Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:26, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие за-дачи:
1. Раскрыть понятие налогов, их виды;
2. Выявить сущность налогов и их функции;
3. Изучить особенности налоговой системы РФ;
Введение 3
Глава 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Принципы налогообложения 7
1.3. Классификация налогов (виды налогов) 11
1.4. Роль налогов в формировании финансов государства 16
Глава 2. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИИ 18
2.1. Развитие налоговой системы России: исторический аспект 18
2.2. Основные виды налогов в России, их характеристика 22
2.3. Проблемы налогообложения и направления их решения 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 34
Cтавки
могут быть увеличены (
Замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Не вправе перейти на уплату ЕСХН: организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; организации, имеющие филиалы или представительства.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
Система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Плательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют виды деятельности, облагаемые вменёнкой. Ставка ЕНВД составляет 15%.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 15 млн. рублей. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды и другие.
Если объектом налогообложения являются доходы – ставка 6%. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов – ставка 15%. Могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от налогоплательщиков.
Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.
В настоящее время в Российской Федерации к числу местных налогов относятся:
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговые
ставки устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
Плательщиками являются физические лица – собственники имущества. Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления, но должны быть в диапазоне ставок, указанных в федеральном законодательстве.
Налоговые ставки составляют от 0,1 до 0,5% в соответствии с таблицей 4.
Освобождаются от налога: пенсионеры и граждане, получающие пенсию; уволенные или проходящие военную службу; музеи, библиотеки и др.
2.3. Проблемы налогообложения и направления их решения.
Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов. В результате они получают средства для выживания бизнеса и неформального решения производственных и социальных вопросов в условиях несовершенных общественных институтов и высокой коррупции. Вместе с тем это приводит к недостаточному финансированию общественного сектора хозяйства, нарушению правил честной конкуренции, росту коррупции, оттоку капиталов за рубеж и другие.
Теоретически оптимальный уровень налогов, отражающий предпочтения налогоплательщиков в части оплаты общественных товаров, можно обосновать исходя, из критериев экономической эффективности и принять соответствующее решение, опираясь на единогласие граждан. Однако на практике добровольная реализация подобного решения затруднена по нескольким причинам.
Во-первых, возникает проблема так называемого «безбилетника». Некоторые виды индивидов могут считать целесообразным уклоняться от уплаты налогов, надеясь на то, что их действия в составе большой группы налогоплательщиков останутся незамеченными, не повлияют на решение других об уплате налогов и не скажутся на количестве предоставляемых в распоряжение всех и каждого общественных благ.
Во-вторых, по техническим причинам принятие решений в больших группах на основе единогласия невозможно. Правило большинства создаёт объективные предпосылки для налоговой дискриминации и побуждает пострадавших налогоплательщиков к уклонению от участия в финансировании общественных расходов по соображениям и социальной справедливости.
Классическую модель рационального выбора налогоплательщика разработали М. Аллингам и А. Сандмо. Согласно их допущениям, решение об уклонении или уплате налога налогоплательщик принимает под влиянием таких факторов, как ставка налога, вероятность обнаружения факта уклонения и размер штрафных санкций. Предложенная в настоящей работе модель рационального выбора налогоплательщика несколько расширена с целью адаптации к условиям трансформационной экономики, упрощена.
По
сравнению с классической моделью
в ней приняты следующие
Для борьбы с уклонением целесообразно увеличить размеры штрафов, тем более что в отличие от усилий по повышению вероятности его обнаружения данная мера не требует значительных дополнительных затрат. Однако такое предположение ошибочно. Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов необходимо ужесточить наказания для посредников с тем, чтобы их бизнес стал более рискованным. Это потребует от них если не прекращения его вообще, то повышения размера комиссионных. В результате большинство налогоплательщиков будут вынуждены отказаться от услуг посредников, а без них перестанут действовать наиболее распространённые схемы уклонения и многократно возрастёт вероятность его обнаружения.
Для
уменьшения масштабов уклонения
от налогов в наших странах
требуется снижение ставок налогов, совершенствование
демократических институтов, способных
восстановить разорванную связь между
уплатой налогов и получением выгод от
потребления общественных благ, что поможет
поменять саму модель рационального выбора
налогоплательщика[3, 96-108].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И
все же новое налоговое
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...
Несомненно,
вся эта неразбериха с налогами приводит
к нестабильному положению в нашей экономике
и еще больше усугубляет экономический
кризис. Несомненно, для выхода из кризисного
состояния необходимо одним из первых
шагов наладить налоговую систему страны.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барулин
С.В. Теория и история
2. Булатов
А.С. Экономика: Учебник –
3. Вишневский В., Веткин А. Уклонение от налогов и рациональный выбор налогоплательщика// Вопросы экономики, 2007. - №2. – С. 96 – 108
4. Клюкович З.А. Налоги и налогообложение: серия Высшее образование – М.: Феникс, 2009 – 380с.
5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов – М.: Издательство БЕК, 2007 – 384с.
6. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - второе издание – М.: Юрайт-Издат, 2005 – 635с.
7. Поляка Г.Б. Налоги и налогообложение – М.: Юнити-Дана, 2008 – 415с.
8. Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и политики налогов – М.: АСА, 2006 - С. 157 – 172
9.Чепурина М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории: Учебник – М.:АСА, 2009 – 848с.
10. Черника Д.Г. Налоги: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2005 – 544с.
11. Чистякова О.И. История отечественного государства и права – часть первая – М.: Феникс, 2007 - 432с.
12. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России – М.: Юрайт-Издат, 2008 – С. 38
Информация о работе Налогообложение в России: проблемы и перспективы