Неоклассическая школа в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы являлось выявление особенностей неоклассической школы в целом, а также изучение теорий неоклассической школы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить основные методологические принципы неоклассической школы.
Изучить развитие неоклассической теории в историческом аспекте.
Выявить отличие неоклассиков от кейнсианцев.
Рассмотреть теорию процента, денег и цен.
Изучить неоклассические модели экономического роста.
Выявить макроэкономические аспекты общего равновесия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ……………………5

1.1. Основные методологические принципы неоклассической школы……….5

1.2. Развитие неоклассической теории в историческом аспекте………………8

1.3. Отличие неоклассиков от кейнсианцев……………………………………13

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ………………...19

2.1. Теория процента, денег и цен………………………………………………19

2.2. Неоклассические модели экономического роста…………………………24

2.3.Макроэкономические аспекты общего равновесия……………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Неоклассическая школа в макро.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ  НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ  ШКОЛЫ 

2.1. Теория процента, денег и цен 

   Бём-Баверк, представитель австрийской школы, государственный деятель высшего ранга, внес немалый вклад в экономическую науку в области теории процента, развитой во втором томе “Капитала и процента”, названном “Позитивная теория процента”.

   Бём-Баверк выделял три причины существования  процента. Он не был первооткрывателем, но именно в его формулировке, которую автор горячо отстаивал, они стали предметом дискуссии.

   Первая  причина существования процента, по Бём-Баверку, заключается в том, что в обществе всегда есть малообеспеченные люди, а также такие, которые надеются в будущем стать богаче. Обе эти группы предпочитают сегoдняшние блага будущим. Эта причина предполагает, что люди в основном оптимистичны. Конечно это не всегда так: Викселль, например, утверждал, что молодые люди, которые только становятся на ноги, надеются в будущем иметь более высокий доход и потому предпочитают сегодняшние блага будущим (высокая норма дисконта), но старики, уже миновавшие свой пик доходов, наоборот, ожидают дальнейшего их сокращения и потому предпочитают отказаться  от сегодняшних благ в пользу будущих. Но, по мнению Бём-Баверка, эти люди будут хранить деньги или блага в виде сокровища и не смогут участвовать в определении ставки процента – там должна преобладать позитивная оценка будущего.

   Вторая  причина состоит в том, что  люди не склонны оценивать свои будущие  потребности (так называемая “близорукость”). Эту “близорукость” он считал психологическим фактором и объяснял его недостатком воображения, слабостью воли и неопределённостью будущего, под которой понималась скоротечность человеческой жизни. Эта причина вызвала возражение у Менгера и Визера: они считали некорректным закладывать в теорию в качестве предпосылки нерациональное поведение хозяйственных субъектов. Кроме того, “близорукости” противостоит желание оставить наследство своим детям, а неопределённость будущего, как говорил Маршалл, требует от людей накопления сбережений “на чёрный день”, т.е. поведения, обратного тому, из которого исходил Бём-Баверк. Таким образом, первые две причины носят чисто психологический, субъективный характер.

   Третья  причина – всякое инвестирование благ в производственные процессы увеличивает выпуск продукции, хотя и в убывающей степени. Наличные блага могут быть инвестированы сегодня и, уже возросшими, реинвестированы завтра. Но блага, доступные завтра, вложить можно будет только завтра. Сегодняшние блага позволяют получить больше продукта в будущем, чем то же самое количество, вложенных в будущем в «непосредственное» производство.

    Бём-Баверк считал, что каждая из названных им причин способна объяснить существование процента независимо от двух причин. Однако с этим не согласились его критики, среди которых выделялись А. Маршалл,   К. Викселль и И. Фишер. Они справедливо указывали, что если первые две причины действуют на кредитном рынке со стороны как спроса, так и предложения, то третья причина затрагивает только спрос на производственные кредиты. В отсутствие хотя бы одной из двух причин более высокая физическая производительность «окольных» методов сама по себе еще не добавляет ценности наличным благам. Таким образом, будущая обеспеченность будет выше сегодняшней, но это побудит людей дисконтировать будущее в силу первой причины существования процента.

