3) анализ
и формулировка условий технической
задачи;
4) анализ
и формулировка условий изобретательской
задачи;
5) поиск
идей решения (принципа действия);
6) синтез
нового технического решения.
На основе
рассмотренного в данном параграфе
можно сделать вывод о том,
что научно-исследовательская работа
это сложный компонент учебной
работы, который включает в себя
совокупность мотивационной сферы
студента, обеспечение которой берет
на себя педагог, методов и форм научного
познания, необходимых для полноценного
исследовательского процесса. Сделан
анализ методов познания. Определена
структура научного знания, как последовательность
этапов мышления и рассмотрение их
функций. Таким образом, рассмотрев все
компоненты научно-исследовательской
работы, можно переходить к рассмотрению
следующего параграфа.
1.2. Формирование
готовности студентов вуза к научно-исследовательской
деятельности средствами проблемного
обучения
В данном
параграфе решается проблема осознанности
и необходимости научно-исследовательской
деятельности для студентов, и её
положительное влияние на весь учебный
процесс. Эта проблема освещается постановкой
таких задач, как готовность студентов
к научно-исследовательской деятельности.
Для этого необходимо, во-первых
раскрыть структуру готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности,
во-вторых рассмотреть условия формирования
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности, а также выявить
сущность понятия научно-исследовательская
деятельность. Необходимо раскрыть возможности
проблемного обучения и его роль в научно-исследовательской
работе.
На современном
этапе развития системы высшего
образования научно-исследовательская
деятельность студентов приобретает
все большее значение и превращается
в один из основных компонентов профессиональной
подготовки будущего учителя. Это, прежде
всего, обусловлено, тем, что эффективность
последней в значительной степени
определяется уровнем сформированности
исследовательских знаний, умений,
развитием личностных качеств, накоплением
опыта творческой исследовательской
деятельности. Кроме того, овладение
учебными дисциплинами также требует
от студентов владения методами научного
познания и исследовательскими умениями.
Научно-исследовательская
деятельность студентов позволяет
наиболее полно проявить индивидуальность,
творческие способности, готовность к
самореализации личности. Важно отметить,
что процесс исследования индивидуален
и является ценностью как в
образовательном, так и в личностном
смысле.
В связи
с этим, будущий специалист должен
быть готов к осуществлению научно-исследовательской
деятельности. А в свою очередь, готовность
к научно-исследовательской деятельности
позволит в дальнейшем в профессионально-педагогической
работе и на научном уровне решать
воспитательно-образовательные задачи.
В педагогической
науке рассматривался вопрос готовности
студентов к научно-исследовательской
деятельности, однако на современном
этапе развития общества необходимо
переосмыслить имеющийся педагогический
опыт с целью выявления новых,
оптимальных путей формирования
их готовности к научно-исследовательской
деятельности, которые бы эффективно работали
в современной социокультурной ситуации.
Недостаточно
раскрыты возможности проблемного
обучения в формировании готовности
студентов к научно-исследовательской
деятельности; мало исследованы вопросы
о сущности и структуре готовности
к научно-исследовательской деятельности;
не в полной мере разработаны условия
для формирования готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности.
У большинства
студентов представления о научно-исследовательской
деятельности достаточно общие и
неполные, кроме того, умения, соответствующие
научно-исследовательской деятельности,
практически отсутствуют или
присутствуют фрагментарно. Большинство
студентов не осознает социальной и
личностной значимости научно-исследовательской
деятельности, 30 % студентов имеют
низкий уровень сформированности готовности
к научно-исследовательской деятельности,
70 % - средний уровень.
Недостатки
теории и практики, а также состояние
готовности студентов вуза к научно-исследовательской
деятельности порождают противоречия:
1) между
потребностью общества в педагоге,
способном осуществлять исследовательский
подход к организации учебно-воспитательного
процесса в школе и низком
уровне готовности студентов
к осуществлению научно-исследовательской
деятельности;
2) между
необходимостью формирования готовности
студентов к научно-исследовательской
деятельности средствами проблемного
обучения и неразработанностью
педагогических условий его реализации.
Формирование
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности средствами проблемного
обучения будет успешным, если:
3) реализуются
возможности проблемного обучения,
способствующие формированию у
студентов познавательного интереса,
самостоятельности, творческой активности,
стремления овладеть исследовательскими
умениями и навыками, составляющими
основу научно-исследовательской
деятельности;
4) обеспечивается
формирование мотивации научно-исследовательской
деятельности студентов посредством
структурирования и целенаправленного
отбора учебного материала для
создания проблемных ситуаций, организации
субъект-субъектных отношений преподавателя
и студентов, основанных на
принципах взаимного доверия,
соучастия, равноправного партнерства,
диалога;
5) осуществляется
активизация научно-исследовательской
деятельности студентов на основе
создания и разрешения проблемных
ситуаций, способствующих «включенности»
студентов в активную мыслительную
деятельность, направленную на расширение
диапазона знаний о научном
исследовании, на развитие логических
форм мышления (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения и др.), приобретение
первоначального опыта научно-исследовательской
деятельности;
6) предусматривается
включение студентов в деятельность
по овладению исследовательскими
умениями и навыками на основе
оптимального сочетания традиционного
и проблемного обучения.
