Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:34, курсовая работа
Цель данной работы выявить особенности и роли малого предпринимательства в рыночной экономике и охарактеризовать состояние малого бизнеса в Российской Федерации на сегодняшний момент. Автор, принимаясь за работу, хотел показать значение этой сферы предпринимательской деятельности для экономики России.
В ходе работы при изучении материала по данной теме были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать предпринимательскую деятельность, обозначив понятия, особенности и цели;
Ведение………………………………………………………………………………………...3 с.
Глава 1.Сущность и виды предпринимательской деятельности……………………….4 -14 с.
1.1 Предпринимательская деятельность: понятие, особенности, виды………4 - 5 с.
1.2 Классификация предпринимательской деятельности……………………5 – 13 с.
1.3 Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательской деятельности………………………………………...13 – 14 с.
Глава 2. Сущность и роль малого предпринимательства в рыночной экономике…15 – 25 с.
2.1 Сущность и отличительные характеристики субъектов малого предпринимательства………………………………………………………...15 – 17 с.
2.2 Место и роль малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран……. ………………………………………………………………………………….18 – 25 с.
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации………...26 – 34 с.
3.1 Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России………………………………………………………………………….26 – 30 с.
3.2 Основные тенденции развития малого предпринимательства в России.30–34 с.
Заключение……………………………………………………………………………...35 – 37 с.
Список использованной литературы………………………………………………………..38 с.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет» |
Кафедра экономической теории и мировой экономики |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ |
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» студентки 1 курса очного отделения экономического факультета специальности «Математические методы в экономике», группы ММЭ – 1,2 Н. Е. Ефремовой |
Научный руководитель: к.э.н., доцент М. Н. Тупицына |
Пермь 2009 |
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Глава 1.Сущность и виды предпринимательской деятельности……………………….4 -14 с.
1.1 Предпринимательская
1.2 Классификация
1.3 Организационно-правовые и
Глава 2. Сущность и роль малого предпринимательства в рыночной экономике…15 – 25 с.
2.1 Сущность и отличительные
2.2 Место и роль малого бизнеса в экономике
промышленно развитых стран……. ………………………………………………………………………………
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации………...26 – 34 с.
3.1 Основные виды государственной
поддержки малого предпринимательства
в России………………………………………………………………
3.2 Основные тенденции развития малого предпринимательства в России.30–34 с.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Данная работа посвящена вопросам организации малой предпринимательской деятельности в рыночной экономике.
Актуальность данной темы заключается в том, что малый бизнес – это важный элемент рыночной экономики, без которого она не может функционировать и гармонично развиваться. И в данный момент в России только начинается становление и развитие данного направления в бизнесе тогда, как в развитых странах малый бизнес уже давно играет большую роль в экономике. Его развитие оказывает влияние на экономический рост, создание инновационного потенциала, является катализатором научно-технического процесса, позволяет качественно использовать производственные ресурсы, насыщает рынок необходимыми товарами. В российских условиях малый бизнес является особым сектором экономики, который гибко и динамично реагирует на рыночную конъюнктуру, способствует структурной перестройке отраслей, дает дополнительные рабочие места, препятствует монополизму в экономике страны. Также малое предпринимательство участвует в процессе приватизации, смягчает кризис неплатежей, содействует финансовой устойчивости крупных предприятий, являясь для них резервным фондом. Таким образом, малый бизнес является одной из самых перспективных форм предпринимательской деятельности, а ее становление и развитие на сегодняшний момент требует особого внимания со стороны Правительства Российской Федерации.
Цель данной работы выявить особенности и роли малого предпринимательства в рыночной экономике и охарактеризовать состояние малого бизнеса в Российской Федерации на сегодняшний момент. Автор, принимаясь за работу, хотел показать значение этой сферы предпринимательской деятельности для экономики России.
