Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и определить основные проблемы ее совершенствования в современной России. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие, классификацию и функции налогов, её характеристику и различные точки зрения по реформированию налоговой системы в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3


1.Сущность налогов……………………………………………………………..5

1.1.Понятие и роль налогов………………………………………………….5

1.2.Классификация налогов………………………………………………….5

1.3.Функции налогов…………………………………………………………7


2. Современная налоговая система России…………………………………….10

2.1.Общая характеристика налоговой системы РФ………………………..10

2.2.Проблемы налоговой системы РФ……………………………………...19


3. Совершенствование налоговой системы в современной России………….24

3.1.Основные направления совершенствования налоговой системы…….24

3.2.Некоторые проекты по реформированию налоговой системы в РФ…26

3.2.1.Налоговая реформа Романовского М.В. и Врублевской О.В….26

3.2.2.Модель налоговой реформы Черника Д.Г………………………27

3.2.3.Налоговая реформа Сорокина А.В………………………………29

3.2.4.Проект налоговой реформы Похмелкина В.В…………………..29

3.2.5.Проект ассоциации «Налоги России»…………………………...30


Заключение………………………………………………………………………33


Библиографический список…………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК сдала.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)
 

    Права и обязанности налоговых органов  в укрупненном виде можно изложить следующим образом:

1.Требовать  от налогоплательщиков документы,  подтверждающие правильность исчисления  и уплаты налогов в установленные сроки.

2. Проводить  налоговые проверки в порядке,  определенном НК РФ.

3. Производить  выемку документов при проведении  налоговых проверок у субъектов  налога, свидетельствующих о налоговых  правонарушениях.

4. Вызывать  на основании письменного уведомления в налоговые органы субъектов налога для дачи пояснений в связи с налоговой проверкой и по другим мотивам, установленным законодательством РФ.

5. Приостанавливать  операции по счетам субъектов  налога в банках и налагать  арест на имущество, предусмотренным НК РФ.

6. Определять  суммы налогов, подлежащие внесению  субъектами налогов в бюджет, расчетным путем на основании  имеющейся информации.

7. Требовать  от налогоплательщиков устранения  выявленных нарушений законодательства  о налогах (сборах) и взыскивать недоимки и пени по налогам в порядке, установленном НК РФ.

8. Выполнять  иные действия, предусмотренные  НК РФ, вплоть до предъявления  в суды общей юрисдикции или  арбитражные суды исков по  вопросам применения налогового  законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. Структура  налоговой системы РФ 

 
 
 

      
 
 
 
 

    

    

      
 
 

Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  и безвозвратных перечислений.

    Наибольший  удельный вес в налоговых доходах  федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса (см. табл.2). 
 

    Таблица 2 

Динамика  налоговых поступлений  за 2004-2007 гг.

( в %  к общей сумме доходов) 

                                  2004                 2005             2006                   2007  

Налог на прибыль            7.0                    7.1                 6.5                      6,0  

НДС                                  31.2                  35.0               26.9                    29,0  

НДПИ                               12.4                 14.4                18.3                    18,0  

Акцизы                              6.0                   2.6                 1.8                       2,2  

Таможенные пошлины    23.2                 25.3               35.7                    33,8  

ЕСН                                   14.1                  5.2                 4.7                      4,4  

    Укрепление  доходной базы государства достигается  во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых  налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов  налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением - в чем и достигается совершенствование налоговых доходов (см. табл.3).

Таблица 3

Прогноз налоговых поступлений

(в числителе  - млрд. руб., в знаменателе - % доходов) 

                                          2006 г.              2007 г.                 2008 г.          2009 г.  

Налог на прибыль        444,4/7,2         571,0/8,2                   539,0/7,8           560,2/7,5            

организаций 

ЕСН                             310,4/5,0        368,8/5,3                   422,1/6,1           475,5/6,4 

НДС                          1534,5/24,9        2071,8/29,7                 2168,5/34,0        2797/40,5

Акцизы               107,5/1,7        126,7/1,8                   140,1/2,0            155,8/2,1 

Налог на добычу        1127,7/18,3      1037,7/14,9                  905,4/13,1         806,1/10,8 

полезных  ископаемых 

Внешние таможенные 1935,9/31,4       1998,8/28,7       1681,8/24,4       1494,1/20,0 

пошлины 

Ввозные таможенные    325,6/5,3            395,3/5,7         475,7/6,9           559,1/7,5 

пошлины  
 

    В соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб. Прогнозируемое в 2008 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

    Утверждение федерального бюджета в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций. 

