Научно-исследовательсая работа для студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:50, контрольная работа

Описание

Целью этой работы является определение главных составляющих:
структуры научно-исследовательской деятельности;
готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения;
рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в вузе

1.1 Научно-исследовательская работа студентов в университете

1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения

Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в университете

2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях университета

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

asdfghj.docx

— 58.74 Кб (Скачать документ)

Педагогические  условия формирования готовности к  научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения:

1) использование  возможностей проблемного обучения  в формировании готовности студентов  к научно-исследовательской деятельности;

2) активизацию  научно-исследовательской деятельности  студентов на основе создания  и разрешения проблемных ситуаций  в учебном процессе;

3) взаимосвязь  традиционного и проблемного  обучения.

Для экспериментального обоснования эффективности обозначенных условий в формировании готовности к научно-исследовательской деятельности были созданы контрольная и экспериментальная  группы. В контрольной группе обучение было традиционным, в экспериментальной  – с элементами проблемного. Равноценность  сформированных групп обосновывалась посредством критерия хи-квадрат. Эксперимент  проводился на базе факультета технологии и профессионально-педагогического  образования Бийского педагогического  государственного университета им. В.М. Шукшина в период с 2004- 2007 гг. Всего  в эксперименте участвовал 331 студент.

Для реализации первого условия анализировали  сущность проблемного обучения на основании  сравнительной характеристики с  традиционным обучением, что позволило  определить основные функции проблемного  обучения и его структуру.

К функциям проблемного обучения относятся: формирование мотивации обучения; усвоение системы  знаний и способов умственной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей; формирование навыков  применения системы логических приемов  или отдельных способов творческой деятельности; формирование навыков  применения усвоенных знаний в новой  ситуации; формирование умений решать учебные проблемы; накопление опыта  творческой деятельности, овладение  методами научного исследования, решения  практических проблем.

При характеристике структуры проблемного обучения было выявлено, что в его основе лежит проблемная ситуации, в основе которой, основой которой является противоречие, составляющее содержательную сторону проблемы. Оно возникает  из-за дисбаланса между теоретической  и практической информацией, избытком одной и недостатком другой или  наоборот. Проблемная ситуация – это  психологическое состояние студентов, а условия появления проблемной ситуации создает преподаватель. Логика разрешения проблемной ситуации имитирует  логику научного познания.

На основании  анализа сущности проблемного обучения были определены следующие его возможности  в формировании научно-исследовательской  деятельности:

1) Поскольку  научно-исследовательская деятельность  носит творческий (продуктивный) характер, то целенаправленное ее формирование  может происходить в процессе  поисковой учебно-познавательной  деятельности, являющейся, в свою  очередь, ведущим видом деятельности  проблемного обучения.

2) Так  как основанная функция проблемного  обучения – развитие процессов  теоретического мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстракция, сравнение, аналогия), а эти процессы  составляют основу умений научно-исследовательской деятельности, то мы считаем возможным средствами проблемного обучения целенаправленно формировать готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

3) Поскольку  главное в проблемном обучении - создание проблемной ситуации, а динамичность проблемной ситуации  обусловлена диалектическими законами  развития, то в рамках разрешения  проблемных ситуаций возможно  формировать у студентов представления  о логике научного познания  и методологии научного исследования, что способствует формированию  ориентационного и деятельностного  компонентов.

4) Так  как проблемная ситуация стимулирует  познавательную активность и  повышает интерес к процессу  обучения, то посредством применения  проблемных ситуаций возможно  формирование мотивационного компонента  готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности.

Выявленные  возможности были использованы в  формирующем эксперименте с целью  формирования готовности студентов  к научно-исследовательской деятельности.

Для реализации второго из обозначенных нами условий  формирования научно-исследовательской  деятельности средствами проблемного  обучения проведено теоретическое  исследование возможностей проблемной ситуации в активизации научно-исследовательской  деятельности и на его основании  было выявлено, что проблемная ситуация по своей психологической структуре  представляет собой довольно сложное  явление, включающее не только предметно-содержательную сторону (известное - данные условия  задачи (вопросы, задания) и неизвестное (искомое), т.е. усваиваемые новые  знания и способы деятельности), но и мотивационную (познавательные потребности студента), личностную (познавательные возможности студента). Предметно-содержательная сторона  предполагает активную познавательную деятельность субъекта по выявлению, осознанию затруднений и формулированию противоречия.

Так как  проблемная ситуация стимулирует познавательные потребности студента, то в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций мы обеспечивали условия для формирования познавательного интереса к научно-исследовательской  деятельности и потребности в  ней.

В ходе совместного анализа проблемной ситуации мы акцентировали внимание студентов на их деятельности, тем  самым формируя представления о  логике научного познания и тех мыслительных процессах, которые ими задействованы. Такого рода совместная деятельность преподавателя и студента в ходе разрешения проблемной ситуации способствует активизации ориентировочного компонента научно-исследовательской деятельности.

