Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа
Целью этой работы является определение главных составляющих:
структуры научно-исследовательской деятельности;
готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения;
рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в вузе
1.1 Научно-исследовательская работа студентов в университете
1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения
Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в университете
2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях университета
Заключение
Список литературы
Педагогические
условия формирования готовности к
научно-исследовательской
1) использование
возможностей проблемного
2) активизацию
научно-исследовательской
3) взаимосвязь традиционного и проблемного обучения.
Для экспериментального
обоснования эффективности
Для реализации первого условия анализировали сущность проблемного обучения на основании сравнительной характеристики с традиционным обучением, что позволило определить основные функции проблемного обучения и его структуру.
К функциям проблемного обучения относятся: формирование мотивации обучения; усвоение системы знаний и способов умственной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей; формирование навыков применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности; формирование навыков применения усвоенных знаний в новой ситуации; формирование умений решать учебные проблемы; накопление опыта творческой деятельности, овладение методами научного исследования, решения практических проблем.
При характеристике
структуры проблемного обучения
было выявлено, что в его основе
лежит проблемная ситуации, в основе
которой, основой которой является
противоречие, составляющее содержательную
сторону проблемы. Оно возникает
из-за дисбаланса между теоретической
и практической информацией, избытком
одной и недостатком другой или
наоборот. Проблемная ситуация – это
психологическое состояние
На основании анализа сущности проблемного обучения были определены следующие его возможности в формировании научно-исследовательской деятельности:
1) Поскольку
научно-исследовательская
2) Так
как основанная функция
3) Поскольку
главное в проблемном обучении
- создание проблемной ситуации,
а динамичность проблемной
4) Так
как проблемная ситуация
Выявленные
возможности были использованы в
формирующем эксперименте с целью
формирования готовности студентов
к научно-исследовательской
Для реализации
второго из обозначенных нами условий
формирования научно-исследовательской
деятельности средствами проблемного
обучения проведено теоретическое
исследование возможностей проблемной
ситуации в активизации научно-
Так как проблемная ситуация стимулирует познавательные потребности студента, то в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций мы обеспечивали условия для формирования познавательного интереса к научно-исследовательской деятельности и потребности в ней.
В ходе
совместного анализа проблемной
ситуации мы акцентировали внимание
студентов на их деятельности, тем
самым формируя представления о
логике научного познания и тех мыслительных
процессах, которые ими задействованы.
Такого рода совместная деятельность
преподавателя и студента в ходе
разрешения проблемной ситуации способствует
активизации ориентировочного компонента
научно-исследовательской
В процессе
разрешения противоречий, лежащих в
основе проблемной ситуации, студенты
усваивают такие приемы логического
мышления, как умение анализировать,
выделять главные и второстепенные
признаки явлений, процессов, устанавливать
причинно-следственные связи между
ними, выбирать то или иное суждение
из нескольких возможных, делать заключение,
оценивать его правильность, осуществлять
перенос усвоенных знаний и способов
деятельности в новые условия. Перечисленные
процессы теоретического мышления составляют
основу умений научно-исследовательской
деятельности. Следовательно, работа в
условиях проблемной ситуации позволяет
активизировать деятельностный компонент
готовности студентов к научно-
Предоставление
возможности студентам
Алгоритм создания проблемной ситуации включает в себя шесть этапов: поисковый, аналитический, подготовительный, определяющий, разрешающий, заключительный.
Поисковый
этап предполагает первичный отбор
содержания учебного материала на наличие
общенаучных противоречий, аналитический
– выявление вопросов, на базе которых
возможно создание проблемных ситуаций,
подготовительный этап – создание
противоречий и формулирование проблем
для внедрения в учебный
На основании
специфики разных форм организации
занятий (лекционное, практическое) и
их возможностей в организации учебного
процесса для проблемного изложения
с целью активизации научно-
1) проблемные
ситуации, созданные преподавателем
при изучении нового материала,
2) проблемные
ситуации, возникающие при изучении
нового материала и основанные
на реальных противоречиях
3) проблемные
ситуации, возникающие в ходе
рассуждения студентов.
Выделенные
проблемные ситуации способствуют активизации
научно-исследовательской
Для разработки третьего условия формирования научно-исследовательской деятельности был проведен анализ недостатков и достоинств традиционного обучения и тех направлений, по которым в настоящее время внедряются в вузы элементы проблемного обучения.
Существует
предположение о необходимости
взаимосвязи проблемного и
1) поскольку
научно-исследовательская
2) поскольку
главное в проблемном обучении
– создание проблемных
3) разрешение
учебных проблем, вытекающих
4) сочетание
методов проблемного и
позволяет наилучшим образом учесть специфику различных разделов
учебного
материала; обеспечивает органическое
единство репродуктивной и продуктивной
познавательной деятельности студентов;
вызывает и сохраняет у студентов
познавательный интерес к научно-
В качестве условий, существенно влияющих на взаимодействие (сочетание) проблемного и традиционного обучения, выделены следующие:
1) уровень
знаний обучаемых о научно-
2) уровень развития и подготовленности обучаемых (насколько они
владеют
умениями, приемами, способами научно-
3) задачи
обучения, выдвигаемые преподавателем
на каждом определенном этапе
организации научно-
4) содержание и логика учебного материала (чисто описательный
Информация о работе Научно-исследовательсая работа для студентов