2.2. Проблемы налоговой системы РФ 

    Анализ  структуры налоговой системы  России и виды налогов свидетельствует, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

    Множество льгот по видам налогов для  различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и  изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе и с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной.

      Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете и внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога как производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.[3, с.209]

    В современной налоговой системе РФ выделяется ряд причин реформирования налоговой системы:

    1. Переоценка роли налога на  прибыль, от уплаты которого  возможно уклониться, зная особенности  налогообложения, условия и механизм  его назначения и уплаты. В  частности, в зависимости от вида и формы предприятия, политики руководства, механизма уплаты налога в организации создаются условия, при которых прибыль как таковая отсутствует, особенно когда руководство преследует цель обанкротить предприятие или уйти от налогообложения.

    2. Сохранение целевых отчислений во внебюджетные фонды, формирование фондов, как и бюджетов, осуществляется за счет отдельных видов налогов и неналоговых поступлений, и в принципе их формирование производится из одних и тех же налоговых источников. Этого можно избежать, если в бюджете предусмотреть отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда в бюджете будет определенная статья, насчет которой законом предусматривается перечисление S суммы средств. В данном случае:

  • не нужно будет содержать огромное количество лишних служащих, что приведет к упрощению налоговой и бюджетной систем и их экономичности;
  • уменьшится число инструкций и писем соответствующих органов, упростится информационная база налоговой и бюджетной систем;
  • упростятся функции отдельных органов власти и бюрократические процедуры внутри налоговой и бюджетной систем;
  • появится возможность упростить процесс автоматизации, что повысит экономичность налоговой и бюджетной систем.

    3. Неоправданное принижение роли  и значения налогов, взимаемых  с физических лиц. Как показывает анализ, в РФ доля подоходного налога в Консолидированном бюджете РФ колеблется на уровне 9,6-10,6% и более, в Федеральном бюджете РФ – 0,5-1,0%, региональных бюджетах – от 9,2 до 9,8%, местных бюджетах – от 19 до 19,5% от общей суммы налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета.

    4. Принижение роли налога на  имущество физических и юридических  лиц. Из анализа собираемости  налогов в РФ следует, что  нельзя принижать роль и значение  данного вида налога в общем  бюджете государства. На его долю приходится в среднем 6,7% в общем Консолидированном бюджете РФ, 0,1-0,2% в федеральном, 9% в региональных и до10% в местных бюджетах относительно общих налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Несомненно, доля поступлений данного вида налога в бюджет соответствующего государства резко отличается в зависимости от вида налогоплательщика: юридического или физического лица. Например, эта доля составляет 6-9%, уплачиваемая юридическими лицами, и 0,1-0,3% - физическими лицами.

    5. В законодательстве недостаточно проработаны вопросы налогообложения природных ресурсов. В частности, в налоговом законодательстве РФ не проработан вопрос обложения налогом природной ренты, за счет которой предприниматели получают колоссальные прибыли. Хотя природные ресурсы и являются общим достоянием народа, но ввиду отсутствия закона о природной ренте народ не получает никакого дохода за счет эксплуатации природных богатств.

    6. Налог не является добровольным  отчуждением части своего дохода  в пользу государства. Это не только принудительное изъятие части дохода налогоплательщика в доход государства с учетом взимания штрафов в случае несвоевременной уплаты налогов, но и привлечение налогоплательщика к административной или уголовной ответственности в случаях нарушения законодательства.

    7. Необоснованно высокие размеры  санкций за налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка  на учет в налоговом органе  влечет за собой штрафные санкции  в размере от 5000 до 20000 руб., непредоставление  налоговой декларации в налоговый орган в течение шести месяцев по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40% от суммы неуплаты налога и т.д.

    8. Необоснованное количество видов  налогов и сборов. В РФ установлено  15 видов налогов, в США –  20, во Франции – 26, в Германии  – 13, в Японии – 10, в Казахстане  – 11, в Кыргызстане – 21, в Украине – 33, в Молдавии – 23 и т.д. Вместе с тем анализ свидетельствует, что все налоги по своему предназначению сходны, и их можно объединить в группы по сходным признакам или в конечном счете заменить одним видом налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, что не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.

Информация о работе Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России