Научно-исследовательсая работа для студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа

Описание

Целью этой работы является определение главных составляющих:
структуры научно-исследовательской деятельности;
готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения;
рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в вузе

1.1 Научно-исследовательская работа студентов в университете

1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения

Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в университете

2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях университета

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

asdfghj.docx

— 58.74 Кб (Скачать документ)

фактологический материал; вывод какого-либо закона на основе опытных фактов; решение  какой-либо глобальной научной проблемы, стоящей перед человечеством», итогом которого явилась фундаментальная  теория; теоретический вывод какого-либо закона или закономерности; опытные  факты, подтверждающие или противоречащие известным теориям и т.д.);

5) лимит  времени, отведенного на изучение  данной учебной дисциплины.

Формирование  готовности к научно-исследовательской  деятельности на основе взаимосвязи  традиционного и проблемного  обучения при различных формах организации  занятий в вузе

Первое  направление (через лекционные занятия)

Цель: формирование представлений и практических предпосылок  научно-исследовательской деятельности.

Задачи: формирование представлений о процессах  теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение  этапов научного исследования.Второе (через практические занятия)

Цель: применение теоретических знаний, накопление реального  опыта научно-исследовательской  деятельности.

Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать  логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.Третье (через  лабораторные работы)

Цель: развитие индивидуальных навыков научно-исследовательской  деятельности.

Задачи: формирование представлений о целостном  научном исследовании, формирование умения осуществлять научно-исследовательскую  деятельность в рамках собственных  микро–исследований.

В рамках обозначенных направлений раскрываются возможности разных форм организации  учебной деятельности студентов  в плане формирования компонентов  готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности посредством взаимосвязи  проблемного и традиционного  обучения.

Согласно  направлениям осуществления взаимосвязи  традиционного и проблемного  обучения создана система чисто  информативных лекций и лекций с  элементами проблемного обучения, а  также система практических занятий  с использованием проблемных ситуаций и проблемных задач, система семинарских  занятий по формированию представлений  студентов о научно-исследовательской  деятельности. Содержание семинарских  занятий включает вопросы методологического  характера, определялась специфика  и социальная значимость научного исследования на примере эволюции физических представлений  о мире. Для лабораторных занятий  по разным разделам общей физики разработаны  экспериментальные задачи.

На основе сказанного в этом параграфе дано представление о готовности студентов  к научно-исследовательской деятельности. Определена структура готовности студентов  к научно-исследовательской деятельности. Выявлены условия формирования готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности. Рассмотрены уровни сформированости  готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности. Установлена роль проблемного  обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности. Определено понятие «научно-исследовательская  деятельность». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской  работы в высшей школе 

В данной главе рассматривается практический пример организации научно-исследовательской  работы в высшей школе. Все составляющие звенья учебно-исследовательской и  научно-исследовательской работы студентов  представляют собой сложный и  взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации. Рассматривается  понятие системного подхода, рассмотрение целей и задач которые ставятся перед этой системой.

Необходимо  решить проблему осуществления системного подхода. Рассмотреть структуру  реализации системного подхода. Раскрыть структуру системного подхода –  все составляющие от управляющих  научной работой до студентов, которые  ею занимаются. 

2.1 Системный  подход к организации научной  работы студентов в условиях  высшей школы 

В параграфе  решается ряд задач, необходимых  для всестороннего представления  о системном подходе. Рассмотреть  понятие и необходимость системного подхода к организации научной  работы студентов в условиях высшей школы. Определить цели и задачи, которые  решаются системным подходом. Решить проблему осуществления системного подхода. Рассмотреть структуру  реализации системного подхода. Раскрыть структуру системного подхода –  все составляющие от управляющих  научной работой до студентов, которые ею занимаются. Также рассмотреть методы и формы научной работы, которые используются в системном подходе.

Повышение роли человеческого фактора в  различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников высшей школы. Повсеместно наблюдается  спрос на высококвалифицированных  специалистов, способных творчески  решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной  профессиональной деятельности, искать пути и средства самовыражения и  самоутверждения в условиях практической, самостоятельной работы. Многие из разработчиков интересующей нас  проблемы отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к творческому  выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов. Недооценка научного подхода  к решению профессиональных задач, не всегда должная готовность к научной  работе и владения ее методикой будущими педагогами позволяет прийти к выводу о том, что в подготовке педагогических кадров все еще не полностью используется потенциал научно-исследовательской  деятельности.

Рефлексивный  подход к изучению состояния проблемы в теории и практике, ее актуальность предопределяют необходимость комплексного подхода к использованию потенциала научной работы студентов в их профессиональной подготовке.

Все составляющие звенья учебно-исследовательской и  научно-исследовательской работы студентов  представляют собой сложный и  взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации.

Под системным  подходом мы будем понимать такую  организацию научной работы, при  которой все ее компоненты находятся  во взаимообусловленности, постоянной рефлексии и коррекции результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности, формирование качеств личности будущего специалиста, позволяющих ему нестандартно решать профессиональные задачи, владеть инновационными технологиями и методикой научной деятельности.

Системный подход предусматривает определение  целей и задач научной работы, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы  и методики) подготовки будущих педагогов  к научно-исследовательской деятельности; определение структурных компонентов  этой системы; установление характера  взаимосвязи между ними; выявление  уровней и критериев оценки результативности научной работы; выбор форм, методов, средств реализации намеченной программы; приемов рефлексирующей, диагностирующей  и корректирующей деятельности студентов  в области научного поиска.

