Налогообложение в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие за-дачи:
1. Раскрыть понятие налогов, их виды;
2. Выявить сущность налогов и их функции;
3. Изучить особенности налоговой системы РФ;

Содержание

Введение 3
Глава 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Принципы налогообложения 7
1.3. Классификация налогов (виды налогов) 11
1.4. Роль налогов в формировании финансов государства 16
Глава 2. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В РОССИИ 18
2.1. Развитие налоговой системы России: исторический аспект 18
2.2. Основные виды налогов в России, их характеристика 22
2.3. Проблемы налогообложения и направления их решения 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)
  • Взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер.

      Правовой  характер взаимоотношений государства  и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения  отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться  только законами.

      Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения  могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

  • Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий.

      Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жёстким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжёлому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удаётся ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая.

      Грубейшее нарушение принципа равномерности  распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

  • Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков.

      Принцип соразмерности взимаемых налогов  с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

  • Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика.

      Соблюдение  принципа создания максимальных удобств  для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только становление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

  1. каждый используемый термин должен иметь своё единственное значение, установленное законом;
  2. количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;
  3. законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;
  4. тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной  страны уровнем образования;
  5. при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый изменённый текст.
  • Существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации).

      Один  из важнейших принципов построения налоговых систем – принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

    • Издержки по сбору налогов должны быть минимальны.

      Принцип сведения к минимуму издержек по сбору  налогов и контролю за соблюдением  налогового законодательства, иначе  называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.

  • Нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности.

      Принцип нейтральности налогообложения  в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, темпы инфляции.

      Налоги  могут быть эффективным средством  предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и  притока низкокачественных товаров.

      Свидетельство грубого нарушения принципа нейтральности  налогов в отношении форм и методов экономической деятельности – быстрое распространение (часто в абсурдных количествах) банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями», т.е. таких предприятий, для которых установлены отличные от общих условия налогообложения (способы определения налоговой базы, специфические льготы, особые уплаты налогов).

      К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок.

    • Доступность и открытость информации по налогообложению.

      К числу основных принципов построения цивилизованной  налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жёсткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику.

    • Соблюдение налоговой тайны.

      Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определённой категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

                         1.3. Классификация налогов (виды налогов)

      Для выявления особенностей отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие классификационные критерии и признаки налоговых платежей:

  • В зависимости от плательщиков все налоги можно подразделить на три группы:

1. Налоги, уплачиваемые физическими лицами. К ним относятся: налоги на доходы физических лиц; налоги на имущество физических лиц; налоги на наследство и дарения; социальные налоги (взносы), взимаемые непосредственно с доходов, полученных физическими лицами; а также отдельные виды сборов.

2. Налоги, уплачиваемые юридическими лицами. К ним относятся: налоги на доход, прибыль и поступления от капитала юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц.

3. Налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

      Важно отметить, что плательщиками ряда налогов, отнесённых к третьей группе, являются не все физические лица, а  только физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Последняя категория физических лиц может (при определённых условиях) быть плательщиком акцизов; налога на добавленную стоимость; налога с продаж; единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.

  • В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:

1. Налоги на доходы. Подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. К налогам, взимаемых с отдельных видов доходов, могут относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, налог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельные  налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д.

2. Налоги на имущество. Подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества (общепоимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К общепоимущественным налогам относятся налоги, взимаемые с совокупной стоимости различных видов имущества. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: поземельные налоги; налоги, взимаемые со строений; налоги с отдельных видов транспортных средств; налоги (сборы) с владельцев животных.

      От  налогов на имущество следует  отличать налоги, которыми облагается переход права собственности на имущество. Группу налогов на переход права собственности составляют налоги на наследство и налоги на дарение.

3. Налоги на реализацию товаров (работ, услуг). Включаются те налоги, объектами обложения по которым выступают обороты по реализации товаров (работ, услуг). В эту группу включаются налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акцизы и налог с продаж.

4. Налоги на определённые виды расходов. К ним относятся: налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы), налоги на приобретение инвестиционных товаров, на приобретение иностранной валюты, на приобретение объектов недвижимости и т.д.

5. Налоги на совершение определённых операций. Объектом налогообложения может также выступать стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений.

6. Налоги и сборы за право осуществления определённых видов деятельности (лицензионные платежи). Установлены федеральные сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

  • По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделить на:

      Налоги, взимаемые на всей территории государства, - это, как правило, налоги, вводимые на общегосударственном (федеральном и конфедеральном) уровне. При этом общегосударственном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях.

      К налогам, взимаемым на отдельных  территориях государства, относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления: городами, коммунами, округами и т.д.

      На  общефедеральном уровне осуществляется регламентация обложения таможенными пошлинами и сборами, налогом на добавленную стоимость, акцизами, налогами на доходы физических лиц и налогами на доходы юридических лиц. На среднем уровне (региональном, штатном, земельном) взимаются ресурсные налоги, налоги с продаж.

  • В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на:
  1. Закреплённые налоги и сборы – налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определённых бюджетов. К закреплённым налогам и сборам относятся таможенные пошлины, сборы и иные платежи, зачисляемые в доход федерального бюджета на основании Бюджетного кодекса РФ, а также подавляющее большинство местных налогов и сборов.
  1. Регулирующие налоги и сборы. К ним относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней.

Информация о работе Налогообложение в России: проблемы и перспективы