Научно-исследовательсая работа для студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа

Описание

Целью этой работы является определение главных составляющих:
структуры научно-исследовательской деятельности;
готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения;
рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в вузе

1.1 Научно-исследовательская работа студентов в университете

1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения

Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в университете

2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях университета

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

asdfghj.docx

— 58.74 Кб (Скачать документ)

3) анализ  и формулировка условий технической  задачи;

4) анализ  и формулировка условий изобретательской  задачи;

5) поиск  идей решения (принципа действия);

6) синтез  нового технического решения.

На основе рассмотренного в данном параграфе  можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская работа это сложный компонент учебной  работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы  студента, обеспечение которой берет  на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса. Сделан анализ методов познания. Определена структура научного знания, как последовательность этапов мышления и рассмотрение их функций. Таким образом, рассмотрев все компоненты научно-исследовательской работы, можно переходить к рассмотрению следующего параграфа. 

1.2. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения

В данном параграфе решается проблема осознанности и необходимости научно-исследовательской  деятельности для студентов, и её положительное влияние на весь учебный  процесс. Эта проблема освещается постановкой  таких задач, как готовность студентов  к научно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо, во-первых раскрыть структуру готовности студентов  к научно-исследовательской деятельности, во-вторых рассмотреть условия формирования готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности, а также выявить  сущность понятия научно-исследовательская деятельность. Необходимо раскрыть возможности проблемного обучения и его роль в научно-исследовательской работе.

На современном  этапе развития системы высшего  образования научно-исследовательская  деятельность студентов приобретает  все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего учителя. Это, прежде всего, обусловлено, тем, что эффективность  последней в значительной степени  определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений, развитием личностных качеств, накоплением  опыта творческой исследовательской  деятельности. Кроме того, овладение  учебными дисциплинами также требует  от студентов владения методами научного познания и исследовательскими умениями.

Научно-исследовательская  деятельность студентов позволяет  наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к  самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в  образовательном, так и в личностном смысле.

В связи  с этим, будущий специалист должен быть готов к осуществлению научно-исследовательской  деятельности. А в свою очередь, готовность к научно-исследовательской деятельности позволит в дальнейшем в профессионально-педагогической работе и на научном уровне решать воспитательно-образовательные задачи.

В педагогической науке рассматривался вопрос готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности, однако на современном  этапе развития общества необходимо переосмыслить имеющийся педагогический опыт с целью выявления новых, оптимальных путей формирования их готовности к научно-исследовательской деятельности, которые бы эффективно работали в современной социокультурной ситуации.

Недостаточно  раскрыты возможности проблемного  обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности; мало исследованы вопросы  о сущности и структуре готовности к научно-исследовательской деятельности; не в полной мере разработаны условия  для формирования готовности студентов  к научно-исследовательской деятельности.

У большинства  студентов представления о научно-исследовательской  деятельности достаточно общие и  неполные, кроме того, умения, соответствующие  научно-исследовательской деятельности, практически отсутствуют или  присутствуют фрагментарно. Большинство  студентов не осознает социальной и  личностной значимости научно-исследовательской  деятельности, 30 % студентов имеют  низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности, 70 % - средний уровень.

Недостатки  теории и практики, а также состояние  готовности студентов вуза к научно-исследовательской  деятельности порождают противоречия:

1) между  потребностью общества в педагоге, способном осуществлять исследовательский  подход к организации учебно-воспитательного  процесса в школе и низком  уровне готовности студентов  к осуществлению научно-исследовательской  деятельности;

2) между  необходимостью формирования готовности  студентов к научно-исследовательской  деятельности средствами проблемного  обучения и неразработанностью  педагогических условий его реализации.

Формирование  готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности средствами проблемного  обучения будет успешным, если:

3) реализуются  возможности проблемного обучения, способствующие формированию у  студентов познавательного интереса, самостоятельности, творческой активности, стремления овладеть исследовательскими  умениями и навыками, составляющими  основу научно-исследовательской  деятельности;

4) обеспечивается  формирование мотивации научно-исследовательской  деятельности студентов посредством  структурирования и целенаправленного  отбора учебного материала для  создания проблемных ситуаций, организации  субъект-субъектных отношений преподавателя  и студентов, основанных на  принципах взаимного доверия,  соучастия, равноправного партнерства,  диалога;

5) осуществляется  активизация научно-исследовательской  деятельности студентов на основе  создания и разрешения проблемных  ситуаций, способствующих «включенности»  студентов в активную мыслительную  деятельность, направленную на расширение  диапазона знаний о научном  исследовании, на развитие логических  форм мышления (анализа, синтеза,  сравнения, обобщения и др.), приобретение  первоначального опыта научно-исследовательской  деятельности;

6) предусматривается  включение студентов в деятельность  по овладению исследовательскими  умениями и навыками на основе  оптимального сочетания традиционного  и проблемного обучения.

