Научно-исследовательсая работа для студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа

Описание

Целью этой работы является определение главных составляющих:
структуры научно-исследовательской деятельности;
готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения;
рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в вузе

1.1 Научно-исследовательская работа студентов в университете

1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения

Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в университете

2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях университета

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

asdfghj.docx

— 58.74 Кб (Скачать документ)

Комплексный подход к организации научной  работы предусматривает систематическую  работу по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой  научного исследования, повышение их умственной культуры. Процесс подготовки студентов к научной работе будет  результативным, если Студенты будут  вовлечены в разнообразные формы  научно-исследовательской деятельности. Становление творческой личности будет  проходить успешно, если мотивировать познавательную и научную деятельность студентов; создавать творческие группы с учетом научных интересов, способностей, возможностей и опыта научной  работы студентов; обеспечить научно-исследовательскую  базу; вооружать их методикой научной  работы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных  результатов; поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решении научных проблем.

На этапе  создания творческой лаборатории решались следующие вопросы: разрабатываются  положение о творческой лаборатории; составлялся план работы лаборатории  и состав творческих групп, определялись научные проблемы для разработки и пути решения их. Содержание работы творческой лаборатории охватывает актуальные педагогические проблемы для  общеобразовательной и высшей школы. Формы и содержание работы творческих групп определяется с учетом специфики  курса обучения студентов. На младших  курсах основной упор делался на развитие положительной мотивации студентов, устойчивого интереса к научно-исследовательской  деятельности.

Результативность  научной работы в подготовке студентов  к будущей профессиональной деятельности во многом определяется своевременным  стимулированием (моральным и материальным). В университете продумана целая  система поощрений студентов  за успехи в научно-исследовательской  деятельности. Приказ о награждении  готовится по докладной НМС, в  которой дается мотивированное обоснование  каждой кандидатуры, поданной активом групп. За победу в предметной олимпиаде, конкурсе научных работ, лучшую статью или доклад, сообщение на научной конференции студенты получают денежную премию, грамоту, благодарность. Награды вручаются на общем университетском мероприятии. Приказ зачитывает председатель НМС, а вручает грамоты, дипломы, премии и объявляет благодарности ректор или проректор по научной работе университета. Результаты научной работы широко освещаются на страницах периодической печати университета, города и области. Гласность не только утверждает в правильности выбранного пути, но и способствует вовлечению в разнообразные формы научной работы новых студентов. По итогам года ректор издает приказ о поощрении особо отличившихся в области научных исследований студентов и их научных руководителей.

В последнее  время стал более заметным и такой  фактор научной работы как позитивное ее воздействие на качество учебной  работы. К окончанию университета многие студенты имеют опыт исследовательской  работы, владеют методикой научной  работы. Такие студенты при защите квалификационных работ рекомендуются  в аспирантуру. Комплексный подход к организации научной работы студентов в университете способствует качественному выполнению социального  заказа, позволяет удовлетворить  потребность общества в высококвалифицированных  педагогических кадрах.

Рассмотрение  данного параграфа помогло определить понятие и необходимость системного подхода к организации научной  работы студентов в условиях высшей школы. Выявились цели и задачи, которые  решаются системным подходом. Рассмотрели  проблему осуществления системного подхода. Определили структуру реализации системного подхода. Расскрыли структуру  системного подхода – все составляющие от управляющих научной работой  до студентов, которые ею занимаются. Также рассмотрели методы и формы  научной работы, которые используются в системном подходе.

Заключение

На основе рассмотренного в данной работе можно  сделать вывод о том, что научно-исследовательская  работа это сложный компонент  учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной  сферы студента, обеспечение которой  берет на себя педагог, методов и  форм научного познания, необходимых  для полноценного исследовательского процесса. Сделан анализ методов познания. Определена сущность готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, выявлены ее компоненты (мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный), уточнено их содержание. Выявлены возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности: ориентация на потенциальные возможности личности; формирование осознания студентами ценности и смысла научно-исследовательской деятельности; превращение студента в субъекта исследовательской деятельности в процессе поиска путей разрешения проблемных ситуаций; создание образовательной среды, направленной на развитие познавательного интереса и самостоятельности студентов; организация субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами. Определено понятие и необходимость системного подхода к организации научной работы студентов в условиях высшей школы. Выявились цели и задачи, которые решаются системным подходом. Рассмотрели проблему осуществления системного подхода. Определили структуру реализации системного подхода. Раскрыли структуру системного подхода – все составляющие от управляющих научной работой до студентов, которые ею занимаются. 
 

