Организации малой предпринимательской деятельности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Цель данной работы выявить особенности и роли малого предпринимательства в рыночной экономике и охарактеризовать состояние малого бизнеса в Российской Федерации на сегодняшний момент. Автор, принимаясь за работу, хотел показать значение этой сферы предпринимательской деятельности для экономики России.
В ходе работы при изучении материала по данной теме были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать предпринимательскую деятельность, обозначив понятия, особенности и цели;

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………………...3 с.
Глава 1.Сущность и виды предпринимательской деятельности……………………….4 -14 с.
1.1 Предпринимательская деятельность: понятие, особенности, виды………4 - 5 с.
1.2 Классификация предпринимательской деятельности……………………5 – 13 с.
1.3 Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательской деятельности………………………………………...13 – 14 с.
Глава 2. Сущность и роль малого предпринимательства в рыночной экономике…15 – 25 с.
2.1 Сущность и отличительные характеристики субъектов малого предпринимательства………………………………………………………...15 – 17 с.
2.2 Место и роль малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран……. ………………………………………………………………………………….18 – 25 с.
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации………...26 – 34 с.
3.1 Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России………………………………………………………………………….26 – 30 с.
3.2 Основные тенденции развития малого предпринимательства в России.30–34 с.
Заключение……………………………………………………………………………...35 – 37 с.
Список использованной литературы………………………………………………………..38 с.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

приближение производства товаров  и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной перестройке  экономики. Малое предпринимательство  придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

привлечение личных средства населения  на развитие производства. Партнеры в  малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

создание дополнительных рабочих  мест, сокращение уровня безработицы;

способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для  которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

активизация научно-технического процесса;

освоение и использование местных  источников сырья и отходов крупных производств;

   содействие крупным предприятиям  путем изготовления и поставки  комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих  производств;

   освобождение государство  от низкорентабельных и убыточных  предприятий за счет их аренды и выкупа;

   Все эти экономические  и социальные функции малого  предпринимательства ставят его  развитие в разряд важнейших  государственных задач, делает  его неотъемлемой частью реформирования  экономики России.

   Практика показывает, что  технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяется эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад в экономику страны.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации

3.1 Основные виды государственной  поддержки малого предпринимательства  в России

   Главные проблемы развития современного российского бизнеса зависят от характера и содержания экономической политики и от его поддержки государством. Поэтому экономистами были сделаны выводы по поводу существования нескольких системных проблем в организации государственной поддержки малого бизнеса, как на федеральном уровне, так и на муниципальном.

   Во-первых, проблема номер  один в развитии предпринимательства  – это административные барьеры. Ее недостаточная решенность многократно увеличивает издержки бизнеса. В этих условиях малый бизнес был вынужден уходить внеправовую сферу: ввозить товары в страну контрабандным путем, занижать объемы ввозимых товаров, скрывать реальный доход от налоговых органов. Все это происходило, потому что легальная деятельность отечественного малого бизнеса отличалась крайне высокими издержками. Так, когда Всероссийский центр изучения общественного мнения в декабре 2007 г. проводил опрос среди предпринимателей, оказалось, что 63% респондентов были убеждены, что для формирования новых предприятий сложившаяся в стране бизнес-среда является скорее помехой, нежели благоприятствующим фактором. И такой результат является следствием бесчисленных нарушений прав бизнеса.

   Создание благоприятных  условий для доступа к финансам, недвижимости, информации, интеллектуальным ресурсам – таков главный фактор, который будет влиять на развитие малого бизнеса, на его конкурентоспособность.

   Сейчас в общем количестве  экономически активного населения  предприниматели составляют около  17%. В странах Европы этот показатель в 3-4 раза выше. Главной проблемой сложившегося положения Л.А. Колесникова считает тот факт, что большинство программ развития малого и среднего бизнеса сыграли, скорее, политическую роль, а неблагоприятные условия в целом условия функционирования малых предприятий не изменились.