   В дальнейшем теория процента развивалась Викселлем, Фишером и другими исследователями в творческой полемике с концепцией Бём-Баверка. [3, с. 463-467]

     В теории денег Вальрас рассматривал оборотный капитал и спрос на наличные деньги. Потребители владеют двумя видами оборотного капитала: запасами потребительских товаров и запасами наличных денег. Предприниматели также владеют запасами товаров и кассовыми остатками. Решая, какая сумма денег необходима для финансирования своих сделок, каждый человек учитывает только реальную покупательную способность по отношению к товарам и услугам. Общая сумма реальных остатков (запасов), которой общество желает владеть, должна в равновесном состоянии равняться имеющемуся количеству денег. Механизм, с помощью которого достигается это равновесие, заключается в колебаниях ставки процента. Действительный спрос на деньги представляет собой уменьшающуюся функцию ставки процента, поскольку процент – это цена отказа от полезности, получаемой от владения активами. Поскольку предельная полезность услуг запаса денежных остатков должна находиться в том же соотношении со ставкой процента, как и предельная полезность любого другого товара или услуги, «цена» денег должна быть одинаковой, как для монетарного, так и для немонетарного их применения; другими словами, денежная и реальная ставка процента должны быть равны. [3, с. 538]

  Теория  цены. Цена на товар устанавливается в результате согласования цены спроса и цены издержек.   Цена спроса определяется в теории Маршалла предельной полезностью. Спрос, по Маршаллу, зависит от цены товара и количества денег, которым располагает человек для его покупки. «Общий закон спроса» гласит: чем больше данного товара предполагается продать, тем ниже должна быть цена на него, или, другими словами, «объем спроса возрастает с понижением цены и уменьшается с повышением цены».   Маршалл указывал на то, что для товаров широкого потребления «эластичность спроса велика при высоких ценах, значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается, причем она постепенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщенности спроса».   Кроме того, Маршалл отмечает, что у различных групп товаров существует разная эластичность спроса. Наименьшей эластичностью спроса обладают предметы первой необходимости и предметы роскоши. Степень эластичности зависит и от уровня доходов потребителей (например, те товары, которые являются предметами роскоши для одной группы покупателей, становятся предметами повседневного потребления для другой).   Цена предложения, по Маршаллу, определяется предельными издержками производства. Это минимальные издержки, обеспечивающие максимальную прибыль. Уменьшение издержек происходит с увеличением объема производства, в связи с чем меняется структура издержек. Маршалл делил все издержки на постоянные (не изменяющиеся с увеличением объема производства) и переменные (изменяющиеся). С увеличением объема производства количество постоянных издержек на единицу продукции уменьшается. Но изменение соотношения постоянных и переменных издержек имеет свой предел. Этот предел и означает достижение оптимального объема производства, при котором издержки минимальны, а прибыль максимальна.

  Другим  путем снижения издержек является нахождение оптимальной структуры факторов производства, которая будет получена при достижении каждым фактором предельной производительности. 
      В основе теории лежит принцип убывания предельной производительности любого фактора производства. Например, каждый дополнительно нанятый рабочий приносит владельцу предприятия меньший доход. Из этого дохода выплачивается заработная плата, а оставшиеся средства составляют прибыль предпринимателя. Следовательно, увеличение численности рабочих имеет смысл до тех пор, пока производительность последнего нанятого работника не будет равной его заработной плате.

  Точно такие же рассуждения применяются  к каждому фактору производства. Оптимальной является та структура, при которой производительность предельной единицы фактора равна цене этого фактора на рынке.

  Соотношение спроса и предложения на рынке порождает цену равновесия. Такое равновесие стабильно, т.е. цена при небольших отклонениях имеет тенденцию восстанавливаться.   В то же время Маршалл указывал, что понятие «равновесная цена» имеет смысл только применительно к определенному периоду времени, когда сравнивают различные равновесные состояния рынка.  Маршалл различал три таких состояния:

    1. мгновенный период (очень короткий, «рыночный»). Продавцы не имеют возможности приспособить свое предложение к изменению спроса – другими словами, все факторы производства являются постоянными. В качестве примера Маршаллом рассматривается рынок живой рыбы, где товар является скоропортящимся, поэтому запасов не существует, и продавец не может увеличить предложение в ответ на неожиданно высокий спрос. Поэтому равновесную цену здесь определяет размер спроса.
    2. короткий период. В течение короткого периода часть факторов производства остается постоянной, но другая часть уже является переменной, поэтому размеры предложения в определенных масштабах могут быть изменены в соответствии со спросом. Например, производственные мощности остаются прежними, но загрузка их может быть изменена.
    3. длительный период. Все факторы производства становятся переменными. Например, производитель может успеть создать дополнительные производственные мощности. 

