Научно-исследовательсая работа для студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа

Описание

Целью этой работы является определение главных составляющих:
структуры научно-исследовательской деятельности;
готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения;
рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в вузе

1.1 Научно-исследовательская работа студентов в университете

1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения

Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в университете

2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях университета

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

asdfghj.docx

— 58.74 Кб (Скачать документ)
 
 

Введение

Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы  в вузе

1.1 Научно-исследовательская  работа студентов в университете

1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения

Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской  работы в университете

2.1 Системный  подход к организации научной  работы студентов в условиях  университета

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Задачи, выдвигаемые современным производством  перед инженерными кадрами, настолько  сложны, что их решение требует  творческого поиска, исследовательских  навыков. В связи с этим современный  специалист должен владеть: необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний; определёнными навыками творческого решения практических задач; постоянно повышать свою квалификацию; быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Все эти  качества необходимо формировать в  вузе. Воспитываются они через  активное участие студентов в  научно-исследовательской работе. Научно-исследовательская  деятельность студентов позволяет  наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к  самореализации личности, как педагога профессионального обучения так  и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в  данной области, развитие методологии  и методики исследовательской подготовки в университете, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

Целью этой работы является определение главных составляющих:

  1. структуры научно-исследовательской деятельности;
  2. готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения;
  3. рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.

Также необходимо определить условия для  подготовки студента к научно-исследовательской  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическое  определение понятия, необходимости и  проведения научно-исследовательской  работы в вузе. 

Поговорим  о понятии научного знания его  значения в научно-исследовательской  деятельности. Подробно опишем  методы эмпирических и теоретических исследований, условия их применения и использования, методы и формы привлечения студентов  к научному исследованию, которым  относится курсовое и дипломное  проектирование. Рассмотрим элементы теории и методологии научно-технического творчества. Важным элементом научной  деятельности является готовность к  этой деятельности, поэтому в работе рассматриваются уровни готовности и условия её формирования у студентов  в университете.

На данном этапе работы необходимо дать определение  научно-исследовательской деятельности. Определить понятие готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения. Это включает и определение уровней готовности и рассмотрение условий их формирования.

1.1 Научно-исследовательская  работа студентов в университете.

В этом параграфе рассматривается основной понятийный аппарат всей работы, касающийся научно-исследовательской работы студентов. Необходимо рассмотреть основные понятия  и компоненты научно-исследовательской  работы: «научно-исследовательская  работа студентов », научное знание, методы исследования. Определить понятие  и разобрать 

элементы  научно-исследовательского творчества. Определить этапы мышления по «добычи» научного знания. Рассмотреть все  методы научного познания и определить условия их использования.

1) Формы  и методы привлечения студентов  к научному творчеству.

Современное понятие «научно-исследовательская  работа студентов» (НИРС) включает в  себя два взаимосвязанных элемента:

а) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

б) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

Руководство НИРС является обязательным элементом  деятельности профессоров и преподавателей вузов, аспирантов. В каждом вузе организуется совет по НИРС, возглавляемый ректором; на факультете – деканом; на кафедре  – заведующим кафедрой. Главными задачами советов являются: оказание всесторонней помощи руководству вуза в создании условий для широкого участия  студентов в научно-исследовательской, конструкторской и творческой работе; распространение положительного опыта  организации научной работы студентов; методическое руководство работой  нижестоящих советов; организация  научно-технических конференций, выставок, конкурсов, смотров и др. Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются на НИР, включенную в учебный процесс, а также НИР, выполняемую студентами во внеучебное время. Учебно-исследовательская работа (УИРС) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом. Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе.

К таким  занятиям относятся :

а) лекции по дисциплине «Основы научных исследований» (ОНИ);

б) практические и лабораторные занятия с элементами научных исследований по дисциплине (ОНИ, Автомобили и др );

в) курсовое и дипломное проектирование с элементами научных исследований, наличия внедрения в виде изготовленных стендов, установок, датчиков; публикаций статей, тезисов докладов, изготовленных материалов на изобретения.

