Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа
Целью этой работы является определение главных составляющих:
структуры научно-исследовательской деятельности;
готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения;
рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в вузе
1.1 Научно-исследовательская работа студентов в университете
1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения
Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в университете
2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях университета
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в вузе
1.1 Научно-исследовательская
работа студентов в
1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения
Глава 2. Практический
пример организации научно-
2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях университета
Заключение
Список
литературы
Введение
Задачи,
выдвигаемые современным
Все эти
качества необходимо формировать в
вузе. Воспитываются они через
активное участие студентов в
научно-исследовательской
Целью этой работы является определение главных составляющих:
Также
необходимо определить условия для
подготовки студента к научно-исследовательской
деятельности.
Глава
1. Теоретическое
определение понятия,
необходимости и
проведения научно-исследовательской
работы в вузе.
Поговорим
о понятии научного знания его
значения в научно-исследовательской
деятельности. Подробно опишем методы
эмпирических и теоретических исследований,
условия их применения и использования,
методы и формы привлечения студентов
к научному исследованию, которым
относится курсовое и дипломное
проектирование. Рассмотрим элементы
теории и методологии научно-
На данном
этапе работы необходимо дать определение
научно-исследовательской
1.1 Научно-исследовательская
работа студентов в
В этом
параграфе рассматривается
элементы научно-исследовательского творчества. Определить этапы мышления по «добычи» научного знания. Рассмотреть все методы научного познания и определить условия их использования.
1) Формы
и методы привлечения
Современное
понятие «научно-
а) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;
б) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.
Руководство
НИРС является обязательным элементом
деятельности профессоров и преподавателей
вузов, аспирантов. В каждом вузе организуется
совет по НИРС, возглавляемый ректором;
на факультете – деканом; на кафедре
– заведующим кафедрой. Главными задачами
советов являются: оказание всесторонней
помощи руководству вуза в создании
условий для широкого участия
студентов в научно-
К таким занятиям относятся :
а) лекции по дисциплине «Основы научных исследований» (ОНИ);
б) практические и лабораторные занятия с элементами научных исследований по дисциплине (ОНИ, Автомобили и др );
в) курсовое и дипломное проектирование с элементами научных исследований, наличия внедрения в виде изготовленных стендов, установок, датчиков; публикаций статей, тезисов докладов, изготовленных материалов на изобретения.
Основной
формой научной работы студентов, выполняемой
во внеучебное время, является участие
студентов в научных
Формы творческой работы студентов: студенческие КБ, проектные, технологические, исследовательские бюро (СКБ), научные и вычислительные центры, научно-производственные отряды.
2) Понятие научного знания
Знание
– идеальное воспроизведение
в языковой форме обобщенных представлений
о закономерных связях объективного
мира. Функции знания – обобщенное
разрозненное представление о
Диалектика процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнений, позволяющих путем логических доказательств и практической проверки установить истину. Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Истинные знания существуют в виде законов науки, теоретических положений и выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытий ученых. Поэтому истинное научное знание объективно. Научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание – неполное, абсолютное – полное. Непрерывное развитие практики исключает возможность превращения знания в абсолютное.
Познание включает в себя два уровня: чувственный и рациональный.
Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементы: изучение, восприятие, представление и воображение. Рациональное познание способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Форма – абстрактное мышление. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существующих свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями. Основной инструмент мышления – логические рассуждения человека, элементы которых: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления.
Бывают: общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными. По признаку отношений между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, соподчиненные, частично согласные, противоречащие и противоположные.
Раскрытие
содержания понятия называют его
определением. В научном исследовании
определения обычно завершают процесс
исследования, закрепляют те результаты,
к которым ученый пришел в своем
исследовании. Без определения понятий
возможно ложное толкование мыслей автора
исследования. Суждение – это мысль,
в которой посредством связи
понятий утверждается или отрицается
что-либо; - это сопоставление понятий,
устанавливающих объективную
В
процессе научного исследования можно
отметить следующие этапы: возникновение
идей; формирование понятий, суждений;
выдвижение гипотез; обобщение научных
фактов; доказательство правильности
гипотез, суждений. Научная идея –
интуитивное объяснение явление
без промежуточной
Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и факты. Аксиома – это положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории. Теория слагается из относительно жесткого ядра и его защитного пояса. В ядро входят основные принципы. Защитный пояс содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Теория является наиболее развитой формой обобщенного научного знания.
3) Элементы теории и методологии научно-технического творчества.
Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое.
В частности, научное творчество связанно с познанием окружающего мира. Научно-техническое творчество имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями, которые делятся на три группы: биологические, социальные и идеальные (подсознательные). Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческая личность обладает рядом особенностей и прежде всего умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе или проблеме.
Общая
схема решения научно-
1) анализ
систем задач и выбор
2) анализ
технической системы и
Информация о работе Научно-исследовательсая работа для студентов