Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа
Целью этой работы является определение главных составляющих:
структуры научно-исследовательской деятельности;
готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения;
рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в вузе
1.1 Научно-исследовательская работа студентов в университете
1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения
Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в университете
2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях университета
Заключение
Список литературы
Комплексный
подход к организации научной
работы предусматривает
На этапе
создания творческой лаборатории решались
следующие вопросы: разрабатываются
положение о творческой лаборатории;
составлялся план работы лаборатории
и состав творческих групп, определялись
научные проблемы для разработки
и пути решения их. Содержание работы
творческой лаборатории охватывает
актуальные педагогические проблемы для
общеобразовательной и высшей школы.
Формы и содержание работы творческих
групп определяется с учетом специфики
курса обучения студентов. На младших
курсах основной упор делался на развитие
положительной мотивации
Результативность научной работы в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности во многом определяется своевременным стимулированием (моральным и материальным). В университете продумана целая система поощрений студентов за успехи в научно-исследовательской деятельности. Приказ о награждении готовится по докладной НМС, в которой дается мотивированное обоснование каждой кандидатуры, поданной активом групп. За победу в предметной олимпиаде, конкурсе научных работ, лучшую статью или доклад, сообщение на научной конференции студенты получают денежную премию, грамоту, благодарность. Награды вручаются на общем университетском мероприятии. Приказ зачитывает председатель НМС, а вручает грамоты, дипломы, премии и объявляет благодарности ректор или проректор по научной работе университета. Результаты научной работы широко освещаются на страницах периодической печати университета, города и области. Гласность не только утверждает в правильности выбранного пути, но и способствует вовлечению в разнообразные формы научной работы новых студентов. По итогам года ректор издает приказ о поощрении особо отличившихся в области научных исследований студентов и их научных руководителей.
В последнее время стал более заметным и такой фактор научной работы как позитивное ее воздействие на качество учебной работы. К окончанию университета многие студенты имеют опыт исследовательской работы, владеют методикой научной работы. Такие студенты при защите квалификационных работ рекомендуются в аспирантуру. Комплексный подход к организации научной работы студентов в университете способствует качественному выполнению социального заказа, позволяет удовлетворить потребность общества в высококвалифицированных педагогических кадрах.
Рассмотрение
данного параграфа помогло
Заключение
На основе
рассмотренного в данной работе можно
сделать вывод о том, что научно-исследовательская
работа это сложный компонент
учебной работы, который включает
в себя совокупность мотивационной
сферы студента, обеспечение которой
берет на себя педагог, методов и
форм научного познания, необходимых
для полноценного исследовательского
процесса. Сделан анализ методов познания.
Определена сущность готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности,
выявлены ее компоненты (мотивационный,
ориентационный, деятельностный, рефлексивный),
уточнено их содержание. Выявлены возможности
проблемного обучения в формировании
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности: ориентация на потенциальные
возможности личности; формирование осознания
студентами ценности и смысла научно-исследовательской
деятельности; превращение студента в
субъекта исследовательской деятельности
в процессе поиска путей разрешения проблемных
ситуаций; создание образовательной среды,
направленной на развитие познавательного
интереса и самостоятельности студентов;
организация субъект-субъектных отношений
между преподавателем и студентами. Определено
понятие и необходимость системного подхода
к организации научной работы студентов
в условиях высшей школы. Выявились цели
и задачи, которые решаются системным
подходом. Рассмотрели проблему осуществления
системного подхода. Определили структуру
реализации системного подхода. Раскрыли
структуру системного подхода – все составляющие
от управляющих научной работой до студентов,
которые ею занимаются.
В проделанной
работе я пришла к выводу, что
университет может предоставить
студенту все условия для научно-
Также большую роль играет подготовка и квалификация преподавателя, за счет которого идет главная мотивация студента к учебной деятельности.
Так как
научно-исследовательская
Список литературы
1.Долговицкая Т.А. Основные виды исследовательской подготовки учителя в современной высшей школе: сб. науч. тр. молодых ученых. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т; ред. Т.Б. Гребенюк, С.М. Конюшенко. C.10-14. Библиогр.: с. 14 (5 назв.) 0,3 п.л.
2.Коточигова Е.В. Особенности развития творческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С.115- 117.
3.Коточигова Е.В. Оценка мышления педагога образовательного учреждения // Ярославский психологический вестник. Выпуск 2. Москва - Ярославль, Издательство "Российское психологическое общество", 2000. С.85 - 88.
4.Коточигова Е.В. Креативность как составляющая профессионально важных качеств педагога // Повышение квалификации педагогических кадров: Материалы межрегиональной научно - практической конференции, посвященной 60 - летию ЯИРО / Под ред. Проф. Г.К. Селевко. - Ярославль: ЯИРО, 2000. С.69-73.
5.Коточигова Е.В. Творческие аспекты профессионального педагогического мышления // Одаренные дети: теория и практика. Материалы Российской конференции (Москва, 28 - 30 марта 2001 г.) Дополнительный выпуск./ Под ред. В.И. Панова. М.: - Ярославль: Психологический Институт РАО - Ярославский Институт развития образования. 2001 г.С.182 - 194.
6.Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)
7.Никитина, Е.Ю. Новые подходы к преподаванию в ВУЗе [Текст] / Ю.А. Никитин, Е.Ю. Никитина // Технолого–экономическое образование в ХХI веке: материалы 4-ой международной конференции – Бийск, 2005. – С. 43 -45 (0,19 п.)
8. Никитина, Е.Ю. Проблемная лекция как способ активизации познавательной деятельности студентов [Текст] / Е.Ю. Никитина // Фундаментальные науки и образование: материалы 1-й всероссийской конференции– Бийск, 2006. – С. 184 -186. – Библиогр.: с. 186 (0,19 п.)
9. Никитина, Е.Ю. Применение технологии проблемного обучения при организации образовательного процесса в высшей школе [Текст] / Е.Ю. Никитина // Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы 4-й всероссийской конференции – Бийск, 2007. – С. 266-269 (0,19 п.)
10. Яковенко И.М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога // Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. Вып. 3 – Тула : Изд-во ТулГУ, 2006. – С.310-314.
11. Яковенко И.М. Педагогические условия стимулирования развития творческого потенциала студентов КГПУ // Материалы научн-практич. конференции – г. Петропавловск-Камчатский, Изд–во КГПУ, 2001. С.123 132.
12. Яковенко И.М. Педагогическая практика как творческое пространство для формирования профессиональных качеств будущего педагога. //Сбор матер научн–практич. конфер. преподавателей КГПУ “Проблемы профессионального образования” – г. Петропавловск- Камчатский, Изд-во КГПУ, декабрь 2001.С.89-106.
13. Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)
14. Рябова Т.А. Подготовка к научно-педагогическим исследованиям в вузе / Т.А. Рябова // Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию образования пед. фак., 19-20 дек. 2003 г. / Калинингр. гос. ун-т; ред. Е.И. Мычко, С.Г. Шпилевая, Е.В. Шахторина [и др.]. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. (Актуальные проблемы подготовки специалистов педагогического профиля). C. 41-43. Библиогр.: с. 43 (3 назв.) 0,2 п.л.
Информация о работе Научно-исследовательсая работа для студентов