В проделанной  работе я пришла к выводу, что  университет может предоставить студенту все условия для научно-исследовательской  деятельности. Однако, учитывая все  аспекты подготовки к этой деятельности, многое зависит от самого студента, от его желания использовать предоставленные  ему ресурсы. Студент должен осуществлять большую часть своей подготовки вне учебное время.

Также большую роль играет подготовка и  квалификация преподавателя, за счет которого идет главная мотивация студента к учебной деятельности.

Так как  научно-исследовательская деятельность  зависит от качества предоставленных  условий, стоит выбирать университет, который сможет предоставить их в  наиболее удобном и наивысшем  уровне.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Долговицкая Т.А. Основные виды исследовательской подготовки учителя в современной высшей школе: сб. науч. тр. молодых ученых. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т; ред. Т.Б. Гребенюк, С.М. Конюшенко. C.10-14. Библиогр.: с. 14 (5 назв.) 0,3 п.л.

2.Коточигова Е.В. Особенности развития творческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С.115- 117.

3.Коточигова Е.В. Оценка мышления педагога образовательного учреждения // Ярославский психологический вестник. Выпуск 2. Москва - Ярославль, Издательство "Российское психологическое общество", 2000. С.85 - 88.

4.Коточигова Е.В. Креативность как составляющая профессионально важных качеств педагога // Повышение квалификации педагогических кадров: Материалы межрегиональной научно - практической конференции, посвященной 60 - летию ЯИРО / Под ред. Проф. Г.К. Селевко. - Ярославль: ЯИРО, 2000. С.69-73.

5.Коточигова Е.В. Творческие аспекты профессионального педагогического мышления // Одаренные дети: теория и практика. Материалы Российской конференции (Москва, 28 - 30 марта 2001 г.) Дополнительный выпуск./ Под ред. В.И. Панова. М.: - Ярославль: Психологический Институт РАО - Ярославский Институт развития образования. 2001 г.С.182 - 194.

6.Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)

7.Никитина, Е.Ю. Новые подходы к преподаванию в ВУЗе [Текст] / Ю.А. Никитин, Е.Ю. Никитина // Технолого–экономическое образование в ХХI веке: материалы 4-ой международной конференции – Бийск, 2005. – С. 43 -45 (0,19 п.)

8. Никитина, Е.Ю. Проблемная лекция как способ активизации познавательной деятельности студентов [Текст] / Е.Ю. Никитина // Фундаментальные науки и образование: материалы 1-й всероссийской конференции– Бийск, 2006. – С. 184 -186. – Библиогр.: с. 186 (0,19 п.)

9. Никитина, Е.Ю. Применение технологии проблемного обучения при организации образовательного процесса в высшей школе [Текст] / Е.Ю. Никитина // Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы 4-й всероссийской конференции – Бийск, 2007. – С. 266-269 (0,19 п.)

10. Яковенко И.М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога // Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. Вып. 3 – Тула : Изд-во ТулГУ, 2006. – С.310-314.

11. Яковенко И.М. Педагогические условия стимулирования развития творческого потенциала студентов КГПУ // Материалы научн-практич. конференции – г. Петропавловск-Камчатский, Изд–во КГПУ, 2001. С.123 132.

12. Яковенко И.М. Педагогическая практика как творческое пространство для формирования профессиональных качеств будущего педагога. //Сбор матер научн–практич. конфер. преподавателей КГПУ “Проблемы профессионального образования” – г. Петропавловск- Камчатский, Изд-во КГПУ, декабрь 2001.С.89-106.

13. Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)

14. Рябова Т.А. Подготовка к научно-педагогическим исследованиям в вузе / Т.А. Рябова // Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию образования пед. фак., 19-20 дек. 2003 г. / Калинингр. гос. ун-т; ред. Е.И. Мычко, С.Г. Шпилевая, Е.В. Шахторина [и др.]. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. (Актуальные проблемы подготовки специалистов педагогического профиля). C. 41-43. Библиогр.: с. 43 (3 назв.) 0,2 п.л.

Информация о работе Научно-исследовательсая работа для студентов