Основной  формой научной работы студентов, выполняемой  во внеучебное время, является участие  студентов в научных исследованиях, проводимых преподавателями кафедр и сотрудниками научных учреждений вуза по госбюджету и хоздоговорной  тематике.

Формы творческой работы студентов: студенческие КБ, проектные, технологические, исследовательские  бюро (СКБ), научные и вычислительные центры, научно-производственные отряды.

2) Понятие  научного знания

Знание  – идеальное воспроизведение  в языковой форме обобщенных представлений  о закономерных связях объективного мира. Функции знания – обобщенное разрозненное представление о закономерностях  природы, общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего  того, что может быть передано в  качестве устойчивой основы практических действий. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит  отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью. От практики к теории и от теории к практики, от действия к мысли и от мысли к действительности – такова общая закономерность отношений человека в окружающей действительности.

Диалектика  процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших  знаний и безграничной сложностью объективной  действительности, между субъективной формой и объективным содержанием  человеческого познания, в необходимости  борьбы мнений, позволяющих путем  логических доказательств и практической проверки установить истину. Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно  отражающих действительность. Истинные знания существуют в виде законов  науки, теоретических положений  и выводов, учений, подтвержденных практикой  и существующих объективно, независимо от трудов и открытий ученых. Поэтому  истинное научное знание объективно. Научное знание может быть относительным  и абсолютным. Относительное знание – неполное, абсолютное – полное. Непрерывное развитие практики исключает  возможность превращения знания в абсолютное.

Познание  включает в себя два уровня: чувственный  и рациональный.

     Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементы: изучение, восприятие, представление  и воображение. Рациональное познание способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Форма – абстрактное мышление. Мышление – это опосредованное и  обобщенное отражение в мозгу  человека существующих свойств, причинных  отношений и закономерных связей между объектами или явлениями. Основной инструмент мышления – логические рассуждения человека, элементы которых: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления.

     Бывают: общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и  относительными. По признаку отношений  между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, соподчиненные, частично согласные, противоречащие и  противоположные.

     Раскрытие содержания понятия называют его  определением. В научном исследовании определения обычно завершают процесс  исследования, закрепляют те результаты, к которым ученый пришел в своем  исследовании. Без определения понятий  возможно ложное толкование мыслей автора исследования. Суждение – это мысль, в которой посредством связи  понятий утверждается или отрицается что-либо; - это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь  между мыслимыми предметами и  их признаками. Умозаключение –  процесс мышления, составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в  результате которых выводится новое  суждение. По другому умозаключение  называют выводом, через который  становится возможным переход от мышления к действию, к практике.

     В процессе научного исследования можно  отметить следующие этапы: возникновение  идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных  фактов; доказательство правильности гипотез, суждений. Научная идея –  интуитивное объяснение явление  без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод. Гипотеза – это предположение  о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется  с наблюдаемыми фактами, то в науке  ее называют теорией или законом. По мере уточнения и исправления  гипотеза превращается в закон. Закон  – внутренняя существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое закономерное развитие; выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов. Теория – система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.

     Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и факты. Аксиома –  это положение, которое берется  в качестве исходного, недоказуемого  в данной теории. Теория слагается  из относительно жесткого ядра и его  защитного пояса. В ядро входят основные принципы. Защитный пояс содержит вспомогательные  гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Теория является наиболее развитой формой обобщенного  научного знания.

3) Элементы теории и методологии научно-технического творчества.

Творчество  – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая  нечто качественно новое.

В частности, научное творчество связанно с познанием  окружающего мира. Научно-техническое  творчество имеет прикладные цели и  направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Одной из проблем  творчества является его мотивационная  структура. Мотивации (побуждения) связаны  с потребностями, которые делятся  на три группы: биологические, социальные и идеальные (подсознательные). Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческая личность обладает рядом особенностей и прежде всего умением сосредоточить  внимание и долго удерживать его  на каком-либо вопросе или проблеме.

Общая схема решения научно-технических  задач:

1) анализ  систем задач и выбор конкретной  задачи;

2) анализ  технической системы и разработка  ее модели;

Информация о работе Научно-исследовательсая работа для студентов