Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и определить основные проблемы ее совершенствования в современной России. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие, классификацию и функции налогов, её характеристику и различные точки зрения по реформированию налоговой системы в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3


1.Сущность налогов……………………………………………………………..5

1.1.Понятие и роль налогов………………………………………………….5

1.2.Классификация налогов………………………………………………….5

1.3.Функции налогов…………………………………………………………7


2. Современная налоговая система России…………………………………….10

2.1.Общая характеристика налоговой системы РФ………………………..10

2.2.Проблемы налоговой системы РФ……………………………………...19


3. Совершенствование налоговой системы в современной России………….24

3.1.Основные направления совершенствования налоговой системы…….24

3.2.Некоторые проекты по реформированию налоговой системы в РФ…26

3.2.1.Налоговая реформа Романовского М.В. и Врублевской О.В….26

3.2.2.Модель налоговой реформы Черника Д.Г………………………27

3.2.3.Налоговая реформа Сорокина А.В………………………………29

3.2.4.Проект налоговой реформы Похмелкина В.В…………………..29

3.2.5.Проект ассоциации «Налоги России»…………………………...30


Заключение………………………………………………………………………33


Библиографический список…………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК сдала.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

    По  срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

    Срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

    Периодично-календарные  налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

    По  характеру отражения  в бухгалтерском  учете различают налоги:

    Включаемые  в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);

    Уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);

    Уплачиваемые  за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

    Уплачиваемые  за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);

    Включаемые  в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);

    Удерживаемые  из доходов работника (налог на доходы физических лиц). 

1.3. Функции налогов. 

Социально-экономическая  сущность и роль налогов проявляется  в их функциях, т.е.  в основных направлениях воздействия налогов  на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

    Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного(через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

    С этих позиций налогообложение выполняет  четыре важнейших функции, каждая их которых реализует то или иное практическое назначение налогов.[2, с.24]

    Фискальная  функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.

    Перераспределение средств с помощью фискальной функции с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой – не нарушить нормальный ход воспроизводства.

    Социальная  функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной(социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

    Регулирующая  функция нацелена на решение тех или задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

        Суть регулирующей функции заключается  в том, что налогами облагаются  ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

  • стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;
  • дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.
  • воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

    Налоговое регулирование несет нагрузку и  контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется  на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

    Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

    Функции налога тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современная налоговая  система России

2.1. Общая характеристика налоговой системы РФ 

    Анализ  налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют  в своем составе (структуре) сходные  элементы, хотя и в разных сочетаниях.[3, с.57]

    Элементами  любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

  • виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);
  • субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
  • органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
  • законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.

    Законодательная база. Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.

    В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложения, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

    Законодательные органы субъектов Федерации принимают  законы о налогах и сборах и  иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса  РФ, принятого Законодательным Собранием  РФ.

    Органы  местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

    Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение. Основным документом, определяющим систему налогообложения является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), состоящий из частей I и II.

    Частью  I НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

    Часть II НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов (федеральных, региональных, и местных), а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ.

    Налоговый кодекс РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.

    Согласно  законодательству РФ налоговая система  является трехуровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов (см. рисунок).

    Уровни  законодательной  базы. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

    В зависимости от классификационных  признаков все платежи подразделяются на виды (см. табл. 1), ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.

    Субъекты  налога. Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

    Налоговые органы. Действующим законодательством предусмотрено, что налоговые органы РФ представляют собой систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых сумм в соответствующие бюджеты. Налоговые органы России представлены Федеральной налоговой службой с ее структурными подразделениями, входящими в состав Министерства финансов РФ, Федеральной таможенной службой РФ с ее структурными подразделениями, входящими в состав Министерства экономического развития и торговли РФ, органами государственных внебюджетных фондов, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и другими должностными лицами, насчитывающими 180 тыс. налоговых служащих. 
 
 

Таблица 1

Виды  налогов Российской Федерации

    и их налоговые ставки 

№ п/п Виды налогов  и сборов РФ Налоговые ставки
Федеральные налоги и сборы
1 Налог на добавленную  стоимость (НДС) Устанавливается в размере от 0 до 18% от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т.д.):

0% - на  отдельные виды товаров, топлива,  ГСМ, работ и услуг, связанных  с перевозом через таможенную  границу, добычей драгоценных  металлов в Гохран, перевозкой  пассажиров и др.;

10% - при реализации продуктов, скота, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров, лекарств и др.;

18% - при  реализации товаров, работ и  услуг, не указанных выше.