В ходе работы при изучении материала по данной теме были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать предпринимательскую деятельность, обозначив понятия, особенности и цели;
2) изучить классификации и организационные формы предпринимательской деятельности;
3) проанализировать сущность и отличительные характеристики субъектов малого предпринимательства в рыночной экономике;
4) определить место и роль малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран;
5) рассмотреть основные виды государственной поддержки и обозначить основные тенденции развития малого предпринимательства в России.
При выполнении работы использовались такие научные методы исследования, как анализ, синтез, дедукция, индукция, абстракция.
ГЛАВА 1. Сущность
и виды предпринимательской
1.1 Предпринимательская деятельность: понятия, особенности, цели
Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
Предпринимательство - это принципиально
новый тип хозяйствования, базирующийся
на инновационном поведении
Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение.
Важным условием развития предпринимательства является мотивация, т. е. внутренние устремления, побуждающие человека рисковать своими деньгами ради достижения определенных целей, как экономических - получения выгоды, так и социально-психологических - удовлетворения потребности во власти, успехе, творчестве, соперничестве и т. п. С течением времени влияние мотивов второго рода возрастало. Если в XIX веке предприниматель главным образом стремился получить максимальную прибыль, то в условиях современного рынка он зачастую довольствуется предпринимательским (личным) доходом, который иногда не превышает заработной платы высококвалифицированного наемного менеджера.
В современной научной
Автор данной исследовательской работы склонны думать, что в современных условиях предпринимательством следует считать всякую инициативную деятельность, проводимую в целях получения дохода в условиях риска, от своего имени и под свою имущественную ответственность (или от имени и под юридическую ответственность юридического лица).
Анализ окружающей экономической действительности приводит к выводу о том, что российское общество уже достигло такого этапа, когда реальным фактом стало существование множества предпринимательских структур, но каждая из них характеризуется своими чертами. Для того чтобы видеть различия между разными типами предпринимательства и получить возможность осознанного выбора конкретной формы осуществления предпринимательской функции, необходима классификация предпринимательства.
1.2. Классификация предпринимательской деятельности
Предпринимательство может осуществляться
как в государственном, так и
в частном секторе экономики.
В соответствии с этим различают
государственное и частное
«Государственное предпринимательство - форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены в соответствии с действующим законодательством управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий - это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников. Важная характеристика таких предприятий состоит в том, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).»[5, с.170]
Частное предпринимательство - форма
осуществления экономической
Государственное предпринимательство, как показывает опыт, не может осуществляться столь же эффективно, сколь частное предпринимательство. Основная причина заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди. В частном предпринимательстве эти функции исполняют обеспокоенные за дело, талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном секторе за осуществление предпринимательских функций принимаются люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Они не обладают теми же качествами, что и занятые в частном предпринимательстве.
С этой точки зрения государству лучше не браться за осуществление непосредственных предпринимательских функций, а целесообразнее создавать требуемые условия для эффективного исполнения своих функций теми, кто занят в сфере частного предпринимательства. Государство, конечно, вынуждено осуществлять такие функции (строительство новых дорог, поликлиник и т. д.), но эти функции чаще всего связаны с созданием требуемой инфраструктуры, а не производства. Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода в категорию средних или крупных предприятий.
По существующему в России законодательству с 1996 г. к категории малых субъектов предпринимательской активности (малых предприятий) относятся как индивидуальные предприниматели, так и предпринимательские фирмы (организации) с предельной численностью всех категорий работающих до 15 человек. Для малых субъектов предпринимательской активности в России с 1996 г. установлена ставка единого налога (кроме того, введена упрощенная по сравнению с другими структурами система учета и отчетности). Налоговая ставка определяется в зависимости от налоговой базы. В качестве такой базы выступают совокупный доход или валовая выручка.
Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает осуществление:
1) непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги;
2) посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем виде от непосредственного производителя к потребителю.
«Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. А с другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера - общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т. е. посредничества. Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.). И то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.»[5, с.173]
Посредническая
1) увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;
2) ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;
3) насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил).
Информация о работе Организации малой предпринимательской деятельности в рыночной экономике