Для выявления  сущности понятия «готовность студентов  к научно-исследовательской деятельности»  обобщены различные точки зрения на ключевые понятия - «научно-исследовательская  деятельность», «готовность».

Сущность  понятия научно-исследовательская  деятельность выявлялась на основе философского и психолого-педагогического анализа  категории деятельность и представления  о логике и этапах научного исследования. Это позволило сформулировать рабочее  определение научно-исследовательской  деятельности: научно-исследовательская  деятельностью студентов - это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Она включает в себя следующие  этапы: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные  выводы.

Структура научно-исследовательской деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных  и взаимообуславливающих компонентов: мотив - совокупность социально обусловленных  и личностных потребностей, направленных на предмет исследования; цель - получение  объективно нового знания о реальности и формирование способов действия по овладению этим знанием; объект - выделенный для изучения фрагмент материальной или духовной действительности; предмет - совокупность устанавливаемых свойств  объекта; процесс – последовательность действий, протекающих в соответствии с логикой научного исследования; продукт - объективно новое знание о  действительности.

На основании  анализа понятия «готовность», представлений  сущности научно-исследовательской  деятельности нами было сформулировано определение готовности студентов  к научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается нами как  личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение  к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.

На основании  согласования структуры готовности и структуры научно-исследовательской  деятельности определены следующие  компоненты готовности студентов к  научно-исследовательской деятельности: мотивационный, характеризующийся  осознанием значимости знаний о научно-исследовательской  деятельности, наличием положительного мотива к занятию научно-исследовательской  деятельностью, личностного смысла в научно-исследовательской деятельности, удовлетворенностью собственной научно-исследовательской  деятельностью; ориентационный, включающий в себя представления о логике и этапах научного познания, структуре  научного исследования, этапах научно-исследовательской  деятельности, экспериментальных основах  изучения физических явлений, способах получения и обработки результатов; деятельностный, определяющийся умениями планировать и реализовывать  собственную исследовательскую  деятельность, работать с литературой, анализировать, выделять главное, видеть проблему исследования, выявлять противоречия, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств (приборы) для проведения исследования, делать выводы; рефлексивный, предполагающий способность к самоанализу, объективной  самооценке, самокритике, готовность к  преодолению трудностей, выявлению  и устранению их причин

В соответствии с определенными компонентами разработаны  одноименные критерии: мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный, а также параметры сформированности готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности:

Уровни  сформированности готовности студентов  к научно-исследовательской деятельности:

1) высокий  уровень характеризуется пониманием  значимости научно-исследовательской  деятельности, интересом к изучаемой  дисциплине и научно-исследовательской  деятельности, удовлетворенностью  от изучения дисциплины и собственной научно-исследовательской деятельности, владением базовыми знаниями относительно изучаемой дисциплины, умением анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать с литературой, владением логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее, высокой познавательной активностью, адекватной самооценкой, способностью анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития);

2) средний  уровень характеризуется пониманием  личностной значимости научно-исследовательской  деятельности, поверхностным представлением  о научно-исследовательской деятельности, несформированностью навыков научно-исследовательской  деятельности, неустойчивым интересом  к изучаемой дисциплине, неполным  владением базовыми знаниями  и умениями, не всегда адекватной  самооценкой, стремлением к самообразованию,  но не всегда адекватным оцениванием  собственной деятельности);

3) низкий  уровень характеризуется неустойчивым  интересом к изучаемой дисциплине, непониманием социальной и личностной  значимости научно-исследовательской  деятельности, малым представлением  о научно-исследовательской деятельности, неумением работать с литературой,  видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно  выстроить логику исследования, недостаточной удовлетворенностью  собственной деятельностью, неспособностью  к творческому решению задач,  незначительной рефлексией своей  деятельности, не всегда адекватной  самооценкой, фрагментарным самоанализом, отсутствием стремления к саморазвитию  и самосовершенствованию).

Установлено, что у 70 % студентов низкий уровень  сформированности готовности к научно-исследовательской  деятельности, а у 30 % - средний уровень. Полученный результат свидетельствует о недостаточной подготовленности студентов к научно-исследовательской деятельности и дает основания для разработки условий формирования готовности к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения.

Информация о работе Научно-исследовательсая работа для студентов