Неоклассическая школа в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы являлось выявление особенностей неоклассической школы в целом, а также изучение теорий неоклассической школы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить основные методологические принципы неоклассической школы.
Изучить развитие неоклассической теории в историческом аспекте.
Выявить отличие неоклассиков от кейнсианцев.
Рассмотреть теорию процента, денег и цен.
Изучить неоклассические модели экономического роста.
Выявить макроэкономические аспекты общего равновесия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ……………………5

1.1. Основные методологические принципы неоклассической школы……….5

1.2. Развитие неоклассической теории в историческом аспекте………………8

1.3. Отличие неоклассиков от кейнсианцев……………………………………13

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ………………...19

2.1. Теория процента, денег и цен………………………………………………19

2.2. Неоклассические модели экономического роста…………………………24

2.3.Макроэкономические аспекты общего равновесия……………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Неоклассическая школа в макро.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

    Рис. 2.1. График производственной функции в модели Р. Солоу [4, с. 405, рис. 16-2]

  Графическое изображение данной функции представлено на рис. 2.1. График показывает, что капиталовооруженность k определяет размер выпуска продукции в расчете на одного работника: у = f(k). Тангенс угла наклона касательной h равен предельной производительности капитала: если k увеличивается на одну единицу, то у возрастает на MPK единиц. При этом мы видим, что по мере роста капиталовооруженности труда его производительность увеличивается, но с убывающей скоростью, поскольку предельная производительность капитала снижается.

  Совокупный спрос в модели Р. Солоу определяется инвестиционным и потребительским спросом (государственные закупки для простоты не учи-тываются). Уравнение выпуска в расчете на одного работника примет вид:

  Y = c + i                                                    (2.7)

  где с и i - потребление и инвестиции в расчете на одного занятого.

  В условиях равновесия инвестиции равны сбережениям и пропорциональному доходу:

    i = sy                                                    (2.8)

  где s – норма сбережения, накопления.

  Таким образом, мы получили две составляющие модели Р. Солоу -производственную функцию и функцию спроса. В результате условие равенства спроса и предложения может быть представлено как:

  f(k) = c + i = i/s                                            (2.9)

  Производственная  функция определяет предложенuе на рынке товаров, а накопление капитала - спрос на произведенную продукцию.

  Из  уравнения следует, что, чем выше уровень капиталовооруженности  k, тем выше уровень производства f(k) и больше инвестиции i. Это свидетельствует о наличии связи между существующими запасами капитала k и накоплением нового капитала i, что иллюстрирует рис. 2.2.  
 
 
 
 
 
 
 

  Рис. 2.2. Производство y и спрос (с + i) в расчете на одного работника [4, с. 405, рис. 16-2]

  На  нeм показано, как норма сбережений s определяет деление про изведенного продукта на потребление с и инвестиции i. Для любого уровня капиталовооруженности k объем производства составляет f(k), инвестиuии - sf(k),а потребление соответственно f(k) - sf(k).

    Р. Солоу считал, что рост населения - одна из причин непрерывного экономического роста в условиях устойчивого состояния экономики. Однако если рост населения не сопровождается увеличением инвестиций, то это ведет к уменьшению запаса капитала на одного работника. Модель Р. Солоу объясняет, что страны с более высокими темпами роста населения имеют меньшую капиталовооруженность, а значит - более низкие доходы.

  Третьим источником экономического роста после  инвестиций и увеличения численности  занятых является технический прогресс. В неоклассической теории под техническим прогрессом понимается качественные изменения в производстве (повышение образовательного уровня работников, улучшение организации, рост масштабов производства и т. п.). Включение в модель технического прогресса изменит исходную производственную функцию, и она примет вид

  Y = f(K, L, е)                                             (2.10)

        где е  - эффективность труда одного работника.

