (1880 год) и подушная подать (1882-1886 года). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государственного земельного налога.

      В начале XIX века роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика.

      В Российской империи в конце XIX – начале XX веков основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основных компонентов:

  • основного сбора, который представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства;
  • дополнительного сбора, который, в свою очередь, состоял из нескольких сборов, адресованных различным по статусу юридическим и физическим лицам.

      Первая  мировая война наложила определённый отпечаток на налоговую политику российского правительства, приведя к повышению общего уровня налогов в стране. Были повышены налоговые ставки по промысловому обложению, по обложению недвижимых имуществ, квартирный налог, гербовый налог, гербовый сбор, акцизы на ряд продовольственных товаров, табачных изделий, нефтепродукты и некоторые другие. Вводились новые налоги:

Информация о работе Налогообложение в России: проблемы и перспективы