Неоклассическая школа в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы являлось выявление особенностей неоклассической школы в целом, а также изучение теорий неоклассической школы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить основные методологические принципы неоклассической школы.
Изучить развитие неоклассической теории в историческом аспекте.
Выявить отличие неоклассиков от кейнсианцев.
Рассмотреть теорию процента, денег и цен.
Изучить неоклассические модели экономического роста.
Выявить макроэкономические аспекты общего равновесия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ……………………5

1.1. Основные методологические принципы неоклассической школы……….5

1.2. Развитие неоклассической теории в историческом аспекте………………8

1.3. Отличие неоклассиков от кейнсианцев……………………………………13

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ………………...19

2.1. Теория процента, денег и цен………………………………………………19

2.2. Неоклассические модели экономического роста…………………………24

2.3.Макроэкономические аспекты общего равновесия……………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Неоклассическая школа в макро.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

   Одна  из попыток решения этой проблемы – модель, предложенная           Д. Патинкином в работе “Деньги, процент и цены” (1956, 1965) и затронувшая целый комплекс проблем, как непосредственно связанных с теорией общего равновесия, так и поставленных кейнсианской теорией.

   Модель  Патинкина была получена из стандартной модели общего равновесия простым агригированием соответствующих функций. С помощью этой модели он пытался решить проблему дихотомии и доказать устойчивость модели равновесия, допускающей вынужденную безработицу. Основное нововведение Патинкина, заключается в том, что деньгам была придана самостоятельная роль страхового фонда, и это послужило оправданием включения денег в форме реальных (т.е. с учётом покупательской способности) кассовых остатков в индивидуальные функции спроса и предложения. Влияние изменения величины реальных кассовых остатков на уровне индивидуального (и агригированного) спроса – эффект реальных кассовых остатков – стало ещё одним, наряду с ценами, равновесным механизмом. Суть этого эффекта в том, что  субъекты стремятся поддерживать кассовые остатки на некоем оптимальном уровне, отражающем их представления о регулярности финансовых поступлений и необходимой обеспеченности средствами обращения. Индивиды реагируют на изменение величины своих реальных кассовых остатков, изменяя величину индивидуального спроса и предложения.

   Чтобы “оправдать” существование денег, Патинкин допускает возможность несовпадения во времени платежей и поступлений, что в действительности означает отход от идеи аукциониста или, говоря современным языком, от предпосылки полной информированности экономических субъектов, или о мгновенной реакции цен на изменение рыночных условий.

   В самой простой модели действуют  три группы участников: потребитель, предъявляющий спрос на товары и  предлагающий труд, фирмы, предлагающие товары и предъявляющие спрос на труд, и государство, осуществляющее эмиссию денег. Формально такая модель может быть представлена следующим образом:

   Y = E(Y,M/p)                                                   (2.12)

   Ld(W/P) = Ls(W/P)                                             (2.13)

   где Е – совокупный спрос; Р – индекс цен; Y – совокупное предложение; М – масса денег в обращении; Ld, Ls – спрос и предложение труда; L – уровень занятости; W – номинальная заработная плата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рис. 2.3. Сокращение совокупного спроса [12] 
 
 
 
 
 
 
 

   Рис. 2.4. Неравновесная ситуация [12]

   Графическая интерпретация модели может быть представлена следующим образом (рис 2.3 и 2.4). Допустим, что сократился совокупный спрос (Е1 сдвигается вниз до Е2). Точка макроэкономического равновесия сдвигается  из А в В. Если цены абсолютно подвижны, то можно ожидать мгновенного восстановления равновесия на рынке товаров благодаря эффекту реальных кассовых остатков. Но если цены недостаточно подвижны, то возникает ситуация избыточного предложения товаров, на которую фирмы реагируют сокращением производства и спроса на рабочую силу. Эта ситуация отражается точкой D, в которой ни фирмы, ни работники не находятся в положении равновесия, так как при W/P = (W/P)0 у фирм нарушено условие максимальной прибыли, и они будут стремиться к расширению производства, а на рынке рабочей силы возникает избыточное предложение. Если цены и заработные платы изменяются, а объём совокупного спроса – нет, ситуация вынужденности сохраняется. Восстановление равновесия предполагает, во-первых, подвижность цен и заработной платы, а во-вторых, наличие эффекта реальных кассовых остатков, который сдвинет линию совокупного спроса вверх. В результате прежний объём производства восстанавливается, но при более низком значении номинальных цен и заработной платы.

