Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа
Целью этой работы является определение главных составляющих:
структуры научно-исследовательской деятельности;
готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения;
рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в вузе
1.1 Научно-исследовательская работа студентов в университете
1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения
Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в университете
2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях университета
Заключение
Список литературы
фактологический
материал; вывод какого-либо закона
на основе опытных фактов; решение
какой-либо глобальной научной проблемы,
стоящей перед человечеством», итогом
которого явилась фундаментальная
теория; теоретический вывод какого-
5) лимит
времени, отведенного на
Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности на основе взаимосвязи традиционного и проблемного обучения при различных формах организации занятий в вузе
Первое направление (через лекционные занятия)
Цель: формирование
представлений и практических предпосылок
научно-исследовательской
Задачи: формирование представлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение этапов научного исследования.Второе (через практические занятия)
Цель: применение
теоретических знаний, накопление реального
опыта научно-
Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.Третье (через лабораторные работы)
Цель: развитие
индивидуальных навыков научно-
Задачи: формирование представлений о целостном научном исследовании, формирование умения осуществлять научно-исследовательскую деятельность в рамках собственных микро–исследований.
В рамках
обозначенных направлений раскрываются
возможности разных форм организации
учебной деятельности студентов
в плане формирования компонентов
готовности студентов к научно-
Согласно
направлениям осуществления взаимосвязи
традиционного и проблемного
обучения создана система чисто
информативных лекций и лекций с
элементами проблемного обучения, а
также система практических занятий
с использованием проблемных ситуаций
и проблемных задач, система семинарских
занятий по формированию представлений
студентов о научно-
На основе
сказанного в этом параграфе дано
представление о готовности студентов
к научно-исследовательской
Глава
2. Практический пример
организации научно-
В данной
главе рассматривается
Необходимо
решить проблему осуществления системного
подхода. Рассмотреть структуру
реализации системного подхода. Раскрыть
структуру системного подхода –
все составляющие от управляющих
научной работой до студентов, которые
ею занимаются.
2.1 Системный
подход к организации научной
работы студентов в условиях
высшей школы
В параграфе
решается ряд задач, необходимых
для всестороннего
Повышение
роли человеческого фактора в
различных сферах жизни и деятельности
общества обусловливает усложнение
требований, предъявляемых к уровню
профессионализма выпускников высшей
школы. Повсеместно наблюдается
спрос на высококвалифицированных
специалистов, способных творчески
решать сложные задачи, прогнозировать
и моделировать результаты собственной
профессиональной деятельности, искать
пути и средства самовыражения и
самоутверждения в условиях практической,
самостоятельной работы. Многие из
разработчиков интересующей нас
проблемы отмечают низкий уровень готовности
будущих специалистов к творческому
выполнению профессиональных функций,
нестандартному решению производственных
вопросов. Недооценка научного подхода
к решению профессиональных задач,
не всегда должная готовность к научной
работе и владения ее методикой будущими
педагогами позволяет прийти к выводу
о том, что в подготовке педагогических
кадров все еще не полностью используется
потенциал научно-
Рефлексивный
подход к изучению состояния проблемы
в теории и практике, ее актуальность
предопределяют необходимость комплексного
подхода к использованию
Все составляющие
звенья учебно-исследовательской и
научно-исследовательской
Под системным подходом мы будем понимать такую организацию научной работы, при которой все ее компоненты находятся во взаимообусловленности, постоянной рефлексии и коррекции результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности, формирование качеств личности будущего специалиста, позволяющих ему нестандартно решать профессиональные задачи, владеть инновационными технологиями и методикой научной деятельности.
Системный
подход предусматривает определение
целей и задач научной работы,
создание концепции (основных направлений,
стратегии их реализации, программы
и методики) подготовки будущих педагогов
к научно-исследовательской
Осуществление
системного подхода носит поэтапный
характер. В организации и проведении
научной работы со студентами большое
значение придается мотивационному,
диагностическому, проективному, деятельному,
рефлексивному и коррекционному
этапам. Реализация системного подхода
предполагает поэтапное решение
задач: выработка концептуальных положений,
создание материальной и научно-методической
базы; разработка графика научной
работы в соответствии со спецификой
факультета и границами учебного
процесса; обеспечение грамотным
научным руководством студентов; включение
их в учебно-исследовательскую и
научно-исследовательскую
Научная работа, как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, должна занимать ведущее место в условиях высшего образования.
Задача университета состоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в высшей школе студент будет активно участвовать в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами, факультетами.
Успешность и результативность научной работы в первую очередь определяется созданием органов управления, студенческого актива, который призван определить цель, задачи, основные направления научной деятельности, задачи, формы, методы и средства их реализации.
Таким
органом выступает научно-
Научно-методический
совет определяет содержание работы
по годам обучения и по направлениям
работы. Главная его цель: обеспечение
условий для формирования личности
будущего специалиста, способного и
готового к научно-исследовательской
деятельности. Научно-методический совет
координирует научную работу факультетов,
курсов, планирует общеуниверситетские
мероприятия, направленные на формирование
положительной мотивации и
Студенческий
актив свои усилия сосредотачивает
на общеуниверситетских
В практике
работы НМС по управлению и организации
научной работы студентов используются
разнообразные формы. Причем они
дифференцируются с учетом содержания
работы, специфики факультета, курса
обучения, уровня подготовленности и
опыта научно-
Большое значение придается проведению вузовских предметных олимпиад и конкурсов. Их цель: проверить уровень знаний и способности решать нестандартные задачи профессиональной направленности. Конкурсы на лучшую научную работу проводятся в разнообразных формах выражения научного результата: реферат, научная статья, макеты, плакаты, компьютерные программы, творческие работы. Требования по их проведению определены в «Положении», где четко определены задачи конкурса, его содержание, сроки, критерии оценки и формы поощрения победителей. Для объективной оценки результатов конкурсных работ из специалистов предметных кафедр создаются комиссии экспертов по таким направлениям: литературно-языковедческие, естественно-математические, художественно-графически, психолого-педагогические. Конкурсные работы, занявшие призовые места рекомендуются на итоговую научно-практическую студенческую научную конференцию, которая проводится ежегодно в апреле. Лучшие работы публикуются в сборнике студенческих работ.
Широкое
признание получили научные семинары,
руководят которыми ведущиеспециалисты,
доктора наук, профессора. На кафедре
педагогики Криворожского педагогического
университета постоянно действует
семинар молодых педагогов-
Семинары
выступают хорошей школой подготовки
аспирантов и студентов к научно-
Информация о работе Научно-исследовательсая работа для студентов