В процессе разрешения противоречий, лежащих в  основе проблемной ситуации, студенты усваивают такие приемы логического  мышления, как умение анализировать, выделять главные и второстепенные признаки явлений, процессов, устанавливать  причинно-следственные связи между  ними, выбирать то или иное суждение из нескольких возможных, делать заключение, оценивать его правильность, осуществлять перенос усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия. Перечисленные  процессы теоретического мышления составляют основу умений научно-исследовательской  деятельности. Следовательно, работа в  условиях проблемной ситуации позволяет  активизировать деятельностный компонент  готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности.

Предоставление  возможности студентам самостоятельного анализа собственной деятельности на базе сформированных представлений  о ней позволяет активизировать рефлексивный компонент научно-исследовательской  деятельности.

Алгоритм  создания проблемной ситуации включает в себя шесть этапов: поисковый, аналитический, подготовительный, определяющий, разрешающий, заключительный.

Поисковый этап предполагает первичный отбор  содержания учебного материала на наличие  общенаучных противоречий, аналитический  – выявление вопросов, на базе которых  возможно создание проблемных ситуаций, подготовительный этап – создание противоречий и формулирование проблем  для внедрения в учебный процесс, определяющий – планирование предполагаемой деятельности студентов с целью  создания условий для формирования деятельностного компонента (развития теоретического мышления), разрешающий  – прогнозирование возможностей разрешения проблемных ситуаций, методологический – организация анализа деятельности студентов на заключительном этапе  занятия с целью формирования рефлексивного и ориентационного  компонента готовности студентов к  научно-исследовательской деятельности.

На основании  специфики разных форм организации  занятий (лекционное, практическое) и  их возможностей в организации учебного процесса для проблемного изложения  с целью активизации научно-исследовательской  деятельности была проведена классификация  проблемных ситуаций:

1) проблемные  ситуации, созданные преподавателем  при изучении нового материала,  результатом которых является  новое знание, сообщаемое преподавателем;

2) проблемные  ситуации, возникающие при изучении  нового материала и основанные  на реальных противоречиях науки  (могут иметь и не иметь разрешения). Они способствуют активизации  ориентационного и мотивационного  компонента научно-исследовательской  деятельности, так как в процессе  их создания и разрешения формируются  представления о логике научного познания, умения научно-исследовательской деятельности, стимулируются познавательные потребности и интерес студентов к научно-исследовательской деятельности;

3) проблемные  ситуации, возникающие в ходе  рассуждения студентов. Результатом  таких ситуаций является формирование  процессов теоретического мышления, (анализ, обобщение, синтез, конкретизация,  абстагирование и др.), на базе  которых осуществляется формирование  умений научно-исследовательской  деятельности, следовательно, активизируется  деятельностный компонент готовности  студентов к научно-исследовательской  деятельности.

Выделенные  проблемные ситуации способствуют активизации  научно-исследовательской деятельности.

Для разработки третьего условия формирования научно-исследовательской  деятельности был проведен анализ недостатков  и достоинств традиционного обучения и тех направлений, по которым  в настоящее время внедряются в вузы элементы проблемного обучения.

Существует  предположение о необходимости  взаимосвязи проблемного и традиционного  обучения для формирования готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности. Такое предположение  основывается на следующем:

1) поскольку  научно-исследовательская деятельность  требует как необходимых знаний, так и умений навыков исследовательской  действий, то целенаправленное ее  формирование может происходить  и в процессе усвоения «готовых  истин» (традиционное обучения), и  в процессе поисковой учебно-познавательной  деятельности (проблемное обучение);

2) поскольку  главное в проблемном обучении  – создание проблемных ситуаций, а основной задачей традиционного  обучения является вооружение  студентов системой знаний, умений  и навыков, то мы считаем  необходимым и возможным управлять  созданием проблемных ситуаций  на основе имеющихся знаний;

3) разрешение  учебных проблем, вытекающих из  проблемных ситуаций, можно осуществить,  владея опорными знаниями и  методами познавательной деятельности, которые, в свою очередь, формируются  в процессе разрешения этих  проблем и составляют основу  деятельностного компонента готовности  студентов к научно-исследовательской  деятельности.

4) сочетание  методов проблемного и традиционного  обучения,

позволяет наилучшим образом учесть специфику  различных разделов

учебного  материала; обеспечивает органическое единство репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности студентов; вызывает и сохраняет у студентов  познавательный интерес к научно-исследовательской  деятельности в течение всего  срока обучения; позволяет обучаемым  лучше раскрыть свои возможности  и способности; позволяет формировать  умения анализировать, обобщать, выдвигать  гипотезы, выстраивать логику рассуждений, формулировать выводы, видеть противоречия и др.; способствует выявлению наиболее рациональных для себя приемов овладения  знаниями и способами деятельности; создает условия для формирования представлений о процессе теоретического мышления и логике научного познания.

В качестве условий, существенно влияющих на взаимодействие (сочетание) проблемного и традиционного  обучения, выделены следующие:

1) уровень  знаний обучаемых о научно-исследовательской  деятельности и фактические знания  по изучаемой дисциплине;

2) уровень  развития и подготовленности  обучаемых (насколько они

владеют умениями, приемами, способами научно-исследовательской  деятельности);

3) задачи  обучения, выдвигаемые преподавателем  на каждом определенном этапе  организации научно-исследовательской  деятельности в рамках учебного  процесса;

4) содержание  и логика учебного материала  (чисто описательный

Информация о работе Научно-исследовательсая работа для студентов