Вместе с тем набирают силу и  противоположная тенденция. В последние  годы произошло существенное изменения  процедуры регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей. Теперь государственную регистрацию  осуществляет единый орган – Федеральная налоговая служба РФ. Сформирован закрытый перечень базовых документов, предоставляемых при государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, закреплен максимальный срок регистрации – 5 дней. Сокращены сроки предоставления лицензии с 60 до 45 дней, уменьшен перечень предоставляемых для получения и переоформления лицензии документов, введен механизм упрощенного порядка лицензирования отдельных видов деятельности при заключении договора страхования гражданской ответственности. Усовершенствована система  предоставления информации по вопросам лицензирования. Теперь лицензирующие органы обязаны формировать открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы в сети общего пользования. В соответствии с новыми нормативными документами приостановление действия лицензии будет возможно лишь на основании решения суда.

   С целью реформирования  системы государственного контроля  в 2006 г. разработан и в настоящее  время проходит согласование  проект федерального закона, защищающего права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля. Документ предусматривает устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику и передачу ряда государственных функций организациям саморегулирования. Также предполагается разделить задачи надзора и контроля. Надзор будут осуществлять государственные органы. А контроль будет сведен к проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемые самими субъектами рынка. Такое разграничение исключит прямое и косвенное финансирование органов государственного контроля за счет предпринимателей. Предполагается замена обязательной сертификации декларированием соответствия более чем по 300 позициям.

   В целом указанные меры  Правительства Российской Федерации по устранению административных барьеров, позволяют от части снизить финансовые издержки малых предпринимателей. Но их явно недостаточно для исправления сложившейся ситуации. Сейчас более действенно размещение государственных заказов у субъектов малого бизнеса в размере 15% от общего объема поставок товаров, выполнения работ и указания услуг.

   При анализе последних  маркетинговых исследований, опросе 5583 субъектов малого бизнеса и  117 государственных заказчиков, выяснилось, что малое и среднее предпринимательство представлен практически во всех отраслях, где размещаются государственные заказы. При этом большинство субъектов малого бизнес готово к участию в торгах при цене лота до 3 млн. руб.

   По оценке Минэкономразвития  России, в интересах поддержки малого бизнеса государство в 2007г. прогнозировало содействовать формированию спроса на государственные закупки для федеральных государственных нужд в размере 132 млрд. руб. Из них на долю малого бизнеса приходилось 141 млрд. руб. Доступ к государственному заказу позволит увеличить сбыт продукции малых предприятия как минимум на 4% (273 млрд. руб.). Также довольно важным элементом поддержки малого предпринимательства может стать доступ к муниципальному заказу. Закупки продукции для муниципальных нужд в 2007 г. прогнозировались в объеме 534 млрд. руб. Соответственно обязательная доля малого бизнеса должна была составить 80 млрд. руб.

   Также либерализация налогового законодательства призвана сыграть существенную роль в улучшении положения малого бизнеса.

   В настоящее время в  налоговом кодексе РФ для субъектов  малого предпринимательства введены  единые сельскохозяйственный налог  и единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности, используется упрощенная  система налогообложения. Выбор системы налогообложения является добровольным. Предприниматель может согласиться на обложение его доходов, что предполагает уплату единого налога по ставке 6% от выручки. Может также выбрать обложение разности между доходами и расходами, что предполагает уплату единого налога по ставке 15%.

   Уплата единого налога  заменяет уплату налога на  прибыль (подоходного налога), налога  на добавленную стоимость, налог  на имущество независимо от  объекта налогообложения. А вместо  единого социального налога предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы в Пенсионный фонд.

   Применение единого налога  не вмененный доход позволяет  субъекту предпринимательства точно  планировать ежегодные налоговые  платежи, поскольку размер  налога не зависит от фактических результатов деятельности. Поступления от единого налога на вмененный доход имеют тенденцию постоянного роста (в среднем на 50% в год). В настоящее время число плательщиков единого налога на вмененный доход составляет в России 1850 тыс. человек. Из них 91% - индивидуальные предприниматели.

   Однако упрощенная система  налогообложения среди мелких  предпринимателей не получила  всеобщего распространения. Она  мешает состыковке интересов  и создает помехи ведению стандартного  бухгалтерского и налогового учета.

