Организации малой предпринимательской деятельности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Цель данной работы выявить особенности и роли малого предпринимательства в рыночной экономике и охарактеризовать состояние малого бизнеса в Российской Федерации на сегодняшний момент. Автор, принимаясь за работу, хотел показать значение этой сферы предпринимательской деятельности для экономики России.
В ходе работы при изучении материала по данной теме были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать предпринимательскую деятельность, обозначив понятия, особенности и цели;

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………………...3 с.
Глава 1.Сущность и виды предпринимательской деятельности……………………….4 -14 с.
1.1 Предпринимательская деятельность: понятие, особенности, виды………4 - 5 с.
1.2 Классификация предпринимательской деятельности……………………5 – 13 с.
1.3 Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательской деятельности………………………………………...13 – 14 с.
Глава 2. Сущность и роль малого предпринимательства в рыночной экономике…15 – 25 с.
2.1 Сущность и отличительные характеристики субъектов малого предпринимательства………………………………………………………...15 – 17 с.
2.2 Место и роль малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран……. ………………………………………………………………………………….18 – 25 с.
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации………...26 – 34 с.
3.1 Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России………………………………………………………………………….26 – 30 с.
3.2 Основные тенденции развития малого предпринимательства в России.30–34 с.
Заключение……………………………………………………………………………...35 – 37 с.
Список использованной литературы………………………………………………………..38 с.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

Подавляющее большинство фирм являлось мелкими и мельчайшими. Так фирм, имеющих 1-2 работников, насчитывалось почти 1.6 млн., фирм, имеющих 3-5 человек, - 173 тыс., 6-9 работников – 190 тыс., 11-19 человек – 140 тыс. 

В 1980-1989 гг. появилось 1.9 млн. новых  фирм, а по какой-либо причине прекратило существование 1.5 млн. В это десятилетие прирост компаний в Британии составил 29%.

Малому бизнесу также поспособствовала активная денационализация и приватизация, которая к концу 1989 г. затронула 1/3 всех предприятий в госсекторе, а  также массовая распродажа домов и квартир.

Благодаря малому бизнесу расширяется рынок труда. Эта сфера предпринимательства  предоставила 290 тыс. рабочих мест, а  это 48% всего прироста за год.

В обрабатывающей промышленности доля малых предприятий  составляет 27%, в строительстве – 38%, в транспорте и коммунальных услугах – 10%, в торговле – 69%, в здравоохранении – 18%, в сфере бытовых услуг и досуга – 23%, в сфере деловых услуг 13%.  

С точки зрения организационно-правовых форм в Британии преобладают индивидуальные компании, акционерные общества и партнерства.

Довольно часто  владельцы мелких фирм используют в  качестве места для работы собственное  жилье (до 35%), особенно в первые годы работы. На таких предприятиях трудятся обычно не более 5 человек (70% фирм).

В Германии, где малой считается фирма с числом занятых до 49 человек и годовым оборотом до 1 млн. евро, а средней - с числом занятых 50-499 человек и оборотом не более100 млн. марок, насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые про изводят до 50% валового национального продукта.

В сфере мелкого  и среднего бизнеса занято l/3 всего  экономически активного населения  и 4/5 проходящих производственное обучение. Мелкие и средние предприятия  играют существенную роль на рынке труда: в 1999 г. 80% всех новых мест в промышленности приходилось на предприятия с числом занятых менее 20 чел.

Малые и средние  фирмы не уступают крупным в организации  менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. На малый бизнес приходится значительная часть открытий и инноваций.

В Португалии малые  и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. В 1999 г. компании с числом занятых менее 10 человек составляли здесь 70% всех промышленных предприятий, а фирмы  с числом занятых 500 человек - лишь 0,4%.

В Италии малые  и средние компании, число которых  превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики  страны. Они уже доказали свою способность  обеспечить высокий уровень конкурентоспособности  экспортной продукции.

Исторически слабые позиции монополистического капитала создали в Италии экономическое пространство для широкого развития кооперативов. Доля кооперативов в формировании валового национального продукта многих промышленно развитых стран составляет от 3 до 5%, в Италии же к середине 1980-х гг. этот показатель превысил 10%. В то время насчитывалось более 131 тыс. кооперативов; большая часть (67,2%) - официально зарегистрированные, на которых занято около 36% всего экономически активного населения.

Кооперативные организации представлены практически во всех отраслях и сферах экономики: сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, кредитно-финансовой системе, страховании, торговле, на транспорте.

Крупными кооперативными образованиями  национального масштаба являются три центра: Национальная лига кооперативов и касс взаимопомощи (НЛККВ), Конфедерация итальянских кооперативов (КИК) и Всеобщая ассоциация итальянских кооперативов (ВАИК). Каждый из этих центров представляет собой многоотраслевое образование. Объединяя около 30% первичных кооперативов, центры создают 60% добавленной стоимости кооперативного сектора.