  Технический прогресс в модели Солоу – единственное условие непрерывного роста уровня жизни. Воздействие государства на экономический рост возможно через его влияние на норму сбережения (накопления) и на скорость технического прогресса. В основе модели лежит "золотое правило" накопления, согласно которому выбытие капитала не должно превышать его предельного продукта. [4, с.400-404]

  МОДЕЛЬ  ДЖ. МИДА. Она также имеет неоклассические основания и объясняет экономический рост маржиналистскими подходами, в которых используется закон предельной производительности - когда каждый из факторов производства занимает свою долю в общем увеличении выпуска. Свою концепцию Дж. Мид изложил в книге "Неоклассическая теория экономического роста" (1961 г.). Используя модернизированный вариант функции Коба-Дугласа, Дж. Мид вывел уравнение возможности устойчивого динамического равновесия:

  Y = aK + bL + r                                                   (2.11)

  где Y - среднегодовой темп роста национального дохода;

  K - среднегодовой темп роста капитала;

  L - среднегодовой темп роста труда;

  a- доля капитала в национальном доходе;

  b - доля труда в национальном доходе;

  r - темп технического прогресса.

  Уравнение показывает, что темп роста национального  дохода равен сумме темпов роста  труда и капитала, взвешенных по доле их расходов в национальном доходе, плюс темп технического прогресса. Предполагая, что темпы роста труда и технического прогресса постоянны, Дж. Мид делает вывод, что устойчивый темп экономического роста будет достигнут при условии устойчивости темпов роста капитала и его равенства с темпами роста национального дохода. Если темпы увеличения капитала превысят темпы роста национального дохода, то это приведет к автоматическому снижению темпа накопления. Данная зависимость следствие предпосылки Дж. Мида о постоянной доле сбережений в национальном доходе, поэтому прирост сбережений, необходимых для финансирования более высоких темпов накопления, будет отставать от последних, оказывая на них сдерживающее влияние. Обратная картина будет иметь место, если темпы роста капитала окажутся ниже темпов роста национального дохода. Рассматривая влияние темпов роста производительности труда на динамическое равновесие, Дж. Мид пришел к выводу, что если они превысят темпы накопления капитала, то в этом случае из-за снижения предельной производительности труда произойдет замещение труда капиталом и новое их сочетание в производственном процессе обеспечит полную занятость как труда, так и капитала. Вместе с тем Дж. Мид обращал внимание на то, что необходимо соблюдать соответствие между темпами роста труда и накоплением капитала. В противоположном случае, если рост труда не сопровождаться увеличением капитала, не произойдет роста производства, поскольку весь прирост силы окажется избыточным и образуется безработица. Напротив, если капитал будет расти быстрее темпов роста производительности труда, возникнут избыточные производственные мощности. Однако и в этом случае существуют способы достижения динамического равновесия. Дж. Мид указывает на них, опираясь на неоклассическую теорию рынков.

  Так, в случае возникновения безработицы  на рынке труда усилится конкуренция, которая приведет к снижению ставки заработной платы, а, следовательно, к увеличению прибыльности капитала. В результате увеличатся темпы накопления, которые уравновесятся с темпами роста рабочей силы. Государство в модели Дж. Мида должно выполнять лишь косвенную стабилизирующую роль посредством использования денежно-кредитной политики. Только это позволит создать эффективный механизм перераспределения доходов и сбережений, обеспечивающий необходимую занятость ресурсов и устойчивый экономический рост. [4, с. 413-414]

  МОДЕЛЬ  А. ЛЬЮИСА. Она рассматривает резерв рабочей силы как основу экономического роста. Поэтому ее автор считает, что она применима для тех государств, в которых "плотность населения высока, капитал дефицитен, а естественные ресурсы ограниченны". К этим странам А. Льюис относит Индию, Пакистан, Египет и др. Поскольку в своей концепции А.Льюис опирается на идеи свободного рынка, в центр анализа он ставит фигуру предпринимателя, принимающего решения относительно использования имеющихся на рынке факторов производства: Труда, капитала и земли. Модель строится с учетом двух секторов экономики: аграрного с землей и трудом как основными факторами производства и промышленного, где доминирует капитал и труд. Предполагается, что предложение трудовых ресурсов в аграрном секторе не ограничено, производительность труда чрезвычайно низка, а предельный продукт равен нулю. Это означает, что "изъятие" рабочей силы из сельского хозяйства не приводит к сокращению производства. Поскольку заработная плата работников в сельском хозяйстве находилась на уровне прожиточного минимума, то использование такой рабочей силы в промышленности не создавало каких-либо проблем, тем более что в промышленности не было лишней рабочей силы, поскольку ее количество здесь - это наличного капитала, уровня технологии и спроса на произведенную продукцию. Соответственно уровень производительности труда R этом секторе гораздо выше, чем в аграрном.