Налог засчитывается целиком в федеральный  бюджет.

2 Акцизы на отдельные  виды товаров и минерального сырья Определяется  от реализованной (произведенной) стоимости  или объемов товаров (работ, услуг) в размере:

От 0 до 3629 руб. за единицу измерения, в зависимости  от вида подакцизного товара (алкогольной  продукции, табачных изделий, топлива, автомобилей и др.)

20-80% - при  реализации алкогольной продукции,  вводимой на территорию РФ.

В федеральный  бюджет засчитывается 100% акцизов по спиртовой продукции из всех видов  сырья, кроме пищевых, табачным изделиям, природному газу; 95% по углеводородным видам продуктов, 50% по спиртосодержащим продуктам и спиртам из пищевых продуктов, 40% по бензину и дизельному топливу.

3 Налог на прибыль (доход) организаций Исчисляется из сумм налогооблагаемой прибыли в  размере: от 0 до 24%. Из них:

 Для  российских организаций:

24% - на  прибыль от доходов по основной  деятельности, из которых 6,5% перечисляется  в федеральный бюджет, 17,5% в бюджеты  субъектов РФ, которую регионы  могут понизить до 13,5%;

15% - по  доходам, полученным по дивидендам  от иностранных организаций, по процентам отдельных видов ценных бумаг и облигаций;

9% - по  доходам, полученным по дивидендам  от российских организаций и  физических лиц, по процентам  отдельных видов ценных бумаг  и облигаций;

0% - по  доходам от процентов по отдельных  видам облигаций и займов;

4 Налог на доходы физических лиц Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 13 до 35%, в том числе:

13% - от  общей суммы дохода за отчетный  период с учетом льгот, вычитаемых  из налогооблогаемой базы в  размерах: стандартных вычетов-от 300 до300 руб.; социальных вычетов – 38 000 руб. на каждого ребенка, обучающегося в вузе или проходящего лечение; имущественных вычетов – от 125 000 до 1 000 000 руб.; профессиональных вычетов - от 20 до 40 % от расходов, которые не подтверждаются документально;

13% - от  дохода, полученного от экономии  на процентах за пользование  кредитами;

35% - от  суммы дохода за выигрыши, призы,  страховые выплаты по договорам  и вкладам в банки;

30% - от  доходов, субъектов налога, не  являющихся налоговыми резидентами;

9% - от  доходов долевого участия в  деятельности организаций, полученных  в виде дивидендов или в  виде процентов по облигациям;

6% - от  доходов долевого участия в  деятельности организаций, полученных  в виде дивидендов.

Налог в целом засчитывается в бюджеты субъектов РФ.

5 Единый социальный налог (взнос) Исчисляется от общей годовой суммы выплат работником организаций или сумм дохода индивидуальных предпринимателей, адвокатов и сельскохозяйственных товаропроизводителей, приходящейся на одного работника и распределяются в федеральный бюджет, фонд обязательного медицинского страхования и/или фонд социального страхования РФ. Например, при годовой налоговой базе на одного работника в 280 тыс. руб. – налоговая ставка равна 26%, из которых 20% перечисляется в федеральный бюджет; 3,2% - в фонд социального страхования РФ; 0,8 – в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 2% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Если  налоговая баз превышает 280 тыс. руб., но не превышает 600 тыс. руб., то устанавливается определенная общая сумма плюс процентная доля сверх минимума налоговой базы в 280 тыс. руб., которая также распределяется по бюджету и фондам. Аналогично, если налоговая база превышает 600 тыс. руб.

6 Государственная пошлина Устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги:

- по  делам, рассматриваемым в судах  общей юрисдикции, ставки установлены  в размерах от 100 до 20 000 руб., которая может быть снижена на 50% в зависимости от вида услуг;

- по  делам, рассматриваемым в арбитражных  судах, ставки установлены в  размерах от 100 до 100 000 руб., которая может быть понижена на 50% в зависимости от вида услуги;

- по  делам, рассматриваемым в конституционных  судах, ставка установлена в  размере от 200 до 4500 руб.;

- при  совершенствовании нотариальных  действий, ставки установлены в  размерах от 20 до 1 млн. руб.;

- при  государственной регистрации актов  гражданского состояния ставки  установлены в размере от 100 до 500 руб.;

- при  совершении действий по приобретению гражданства и выезду (въезду) за пределы РФ ставки установлены в размере от 10 до 3000 руб.;

- при  совершении действий государственными  учреждениями ставки установлены  в размере от 20 до 100 тыс. руб.

