Оплата труда работников общественного питания и её совершенствование в условиях рыночных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание

Целью представленной работы выступает комплексный анализ проблем оплаты труда на предприятии общественного питания и предложение направлений совершенствования оплаты труда на предприятии.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: Сущность и роль заработной платы в рыночных условиях.
Формы и системы оплаты труда.
Оплата труда работников предприятия общественного питания.
Документы, регулирующие оплату труда на предприятии.
Оплата труда и премирование различных категорий работников общественного питания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.Организационная оплата труда на предприятии.

1.1 Сущность и роль заработной платы в рыночных условиях.

1.2 Формы и системы оплаты труда.

1.3.Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия питания.

ГЛАВА 2. Оплата труда работников предприятия общественного питания.

2.1 Документы, регулирующие оплату труда на предприятии.

2.2 Оплата труда и премирование различных категорий работников общественного питания.

ГЛАВА 3.Совершенствование форм и системы оплаты труда.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.docx

— 50.75 Кб (Скачать документ)

     Рекомендация  Международной организации труда  гласит, что "основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы". Установление минимальной заработной платы может  осуществляться различными путями. Например, в России - принятием законодательным  органом специального закона о минимальной  заработной плате.

     Минимальная заработная плата может устанавливаться  в различных формах: месячная или  часовая минимальная ставка.

     Среди критериев, на которые ориентируются  в своей политике государство, работодатели и профсоюзы по установлению обоснованной минимальной заработной платы, основным является потребность трудящихся и  членов их семей. Чтобы минимальная  заработная плата не только поддерживала физическую активность, но и воспроизводила способность к труду и развитие рабочей силы, она должна соответствовать  потребительской корзине, включающей в себя необходимый набор продуктов, товаров и услуг.

     Минимальная заработная плата должна обеспечивать жизненно необходимые потребности  не только индивидуального работника, но и несовершеннолетних и неработоспособных  членов его семьи. Количественная неопределенность этой меры зависит от производимой в стране социальной политики, от устанавливаемых  размеров семейных и других социальных выплат.

     Согласно  российскому законодательству минимальная  заработная плата не включает премии, доплаты и надбавки. Данным законом  минимальный размер оплаты труда  освобожден от выполнения несвойственных ему функций критерия определения  размеров большинства социальных пособий, стипендий и других выплат, связанных  с социальной защитой населения, а также норматива при установлении размеров штрафов, налогов и сборов.

     Следует отметить, что реформирование экономики  России сопровождается резким ослаблением  требований государства к уровню минимальной оплаты труда. 
 
 

     2.2 Оплата труда и премирование различных категорий работников общественного питания.  

     Труд  рабочих-повременщиков оплачивается по единой тарифной сетке в соответствии с разрядами с I по VI, утверждённой на предприятии.  
Часовая тарифная ставка устанавливается после принятия решения аттестационной комиссией о присвоении работнику того или иною вида квалификации, повышения квалификации, в зависимости от профессиональных знаний, умений, количества и качества труда, соблюдения сроков выполнения работ.

     Руководителям, специалистам, рабочим, которым установлены  должностные оклады, оплата труда  производится согласно штатному расписанию, утверждённому руководителем предприятия, и количеству отработанного времени. 

     Тарифные  ставки и оклады устанавливаются  исходя из 40-часовой продолжительности  рабочей недели; для работников, занятых на работах с вредными и особо вредными условиями труда, устанавливается сокращённая неделя, продолжительностью не более 36 часов.

     При определении рабочего времени, подлежащего  оплате в соответствии с настоящим  Положением, не учитываются следующие периоды:

    • время нахождения работника в ежегодном очередном и дополнительном оплачиваемом отпусках;
    • время нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы;
    • время нахождения работника в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребёнком до достижения им 3-х летнего возраста;
    • период временной нетрудоспособности;
    • период, в течение которого работник был отстранён от работы в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
    • период, в течение которого работник отсутствовал на работе без уважительных причин, а также период простоя по вине работника.

     Доплата за совмещение профессий, расширение зон  обслуживания или замещение должностного лица на срок, более 2-х недель, на периоды  отпуска, нетрудоспособности или иных форм отсутствия замещаемого лица, устанавливается в размере до (или равном) 100% оклада по совмещаемой  профессии на основании распоряжений Генерального директора предприятия. 

     Доплаты и надбавки за профессиональное мастерство и за индивидуальные результаты работы устанавливаются работникам в индивидуальном порядке на основании приказов (распоряжений) Генерального директора предприятия общественного питания. Установить водителям квалификационные категории: 1, 2, 3 классы. За 1 класс установить доплату - 25% от оклада, за 2 класс - 10% от оклада, за 3 класс доплаты не производить.

     Доплаты за вредные и тяжёлые условия  труда (а также особо вредные  и особо тяжелые) устанавливаются  работникам предприятия на основе результатов  аттестации рабочих мест. Доплаты  повременщикам включаются в тарифную ставку, составляют от 4 до 12%. Доплаты  производятся на основании приказов и распоряжений об организации работ.