Осуществление системного подхода носит поэтапный  характер. В организации и проведении научной работы со студентами большое  значение придается мотивационному, диагностическому, проективному, деятельному, рефлексивному и коррекционному этапам. Реализация системного подхода  предполагает поэтапное решение  задач: выработка концептуальных положений, создание материальной и научно-методической базы; разработка графика научной  работы в соответствии со спецификой факультета и границами учебного процесса; обеспечение грамотным  научным руководством студентов; включение  их в учебно-исследовательскую и  научно-исследовательскую деятельность с учетом уровня их подготовленности и опыта научной работы.

Научная работа, как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, должна занимать ведущее место в условиях высшего образования.

Задача  университета состоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в высшей школе студент будет активно участвовать в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами, факультетами.

Успешность  и результативность научной работы в первую очередь определяется созданием  органов управления, студенческого  актива, который призван определить цель, задачи, основные направления  научной деятельности, задачи, формы, методы и средства их реализации.

Таким органом выступает научно-методический совет (НМС), в состав которого входят по одному представителю от студентов  и преподавателей от каждого факультета. В свою очередь на каждом факультете создан совет, объединяющий в себе представителей от каждого курса для организации  и координации научной работы с учетом специфики курса, уровня подготовки и опыта научной работы студентов. НМС заседает один раз  в месяц по заранее составленному  плану, который составляется в конце  мая каждого учебного года.

Научно-методический совет определяет содержание работы по годам обучения и по направлениям работы. Главная его цель: обеспечение  условий для формирования личности будущего специалиста, способного и  готового к научно-исследовательской  деятельности. Научно-методический совет  координирует научную работу факультетов, курсов, планирует общеуниверситетские  мероприятия, направленные на формирование положительной мотивации и позитивного  отношения студентов к научной  работе.

Студенческий  актив свои усилия сосредотачивает  на общеуниверситетских мероприятиях, призванных убедить студентов в  возможностях научной работы, в их профессиональном обогащении, повышении уровня их профессионализма конкурентоспособности. В последнее время большой интерес у студентов, аспирантов и преподавателей имеют брей-ринги. Брей-ринги проводятся ежегодно (конец ноября – начало декабря). Команды составляются из студентов различных факультетов, аспирантов и преподавателей. Их цель: широкая пропаганда знаний, компетентности, интеллектуальной культуры, умения пользоваться знанием как средством творческой адаптации. Принимая участие в них, студенты убеждаются в том, что без знаний, широкого научного кругозора, информационной культуры и овладения методикой научной работы нельзя стать настоящим профессионалом, конкурентоспособным специалистом. В здоровой конкурентной борьбе будущие специалисты учатся формулировать свои идеи, отстаивать их перед большой аудиторией, доказательно и в нестандартной форме показывать их преимущество перед представителями конкурирующих сторон и обосновывать способы решения научных проблем.

В практике работы НМС по управлению и организации  научной работы студентов используются разнообразные формы. Причем они  дифференцируются с учетом содержания работы, специфики факультета, курса  обучения, уровня подготовленности и  опыта научно-исследовательской  деятельности студентов.

Большое значение придается проведению вузовских  предметных олимпиад и конкурсов. Их цель: проверить уровень знаний и  способности решать нестандартные  задачи профессиональной направленности. Конкурсы на лучшую научную работу проводятся в разнообразных формах выражения научного результата: реферат, научная статья, макеты, плакаты, компьютерные программы, творческие работы. Требования по их проведению определены в «Положении», где четко определены задачи конкурса, его содержание, сроки, критерии оценки и формы поощрения победителей. Для объективной оценки результатов  конкурсных работ из специалистов предметных кафедр создаются комиссии экспертов по таким направлениям: литературно-языковедческие, естественно-математические, художественно-графически, психолого-педагогические. Конкурсные работы, занявшие призовые места рекомендуются на итоговую научно-практическую студенческую научную конференцию, которая проводится ежегодно в апреле. Лучшие работы публикуются в сборнике студенческих работ.

Широкое признание получили научные семинары, руководят которыми ведущиеспециалисты, доктора наук, профессора. На кафедре  педагогики Криворожского педагогического  университета постоянно действует  семинар молодых педагогов-исследователей. В нем принимают участие аспиранты  и студенты. Цель семинара состоит  в овладении методикой и технологией  научного исследования, приобретение навыков общения и коммуникативной  культуры. На заседаниях семинара студенты и аспиранты поочередно выступают  с докладами, вместе с руководителем  семинара активно обсуждают подходы, методики, технологии решения интересующих научных проблем, первые научные  результаты и теоретические обобщения. Молодые исследователи учатся работать с научной литературой, составлять методику исследования, анализировать  собранные данные, делать выводы, оценивать  находки и решения других исследователей.

Семинары  выступают хорошей школой подготовки аспирантов и студентов к научно-исследовательской  работе. Собранные материалы в  ходе изучения и анализа научной  литературы по избранной проблеме, отработка методики и технологии исследования создают основу для  участия студентов в научных  конференциях. Подготовка к участию  в этих конференциях служит хорошей  школой научной работы студентов. Тематика конференций определяется на основе опросов студентов, изучения их научных  интересов, которые систематически проводятся студенческим активом факультетов  и обобщаются НМС.

Информация о работе Научно-исследовательсая работа для студентов