   Таким образом, по мере удлинения периода, роль цены предложения в формировании равновесной цены возрастает. [11] 

2.2. Неоклассические  модели экономического  роста 

   Первые  неоклассические модели роста появились на рубеже 1950-х 1960-х гг., когда внимание к проблемам динамического равновесия ослабело, и на первый план выдвинулась проблема достижения потенциально возможных темпов роста не столько за счет неиспользованных мощностей, сколько путем внедрения новой техники, повышения производительности и улучшения организации производства.

   В связи с этим меняются не только теоретические основы, но и методы анализа проблемы экономического роста. В этот период в экономике развитых стран резко возросла роль крупных фирм, которые, ориентируясь на неокейнсианские модели роста, стали составлять в порядке стратегического планирования своих инвестиций динамические модели роста на макроуровне, используя для этого методы линейного программирования и производственную функцию Леонтьева (баланс - затраты - выпуск). Ориентация крупных фирм на проведение самостоятельной экономической политики, их заинтересованность в собственной политике роста во многом способствовали активизации представителей неоклассического направления в создании альтернативных неокейнсианских макроэкономических моделей роста.

     Представители этого направления (американский экономист Р. Солоу и английский экономист Дж. Мид, А. Льюис, а также другие авторы) выступили против государственного вмешательства в экономику, чтобы дать возможность крупным фирмам в наибольшей степени использовать имеющиеся у них ресурсы для достижения потенциального роста в условиях рыночной конкуренции. [10, с. 582]

   МОДЕЛЬ Р. СОЛОУ. Впервые эта модель была изложена Р. Солоу в статье "Вклад в теорию экономического роста" (1956 г.), а затем развита в работе 1957 г. "Технический прогресс и агрегативная производственная функция". В 1987 г. за ее разработку автору была присуждена Нобелевская премия по экономике.

   Модель  построена на неоклассической предпосылке  господства совершенной конкуренции на рынках факторов производства, обеспечивающей полную занятость ресурсов. Выпуск продукции - функция не только капитала, но и труда, которые являются хорошими субститутами, и сумма коэффициентов эластичности выпуска по этим факторам равна единице. Сначала модель описывает равновесие экономической системы при нейтральности технического прогресса и постоянной отдаче от масштаба, в дальнейшем в нее вводятся технологические сдвиги посредством изменения нормы накопления и убывающей отдачи от масштаба.

   Р. Солоу исходит из того, что необходимым  условием равновесия экономической системы является равенство совокупного спроса и совокупного предложения. При этом совокупное предложение в его модели определяется на основе производственной функции Кобба-Дугласа, выражающей отношение функциональной зависимости между объемом производства, с одной стороны, и используемыми факторами и их взаимной комбинацией  с другой. Производственная функция Кобба-Дугласа обладает тем свойством, что доли каждого фактора в стоимости продукта постоянны, хотя в абсолютном выражении затраты труда и капитала могут изменяться.

   В самом общем виде объем национального  выпуска Y является функцией трех факторов производства: труда L, капитала К и земли N:

   Y = f(L, К, N)                                                 (2.1)

   Однако  фактор земли в модели Р. Солоу был опущен ввиду его малой значимости в экономических системах, характеризующихся высоким техническим уровнем, и поэтому объем выпуска зависит лишь от использования трудовых ресурсов и производственных мощностей:

   Y = f(L, K)                                                   (2.2)

   В развернутом виде данная функция  примет вид:

   Y = ( Y/ L)L+( Y/ K)K                                  (2.3)

   где Y/ L - предельный продукт труда MPL;

     Y/ K - предельный продукт капитала МРК.

    Это означает, что общий продукт (выпуск) равняется сумме произведений затраченного количества труда L и капитала К на их предельные продукты, т. е. на приросты продуктов Y от увеличения затрат труда L и затрат капитала  K.

  Для упрощения функции обозначим:

  y = Y/L                                                    (2.4)

  где y - выпуск продукции в расчете на одного работника, или производительность труда;

  k = K/L                                                   (2.5)

  где k - капиталовооруженность (фондовооруженность) труда.

  Тогда производственную функцию можно записать:

  y = f(k)                                                  (2.6) 
 
 
 
 
 

Информация о работе Неоклассическая школа в макроэкономике