  Таким образои в модели А. Льюиса задача заключается в том, чтобы перераспределить часть трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность и тем самым добиться ускорения темпов экономического роста. В качестве главного мкханизма в этом процессе выступает межсекторный рынок. Поскольку промышленность призвана поглощать аграрное население, в этом секторе должны использоваться трудоинтенсивные технологии и трудоемкие виды ресурсов. Это приводит к усилению оттока рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность, и в конечном счете к ликвидации избытка аграрного населения. Промышленность, в свою очередь, расширяет масштабы производства, обеспечивает своим работникам рост доходов, которые способствуют увеличению внутреннего спроса. Спираль раскручивается, и предприниматели вкладывают растущие прибыли в расширение производства. Эти прибыли в дальнейшем оказывают динамический эффект на экономический рост.

  Сам экономический рост А. Льюис подразделяет на два типа: в промышленности его источником служит использование дополнительного количества рабочей силы (экстенсивный тип), в сельском хозяйстве - повышение предельной производительности труда (интенсивный тип). Эти два типа экономического роста соответствуют двум различным функциям инвестирования. В промышленности речь идет, главным образом, о расширении капитала. Поэтому данная функция инвестиций, кейнсианская в своей основе, зависит от спроса на конечную промышленную продукцию. Его рост стимулирует увеличение прибылей и расширение инвестиций. В сельском хозяйстве, напротив, инвестиции расширяются в связи с сокращением прибылей: увеличение издержек на заработную плату вынуждает фермеров осуществлять замену ручного труда машинным, чтобы, сократив издержки, увеличить прибыли.

  Разрабатывая  свою модель для развивающихся стран, А. Льюис считал, что она неприменима  к уже прошедшим индустриальную стадию западным странам. Другие авторы, напротив, находят ее весьма работоспособной в условиях развитой экономики. Так, Ш. Киндлбергер в своем исследовании показал, что наилучшим примером взаимосвязи экономического роста с увеличением использования труда и капитала являются ФРГ, Италия, Швейцария и Голландия. Такие страны, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Норвегия и Дания, также подтвердили модель А. Льюиса, но в обратной зависимости: низкие темпы экономического роста в этих странах были связаны с ограниченным использованием трудовых ресурсов и производственных мощностей. Еще одну группу составили страны, испытывавшие значительный избыток рабочей силы (Испания, Португалия, Греция, Югославия, Турция). Их экономический рост также, по мнению Ш. Киндлбергера, вписывается в модель А. Льюиса. Эти страны снабжали рабочей силой не только собственную промышленность, но и промышленность других европейских государств и служили своеобразным резервным фондом труда для всего континента. [4, с.414-416] 

     2.3. Макроэкономические аспекты общего равновесия 

   Экономика Вальраса представляет собой множество  индивидуальных экономических субъектов, связанных через рынок. Хотя в модели используются агрегатные показатели, например совокупный спрос на какой-либо товар, денежное выражение совокупного спроса и т.д., все эти показатели являются простыми арифметическими производными от переменных индивидуального уровня. По своей сути модель Вальраса – микроэкономическая и натуральная, т.е. описывающая экономику в терминах относительно величин – пропорций, так что сама постановка вопроса о её макроэкономической интерпретации и о придании её денежного измерения может показаться логически несостоятельной. Причём оба вопроса тесно взаимосвязаны, так как деньги – особый товар, выражающий некоторые общие свойства системы. [2, с. 294]

   Эту же самую проблему можно представить  и иначе – как проблему перехода от относительных цен к их абсолютному  уровню. Применительно к этой интерпретации и для обозначения того обстоятельства, что определение относительного уровня цен (решение модели) и определение их абсолютного уровня (через введение дополнительного уравнения, устанавливающего зависимость между количеством денег в экономике, и общим уровнем цен и объёмом сделок) являются независимыми процедурами, в современной теории существует специальный термин “классическая дихотомия”. Преодоление этой дихотомии связывается с макроэкономической интерпретацией теории общего равновесия и включением в неё денег.

Информация о работе Неоклассическая школа в макроэкономике