Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:26, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие за-дачи:
1. Раскрыть понятие налогов, их виды;
2. Выявить сущность налогов и их функции;
3. Изучить особенности налоговой системы РФ;
Введение 3
Глава 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Принципы налогообложения 7
1.3. Классификация налогов (виды налогов) 11
1.4. Роль налогов в формировании финансов государства 16
Глава 2. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИИ 18
2.1. Развитие налоговой системы России: исторический аспект 18
2.2. Основные виды налогов в России, их характеристика 22
2.3. Проблемы налогообложения и направления их решения 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 34
Первый Закон о подоходном налоге фактически был утверждён лишь в 1916 году. Налог должен был взиматься с доходов, полученных от всех источников:
Не подпадали под налогообложение такие виды доходов, как наследство и дарение, средства, полученные в погашение занятых у налогоплательщика сумм, выигрыши по процентным бумагам.
К кругу налогоплательщиков были отнесены:
Фактически к началу 1917 году в России действовали следующие основные налоги:
Существенной характеристикой российской налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства.
2.2. Основные виды налогов в России, их характеристика
К общим относятся налоги, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. То есть налоги указанной группы не имеют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль предприятия и организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.
Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды.
В Российской Федерации к целевым относятся, в частности, налоги, вводимые для финансирования дорожных фондов, которые зачисляются в Федеральный дорожный фонд (консолидированный в федеральном бюджете) и территориальные (субъектов Федерации) дорожные фонды, многие из которых также консолидированы в региональных бюджетах.
К целевым, или специальным, налогам российской налоговой системы следует также отнести отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В некоторых субъектах Российской Федерации эти платежи зачисляются также в бюджетные фонды, в некоторых эти фонды имеют статус внебюджетных.
Единый специальный налог, ведённый вместо системы страховых платежей, также является специальным. Поступления от него зачисляются в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды медицинского страхования (федеральный и территориальные).
Государственные
налоги вводятся законодательными актами
высшего представительного
В Российской Федерации можно выделить две составляющих государственного устройства – федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.
К федеральным налогам относятся:
1) Налог на прибыль организаций.
Прямой
налог, взимаемый с прибыли
Основной вид прямых налогов. Налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Основная налоговая ставка 13%. Ею облагается большинство доходов налогового резидента. К ним в частности относится:
В
отношении отдельных видов
3) Налог на добавленную стоимость (НДС).
Плательщиками являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В России действует с 1992 года.
Максимальная ставка НДС после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10%; для экспортируемых товаров – 0%.
В последнее время высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок. Впрочем, в ближайшее время изменений в НДС не предвидится, т.к. за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России.
Налог, включённый в цену товара и уплачиваемый покупателями, установлен на определённый круг товаров. Налогоплательщиками акциза признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В настоящее время к подакцизным товарам относятся:
Для акцизов объектом обложения является стоимость товаров. При расчёте налоговой базы берётся стоимость товаров без учёта НДС.
Отменённый федеральный налог в РФ, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральные и территориальные ФОМСЫ.
Плательщиками признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог.
Обычный размер ставки — для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. — составляет 34 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:
Итого: 34 %
Все указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога.
Согласно таблице 1 рассчитаем стоимость страхового года для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2011 году: МРОТ x 26% x 12; 4330 руб. x 26% х 12 = 13 509,6 руб. С 1 января 2009 года МРОТ составляет 4330 руб. в месяц. В таблице 3 приведены ставки страховых взносов.
В 2010 году совокупный объем страховых взносов ставки ЕСН был — 26 %, из которых 20 % направлялись в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования).
6) Водный налог.
7) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Налоги субъектов Российской Федерации:
Налогоплательщиками признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
Ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Вводился в Российской Федерации дважды: 1) в 1991 году, ставка была установлена в размере 5%, с 1 января 1992 года налог отменили. 2) ввели в 1998 году в качестве регионального налога. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5%. С 1 января 2004 года отменён.
Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.
Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм-силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах согласно таблице 1.
Информация о работе Налогообложение в России: проблемы и перспективы