Налогообложение в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие за-дачи:
1. Раскрыть понятие налогов, их виды;
2. Выявить сущность налогов и их функции;
3. Изучить особенности налоговой системы РФ;

Содержание

Введение 3
Глава 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Принципы налогообложения 7
1.3. Классификация налогов (виды налогов) 11
1.4. Роль налогов в формировании финансов государства 16
Глава 2. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИИ 18
2.1. Развитие налоговой системы России: исторический аспект 18
2.2. Основные виды налогов в России, их характеристика 22
2.3. Проблемы налогообложения и направления их решения 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)
  • временный военный налог с проезжающих по железной дороге пассажиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным квитанциям грузов;
  • налог на военную прибыль;
  • особый временный налог на русский хлопок;
  • единовременный налог на телефоны;
  • ряд других.

      Первый  Закон о подоходном налоге фактически был утверждён лишь в 1916 году. Налог  должен был взиматься с доходов, полученных от всех источников:

  • капитала;
  • недвижимости, аренды;
  • торговых, промышленных и иных предприятий;
  • профессиональных, личных промысловых и иных приносящих выгоды занятий;
  • иных, не поименованных выше источников доходов.

      Не  подпадали под налогообложение  такие виды доходов, как наследство и дарение, средства, полученные в погашение занятых у налогоплательщика сумм, выигрыши по процентным бумагам.

      К кругу налогоплательщиков были отнесены:

  • российские поданные (за исключением не проживающих постоянно в России);
  • иностранные граждане, постоянно проживающие в России.

      Фактически  к началу 1917 году в России действовали  следующие основные налоги:

  • поземельный налог, который носил раскладочный характер;
  • поземельные сборы, существовавшие на территории польских губерний, Сибири и некоторых других местностей;
  • налоги с недвижимых имуществ;
  • подымная подать, взимавшаяся в посадах и селениях Польских губерний;
  • кибиточная подать, взимавшаяся в Ставропольской губернии, Степном и Туркестанском краях;
  • оброчная подать и платежи переселенцев за пользование казённой землёй;
  • квартирный налог;
  • промысловый налог;
  • налог на денежный капитал;
  • эмиссионный налог с акций и облигаций;
  • некоторые другие налоги.

      Существенной  характеристикой российской налоговой  системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства.

2.2. Основные виды  налогов в России, их характеристика

  • В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие и целевые налоги.

      К общим относятся налоги, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. То есть налоги указанной группы не имеют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль предприятия и организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.

      Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды.

      В Российской Федерации к целевым  относятся, в частности, налоги, вводимые для финансирования дорожных фондов, которые зачисляются в Федеральный дорожный фонд (консолидированный в федеральном бюджете) и территориальные (субъектов Федерации) дорожные фонды, многие из которых также консолидированы в региональных бюджетах.

      К целевым, или специальным, налогам российской налоговой системы следует также отнести отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В некоторых субъектах Российской Федерации эти платежи зачисляются также в бюджетные фонды, в некоторых эти фонды имеют статус внебюджетных.

      Единый  специальный налог, ведённый вместо системы страховых платежей, также является специальным. Поступления от него зачисляются в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды медицинского страхования (федеральный и территориальные).

  • По характеру властной компетенции налоги подразделяются на государственные и  местные.

      Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный  бюджет. Часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.

      В Российской Федерации можно выделить две составляющих государственного устройства – федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.

      К федеральным налогам относятся:

1)  Налог на прибыль организаций.

      Прямой  налог, взимаемый с прибыли организаций (предприятия, банка, страховой компании и т.д.). Налогоплательщиками признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. В России налог действует с 1992 года. Базовая ставка составляет 20% (до 1 января 2009года составляла 24%): 2% зачисляются в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ.

      1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

      Основной  вид прямых налогов. Налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Основная налоговая ставка 13%. Ею облагается большинство доходов налогового резидента. К ним в частности относится:

    • заработная плата;
    • вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
    • доходы от продажи имущества и т.д.

      В отношении отдельных видов доходов  предусмотрены специальные налоговые ставки: 9, 15, 30, 35%.

    3) Налог на добавленную стоимость (НДС).

      Плательщиками являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В России действует с 1992 года.

      Максимальная  ставка НДС после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10%; для экспортируемых товаров – 0%.

      В последнее время высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок. Впрочем, в ближайшее время изменений в НДС не предвидится, т.к. за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России.

  1. Акцизы.

      Налог, включённый в цену товара и уплачиваемый покупателями, установлен на определённый круг товаров. Налогоплательщиками акциза признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В настоящее время к подакцизным товарам относятся:

    • спирт этиловый из всех видов сырья;
    • спиртсодержащая продукция;
    • алкогольная продукция и пиво;
    • табачная продукция;
    • нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин).

      Для акцизов объектом обложения является стоимость товаров. При расчёте налоговой базы берётся стоимость товаров без учёта НДС.

  1. Единый социальный налог.

      Отменённый  федеральный налог в РФ, зачисляемый  в Федеральный бюджет и государственные  внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ  и фонды обязательного медицинского страхования РФ и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

      С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральные и территориальные ФОМСЫ.

      Плательщиками признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам.

      Ставка  налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог.

      Обычный размер ставки — для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. — составляет 34 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации — 26 %
  • Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9 %
  • Фонды обязательного медицинского страхования — 5,1 %

Итого: 34 %

      Все указанные проценты относятся к  заработной плате до вычитания из нее подоходного налога.

      Согласно  таблице 1 рассчитаем стоимость страхового года для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2011 году: МРОТ x 26% x 12; 4330 руб. x 26% х 12 = 13 509,6 руб. С 1 января 2009 года МРОТ составляет 4330 руб. в месяц. В таблице 3 приведены ставки страховых взносов.

      В 2010 году совокупный объем страховых взносов ставки ЕСН был — 26 %, из которых 20 % направлялись в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования).

6) Водный налог.

7) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

      Налоги  субъектов Российской Федерации:

  1. Налог на имущество предприятий.

      Налогоплательщиками признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

      Ставки  устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

  1. Налог с продаж.

      Вводился  в Российской Федерации дважды: 1) в 1991 году, ставка была установлена  в размере 5%, с 1 января 1992 года налог отменили. 2) ввели в 1998 году в качестве регионального налога. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5%. С 1 января 2004 года отменён.

  1. Транспортный налог.

      Величина  налога, порядок и сроки его  уплаты, формы отчётности, а также  налоговые льготы устанавливают  органы исполнительной власти субъектов  РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.

      Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

      Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм-силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах согласно таблице 1.

Информация о работе Налогообложение в России: проблемы и перспективы