   С 1 января 2006 г. в систему  налогообложения введен единый  налог на вмененный доход (ЕНВД). Базовая доходность, являющаяся  основной для расчета ЕНВД, устанавливается  Налоговым кодексом Российской  Федерации и является единой для всех территорий.

   С 1 января 2006 г. вступили  в силу изменения, внесенные  в Налоговый кодекс, определяющие  порядок взимания налогов по  упрощенной системе налогообложения.  Они предполагают наличие патента  у индивидуальных предпринимателей, работающих без наемных работников. Патент предусмотрен для 58 видов деятельности (ремонт обуви, пошив одежды, фото услуги). Рассчитывается налог для каждого вида деятельности по индивидуальной формуле. Согласно ей определяется потенциальный доход, который облагается по ставке 6%. Патент применяется на добровольной основе. Его можно приобрести на квартал, полугодие, девять месяцев или год.

   Основные преимущества такого  режима состоят в выходе предпринимателей  из неправовой среды, более  высокий уровень защищенности  от произвола контролирующих органов. Но к сожалению патентная система относительно активно используется всего лишь в нескольких регионах страны (в Москве, Калининградской и Оренбургской областях). 

   В современном российском  обществе объединения предпринимателей выступают весьма важным элементом системы. К настоящему времени в России сформировалось, по разным оценкам, от 1500 до 2500 межотраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях. Крупнейшими организациями федерального масштаба являются Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

   В этот процесс включается  и государственная власть. Так,  при Правительстве РФ создан  совет по конкурентоспособности  и предпринимательству. В нем  доля представителей бизнеса и объединений предпринимателей составляет 80%. При Минэкономразвития России действует экспертный совет по развитию предпринимательства.

   Однако в целом участие  самих предпринимателей и их  объединений в общественной деятельности  пока можно оценить как недостаточное. Более динамичное развитие объединений предпринимателей может быть обеспечено путем использования механизма обязательных консультаций государственных органов с объединениями предпринимателей.  

   Одним из основных факторов  роста числа малых предприятий является обеспечение для них доступа к финансовым ресурсам. По данным Всемирного банка, по объему кредитования малого бизнеса Россия занимает 148-е место в мире. При этом кредиты банков не только малым предприятиям, но и другим хозяйствующим субъектам в настоящее время занимает весьма скромную долю в источниках финансирования бизнеса. В целом банковский капитал в общем объеме инвестиций малого бизнеса составляет чуть более 6%. Это объясняется рядом причин. В частности, при принятии решения о выдаче банком кредита малому предприятию строжайше учитывается его финансовое состояние, обеспечение кредита и кредитная история заемщика. Поэтому, как правило, объектами кредитования являются те малые предприятия, которые уже зарекомендовали себя на рынке, умело ведут бизнес и имеют хорошую кредитную историю.

   Но с другой стороны  и сами предприниматели не  очень охотно прибегают к кредитам, ориентируясь в основном на  свои средства. Тем не менее,  около 15% малых предприятий уже  на этой стадии активно привлекают банковские кредиты.

   В последние годы все  больше предпринимателей пользуется  услугами кредитных кооперативов. Правда, сегодня они удовлетворяют  лишь менее 5% спроса. В основном  на первичном этапе становления  услуги кооперативов приемлемы  для малых предприятий. Относительно крупные инвестиционные проекты кредитные кооперативы не способны профинансировать.

   В 2006 г. 574 банка предоставили  кредитов  индивидуальным предпринимателям  на 115,5 млрд. руб. Так как при  кредитовании малого бизнеса  степень риска возрастает, и уровень конкуренции в этой области между банками  маленький, различия в процентных ставках для малого и большого бизнеса сохраняется и в настоящее время(17-18% и 10-12% соответственно).

   В качестве положительного момента следует отметить, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к сокращению размеров ставок по кредитам малому и среднему бизнесу. Это во многом объясняется тем, что руководство государства, федеральные органы власти предпринимают немало усилий по совершенствованию законодательства в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. Такую работу совместно с Центральным банком ведет, в частности, Минэкономразвития России.

Информация о работе Организации малой предпринимательской деятельности в рыночной экономике