     Работа  в выходные и нерабочие праздничные  дни оплачивается в двойном размере:  
- рабочим-повременщикам, руководителям, специалистам и служащим в размере двойной часовой тарифной ставки (при оплате по дневным и часовым ставкам), либо (для работников, получающих месячный оклад), в размере одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

     По  желанию работника предприятия общественного питания, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. За каждый час работы рабочим основного и вспомогательного производства по графику сменности в ночное время, с 22 часов до 6 часов, производится оплата труда в повышенном размере, который составляет 100%, за работу по графику сменности в вечернее время, с 14 часов до 22 часов, рабочим основного и вспомогательного производства в размере 50% от часовой тарифной ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время. Контролёрам за работу в ночное время, с 22.00 часов до 6 часов, оплата производится в размере 35% от часовой тарифной ставки.

     Сверхурочная  работа оплачивается в размере 100% от часовой тарифной ставки (оклада). Заработную плату за праздничные дни работникам, труд которых оплачивается по тарифным ставкам, заработную плату исчислять  исходя из часовых тарифных ставок, умноженных на количество рабочих часов, приходящихся на нерабочие праздничные  дни. Количество рабочих часов равно  продолжительности рабочей смены.  
 
 
 

     ГЛАВА 3.Совершенствование  форм и системы  оплаты труда.  
 

     В Правительстве РФ в сентябре 2002 года была рассмотрена концепция реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. В документе отмечается, что уровень оплаты туда в бюджетной сфере остается крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2002 году составляет 23 процента от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата работников культуры и искусства превышает прожиточный минимум лишь в 1,53 раза, работников образования - в 1,58, работников здравоохранения - в 1,68 раза.

     Существенные  различия в динамике оплаты труда  в отраслях промышленности и бюджетной  сферы указывают на то, что сама система оплаты труда в бюджетной  сфере нуждается в совершенствовании.

     Оплата  труда работников организаций бюджетной  сферы в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ETC), которая  действует с октября 1992 года и  основана на принципах сопоставления  сложности труда и квалификационного  уровня работников организаций различных отраслей бюджетной сферы.

     Система оплаты труда работников организаций  бюджетной сферы помимо тарифных ставок и окладов ETC включает значительное количество доплат, надбавок, а также  других элементов повышения тарифных ставок, которые установлены нормативными правовыми актами, как Союза ССР, РСФСР, так и Российской Федерации.

     Необходимость реформирования организации оплаты труда работников организаций бюджетной  сферы диктуется следующими причинами.

  • С изменением системы взаимоотношений федерального бюджета и территориальных бюджетов система оплаты труда на основе ETC вступает в противоречие с действующим законодательством, в соответствии с которым бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления стали самостоятельными.
  • Существенные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в поддержании различных уровней заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ETC далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации. В ряде регионов отсутствуют реальные экономические и финансовые возможности обеспечить этот уровень оплаты труда бюджетников. Напротив, в других он явно недостаточен. В данном случае не решает проблемы и применение районных коэффициентов.
  • Применение системы оплаты труда на основе ETC не позволяет учитывать особенности деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы не способствует и не создает у них заинтересованности в повышении результативности труда в улучшении работы организаций и учреждений отрасли.
  • В рамках действующий системы оплаты труда на основе ETC и регулирующих ее нормативно правовых актов по отраслям бюджетной сферы, трудно осуществить систематизацию надтарифных выплат с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации.

   С принятием  Трудового Кодекса Российской Федерации (статья 143) Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной  сферы стала гарантией по оплате труда этих работников.

   В качестве определяющих подходов к реформированию оплаты труда и перехода к отраслевым системам ее построения для работников организаций бюджетной сферы  приняты:

    1. Отказ от Единой тарифной сетки и переход к дифференцированным условиям оплаты по отраслям бюджетной сферы, исходя из особенностей в содержании и условиях труда в каждой отрасли, объемов бюджетных ассигнований и наличия внебюджетных средств.
    2. Изменение структуры заработной платы работников в пользу основной тарифной части, поскольку результаты труда работников бюджетной сферы в меньшей степени, чем в производственных отраслях экономики поддаются прямому учету, и, следовательно, главным фактором дифференциации в оплате труда выступают сложность и отклонение условий труда от нормы.
    3. Обеспечение гарантий предусмотренных законодательством минимального размера оплаты труда, а также оплаты труда в повышенных размерах за работу в особых условиях.
    4. Расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В условиях перехода к рыночной экономике  предприятия общественного питания  ищут новые модели оплаты труда, дающие простор развитию личной материальной заинтересованности.

     В процессе работы над своим курсовым проектом и при изучении литературы по данному вопросу, выяснилось, что  заработная плата непосредственно  связана с рынком труда. Заработная плата - элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий  ему ресурс труда. Оплата по труду  каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.

     Система оплаты труда на рассматриваемом  предприятии общественного питания  не идеальна, а ущемление прав работников не дает должного эффекта мотивации  и удовлетворения потребности в  вознаграждении за приложенный собственный  труд.

     Система оплаты труда должна, стимулировать  повышение производительности труда, обладать достаточным мотивационным  эффектом. Рост оплаты труда не должен опережать темпов роста производительности.

Информация о работе Оплата труда работников общественного питания и её совершенствование в условиях рыночных отношениях