   Теория  общего равновесия является абстрактным  ответом на абстрактный вопрос о  том, может ли децентрализованная система, в которой значима только информация, представленная ценами, быть упорядоченной. Теория общего равновесия даёт на этот вопрос утвердительный ответ, но не пытается ответить на предложенный вопрос, в какой мере реалистична подобная система. Поэтому и эмпирическая проверка гипотез, и обращение к историческому опыту в строгом смысле не могут давать основания для подтверждения или опровержения этой теории, хотя многие представители данной теории стремились отказаться от наиболее нереалистичных предпосылок. Осознавая абстрактный характер теории общего равновесия, нельзя не признать плодотворности её как инструмента решения многих проблем, часто выходящих за первоначально обозначенные рамки анализа. Не только развитие теории общего равновесия, но и её критика способствовали появлению новых самостоятельных теоретических направлений. Так, критика оптимизационного подхода как способа описания поведения субъекта в условиях неопределённости стимулировала формирование эволюционной теории, а попытки затронуть проблему распределения дали толчок развитию экономической теории благосостояния. [12] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии  кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Выход из кризиса нашли маржиналисты. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями.

   В основе методологии лежат следующие  методы: статистический подход, равновесный подход, экономическая рациональность, предельный анализ, математизация.

   Главными  методологическими особенностями  австрийской школы маржинализма можно назвать последовательный и бескомпромиссный субъективизм, строгий методологический индивидуализм, дискретность анализа, невозможность применить в австрийской школе математические методы.

   Из  всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. Именно представители лозаннской школы, наряду с английскими маржиналистами  У. С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов, особенно методов дифференциального исчисления. Другой важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было ее уподобление механическим системам.

   Основателем кембриджской школы является британский экономист, математик по образованию, Альфред Маршалл, который выдвинул идею о том, что рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения.

    Неоклассической экономике присуще: совершенная конкуренция, цены абсолютно гибкие, экономические субъекты действуют рационально, экономика разделена на два абсолютно автономных сектора: реальный и денежный, все рынки абсолютно равновесны, деньги не имеют самостоятельной ценности, экономика саморегулируема, в модели «AD-AS» главная роль принадлежит AS, величина предложения определяется исключительно наличными факторами производства, факторы взаимозаменяемы. Что касается кейнсианской экономики, то там, напротив, не присуще: совершенная конкуренция, цены не являются гибкими, экономические субъекты руководствуются субъективными факторами (традиции, требование среды, психология поведения и т. д.), деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, в экономику необходимо вмешательство государства, в модели «AD-AS» главная роль принадлежит AD, факторы производства не взаимозаменяемы.

   Бём-Баверк выделял три причины существования процента. Первая причина заключается в том, что хозяйственные субъекты склонны ожидать, что в будущем ресурсы будут менее редки, чем в настоящем. Вторая причина состоит в том, что люди не склонны оценивать свои будущие потребности (так называемая “близорукость”). Третья причина – всякое инвестирование благ в производственные процессы увеличивает выпуск продукции, хотя и в убывающей степени.

  Цена равновесия порождается соотношением спроса и предложения на рынке. В то же время Маршалл указывал, что понятие «равновесная цена» имеет смысл только применительно к определенному периоду времени, когда сравнивают различные равновесные состояния рынка. 

  В неоклассической школе наиболее используемы три модели экономического роста. Модель Р. Солоу позволяет раскрыть взаимосвязь трех источников экономического роста - инвестиций, численности рабочей силы и технического прогресса. В модели Дж. Мида устойчивый темп экономического роста достигается при условии устойчивости темпов роста капитала и его равенства с темпами роста национального дохода. Модель А. Льюиса строится с учетом двух секторов экономики: аграрного и промышленного. Предложение трудовых ресурсов в аграрном секторе неограниченно, а в промышленном оно является функцией наличного капитала, уровня технологии и спроса на произведенную продукцию.

   Экономика Вальраса представляет собой множество  индивидуальных экономических субъектов, связанных через рынок. Хотя в модели используются агрегатные показатели, например совокупный спрос на какой-либо товар, денежное выражение совокупного спроса и т.д., все эти показатели являются простыми арифметическими производными от переменных индивидуального уровня.

   Модель  Патинкина была получена из стандартной  модели общего равновесия простым агригированием соответствующих функций. С помощью этой модели он пытался решить проблему дихотомии и доказать устойчивость модели равновесия, допускающей вынужденную безработицу.

   Эффект  реальных кассовых остатков – стал ещё одним, наряду с ценами, равновесным  механизмом. Суть этого эффекта в том, что  субъекты стремятся поддерживать кассовые остатки на некоем оптимальном уровне, отражающем их представления о регулярности финансовых поступлений и необходимой обеспеченности средствами обращения. Индивиды реагируют на изменение величины своих реальных кассовых остатков, изменяя величину индивидуального спроса и предложения. 
 
 
 
 

Информация о работе Неоклассическая школа в макроэкономике