7 Сбор за право  пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Ставки сбора  за каждый объект животного мира,, в  зависимости от вида, установлены  в размере от 20 до 15 тыс. руб. При  изъятии молодняка (до 1 года возрастом) диких копытных, ставки уменьшаются  на 50%.

Ставки могут быть равны 0%, если пользование такими объектами осуществляются в целях охраны здоровья населения, регулирования видового состава и т.д.

Ставки  сбора за каждый объект (тонну) водных биоресурсов установлены с учетом района водного бассейна и вида ресурса в размере от 20 до 100 тыс. руб., а за одно млекопитающие – от 150 до 30 тыс. руб. Ставка может быть равна 0 %, если пользование такими водными ресурсами осуществляется в целях охраны здоровья населения, регулирование видов и т.д.

Вся сумма  сборов поступает в федеральный бюджет. 

8 Водный налог Ставка налога за забор 1 тыс. куб. м воды для технологических  нужд из поверхностных водных объектов установлена в размере от 246 до 480 руб., из подземных водных объектов – от 300 до 678 руб. в зависимости  от бассейна озера, реки экономического района морской воды от 4,32 до 14,88 руб.

Ставка  налога при использовании акватории  рек и морей установлена в  размере от 14,04 до 49,8 руб. за 1 кв.км в  год с учетом акватории морского бассейна и экономического района.

Ставка  налога при использовании водных объектов для целей гидроэнергетики  установлена в размере 4,8 до 13,7 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии.

Ставка  налога при использовании водных объектов для лесосплава установлена  в размерах от 1183,2 до 1705,2 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км. Сплава.

Вся сумма  налога поступает в федеральный  бюджет.

9 Налог на добычу полезных ископаемых Ставки налога за добычу полезных ископаемых установлены  в размере от 0 до 17,5 от налогооблагаемой базы:

0% - при  добыче попутного газа, подземных  вод, минеральных и др.;

3,8% - при  добыче калийных солей;

4% - при  добыче торфа, каменного угля  и сланцев;

5,5% - при  добыче радиоактивных металлов, горно-химического сырья, бокситов  и др.;

6% - при  добыче неметаллического сырья, битумных пород;

6,5% - при  добыче сырья, содержащего драгоценные  металлы;

7,5% - при  добыче минеральных вод;

8% - при  добыче руд цветных и редких  металлов, алмазов и др.;

16,5% - при  добыче углеводородов и нефти;

17,5% - при  добыче газового конденсата;

135 руб.  – за добычу 1 тыс. куб. м  газа.

Сумма налога засчитывается в федеральный  бюджет.

10 Налог на наследование или дарение Ставка налога установлена в размере 10-30% от стоимости  имущества (недвижимости, денежных средств, драгоценностей и т.д.) в зависимости от возраста и степени родства наследников.
Региональные  налоги и сборы
11 Налог на имущество  организаций Устанавливается законом субъекта РФ. 2,2% от среднегодовой  стоимости имущества. Налог засчитывается  в бюджет субъекта РФ.
12 Транспортный  налог Устанавливается НК РФ и законом субъекта РФ в  зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости и категории  средства в расчете на 1 л с. Мощности двигателя, одну регистровую тонну  или единицу транспортного средства и устанавливается в размере от 2 до 200 руб., которые могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ. Налоговая ставка может быть увеличена законом субъекта РФ, но не более чем в 5 раз.
13 Налог на игорный  бизнес Устанавливается законом субъекта РФ в размере: от 25 000 до 125 000 руб. за один игорный стол, автоматы, кассу тотализатора. Если ставки налога не установлены законом субъекта РФ, то они отчисляются в размере от 1500 до 25000 руб. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ.
Местные налоги и сборы
14 Земельный налог Устанавливается НК РФ и законодательными актами органов  местного самоуправления в размере:

- 0,3% от  кадастровой стоимости земельного  участка, отнесенного к землям

- сельскохозяйственного  назначения, занятых жилищным фондом и инфраструктурой ЖКХ;

- 1,5% от  кадастровой стоимости земельного  участка иного назначения.

Налог засчитывается в местный бюджет.

15 Налог на имущество  физических лиц Ставка налога установлена с учетом суммарной  инвентаризационной стоимости в размере от 0,1 до 2%.

Налог засчитывается в местный бюджет.

Информация о работе Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России