Для выявления
сущности понятия «готовность студентов
к научно-исследовательской деятельности»
обобщены различные точки зрения
на ключевые понятия - «научно-исследовательская
деятельность», «готовность».
Сущность
понятия научно-исследовательская
деятельность выявлялась на основе философского
и психолого-педагогического анализа
категории деятельность и представления
о логике и этапах научного исследования.
Это позволило сформулировать рабочее
определение научно-исследовательской
деятельности: научно-исследовательская
деятельностью студентов - это деятельность,
связанная с поиском ответа на
творческую, исследовательскую задачу
с заранее неизвестным решением.
Она включает в себя следующие
этапы: постановку проблемы; изучение
теории, посвященной данной проблематике;
подбор методик исследования и практическое
овладение ими; сбор собственного материала,
его анализ и обобщение, собственные
выводы.
Структура
научно-исследовательской деятельности
представляет собой совокупность взаимосвязанных
и взаимообуславливающих компонентов:
мотив - совокупность социально обусловленных
и личностных потребностей, направленных
на предмет исследования; цель - получение
объективно нового знания о реальности
и формирование способов действия по
овладению этим знанием; объект - выделенный
для изучения фрагмент материальной
или духовной действительности; предмет
- совокупность устанавливаемых свойств
объекта; процесс – последовательность
действий, протекающих в соответствии
с логикой научного исследования;
продукт - объективно новое знание о
действительности.
На основании
анализа понятия «готовность», представлений
сущности научно-исследовательской
деятельности нами было сформулировано
определение готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности,
которая рассматривается нами как
личностное образование, определяющее
состояние личности субъекта и включающее
мотивационно-ценностное отношение
к этой деятельности, систему методологических
знаний, исследовательских умений,
позволяющих продуктивно их использовать
при решении возникающих профессионально-педагогических
задач.
На основании
согласования структуры готовности
и структуры научно-исследовательской
деятельности определены следующие
компоненты готовности студентов к
научно-исследовательской деятельности:
мотивационный, характеризующийся
осознанием значимости знаний о научно-исследовательской
деятельности, наличием положительного
мотива к занятию научно-исследовательской
деятельностью, личностного смысла
в научно-исследовательской деятельности,
удовлетворенностью собственной научно-исследовательской
деятельностью; ориентационный, включающий
в себя представления о логике
и этапах научного познания, структуре
научного исследования, этапах научно-исследовательской
деятельности, экспериментальных основах
изучения физических явлений, способах
получения и обработки результатов;
деятельностный, определяющийся умениями
планировать и реализовывать
собственную исследовательскую
деятельность, работать с литературой,
анализировать, выделять главное, видеть
проблему исследования, выявлять противоречия,
формулировать гипотезы, осуществлять
подбор соответствующих средств (приборы)
для проведения исследования, делать
выводы; рефлексивный, предполагающий
способность к самоанализу, объективной
самооценке, самокритике, готовность к
преодолению трудностей, выявлению
и устранению их причин
В соответствии
с определенными компонентами разработаны
одноименные критерии: мотивационный,
ориентационный, деятельностный, рефлексивный,
а также параметры сформированности
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности:
Уровни
сформированности готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности:
1) высокий
уровень характеризуется пониманием
значимости научно-исследовательской
деятельности, интересом к изучаемой
дисциплине и научно-исследовательской
деятельности, удовлетворенностью
от изучения дисциплины и собственной
научно-исследовательской деятельности,
владением базовыми знаниями относительно
изучаемой дисциплины, умением анализировать,
систематизировать, обобщать, структурировать,
работать с литературой, владением логикой
научного исследования, способностью
самостоятельно спланировать собственную
исследовательскую работу и реализовать
ее, высокой познавательной активностью,
адекватной самооценкой, способностью
анализировать собственную деятельность
и выявлять способы и пути саморазвития);
2) средний
уровень характеризуется пониманием
личностной значимости научно-исследовательской
деятельности, поверхностным представлением
о научно-исследовательской деятельности,
несформированностью навыков научно-исследовательской
деятельности, неустойчивым интересом
к изучаемой дисциплине, неполным
владением базовыми знаниями
и умениями, не всегда адекватной
самооценкой, стремлением к самообразованию,
но не всегда адекватным оцениванием
собственной деятельности);
3) низкий
уровень характеризуется неустойчивым
интересом к изучаемой дисциплине,
непониманием социальной и личностной
значимости научно-исследовательской
деятельности, малым представлением
о научно-исследовательской деятельности,
неумением работать с литературой,
видеть проблему, выделять противоречие,
неспособностью самостоятельно
выстроить логику исследования,
недостаточной удовлетворенностью
собственной деятельностью, неспособностью
к творческому решению задач,
незначительной рефлексией своей
деятельности, не всегда адекватной
самооценкой, фрагментарным самоанализом,
отсутствием стремления к саморазвитию
и самосовершенствованию).
Установлено,
что у 70 % студентов низкий уровень
сформированности готовности к научно-исследовательской
деятельности, а у 30 % - средний уровень.
Полученный результат свидетельствует
о недостаточной подготовленности студентов
к научно-исследовательской деятельности
и дает основания для разработки условий
формирования готовности к научно-исследовательской
деятельности средствами проблемного
обучения.