Позиции кооперативного сектора за последние годы усилились благодаря  постепенной реорганизации. Так, Ассоциация потребительских кооперативов обслуживается пятью консорциумами. Она контролирует работу 1,6 тыс. первичных кооперативов, объединяющих 1,9 млн. человек. Объем продаж превышает 4 млрд. дол. Основная цель ассоциации - защита покупательной способности и здоровья потребителей - достигается благодаря совершенствованию вертикальной структуры сбыта, организации новых форм розничной торговли. В рамках ассоциации действуют 18 центров оптовых закупок, они заключают ежегодные контракты с поставщиками продукции.

А теперь рассмотрим отраслевой аспект развития малого бизнеса.

Во всех промышленно развитых странах  очень велика роль сферы услуг, в  которой занято около 60% рабочей  силы (отметим для сравнения, что  в России этот показатель не превышает 30%). За последнее десятилетие только в секторе бытового обслуживания населения было создано более 50% всех новых рабочих мест.

В США, например, на сферу услуг  приходится более 1/3 объема продаж. В 1988 г. в ней было занято 80,5 млн. человек, что составляет 70% всей рабочей силы.

Бурное развитие малого бизнеса  в торговле и сфере услуг связано, прежде всего с низкой начальной капиталоемкостью начинаний. Так, предпринимателю, решившему открыть небольшой магазинчик, будет достаточно стартового капитала в несколько тысяч долларов и не потребуется особой профессиональной подготовки.

«Кроме того, создание малых предприятий  в сфере услуг нередко связано  с частичной диверсификацией  крупного бизнеса (выделение таких  функций, как охрана, эксплуатация, ремонт, послепродажное обслуживание и др.).

Довольно часто высококвалифицированные работники крупных корпораций, накопив некоторый капитал, открывают собственное дело (ремонтные мастерские, гаражи, предприятия коммунального обслуживания, небольшие гостиницы и т.д.).»

[1, с.26]

В промышленности небольшие фирмы  действуют во всех подотраслях и представлены как в традиционных, так и в самых передовых сферах производства. Общее машиностроение и генная инженерия, текстильная промышленность и микроэлектроника- всюду присутствует и успешно функционирует малый бизнес. Более того, с небольшими динамично развивающимися компаниями во многих странах связывают надежды на ускоренное развитие перспективных видов производства.

Разумеется, малые промышленные предприятия  обладают разным техническим потенциалом. Мелкие фирмы, которые внедряются в  передовые подотрасли, стремятся оснастить производство самой совершенной техникой. Поэтому бывает, что небольшая промышленная фирма располагает наисовременнейшими компьютерами, многофункциональным оборудованием, обрабатывающими центрами.

Мелкие предприниматели, выступающие в роли партнеров крупных корпораций, получают сведения о планах на ближайшие пять-шесть лет, что помогает подрядчикам и поставщикам активно участвовать в разработке заказанных им узлов, деталей, комплектующих изделий, давать рекомендации с учетом своей производственной компетенции. Вся система субподрядных работ находится в непрерывном движении и обновлении.

Сказанное позволяет сделать вывод  об определенной зависимости крупного бизнеса от малого. Например, на долю комплектующих изделий в общей  стоимости легковых автомобилей, выпускаемых германскими корпорациями «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц» приходится 60%. Аналогичный показатель у американских корпораций «Форд» и «Дженерал моторс» равен 50%, а у ведущих автомобильных компаний Японии «Тойота» и «Ниссан» превышает 70%. В Германии на долю субподрядчиков приходится 45% общего объема производства в транспортном машиностроении, 70-80% - в сталелитейной промышленности, а в целом в обрабатывающей промышленности - более 25%.

Трудно переоценить роль малого предпринимательства в сфере инноваций.

Несмотря на ограниченность ресурсов, инновационные фирмы играют большую  роль в воплощении многих достижений научно-технического прогресса. В США, например, за последние годы около 50% всех промышленных изобретений сделано малыми фирмами. В малых фирмах были созданы такие значительные новшества, как микропроцессор, персональный компьютер, интерферон. Небольшие компании активно и успешно разрабатывают средства программного обеспечения.

В условиях острой товарной конкуренции, когда решающим фактором становятся темпы обновления ассортимента, малые фирмы проявляют изрядную мобильность и гибкость. Как правило, прерогатива таких компаний - это начальные стадии внедрения новшеств, за крупными же фирмами остаются более капиталоемкая стадия развертывания производства.

По данным Национального научного фонда США, в расчете на один доллар, вложенный в научно-исследовательские разработки, малые фирмы (до 500 занятых) дали вчетверо больше новинок, чем средние компании (до 1000 занятых), и в 24 раза больше, чем крупные корпорации (свыше 10 тыс. занятых). В расчете же на одного занятого результативность разработок небольших компаний вдвое выше, чем у крупных корпораций.

Столь большой разрыв достигается  не только за счет экономии на малых масштабах производства, но и благодаря невысокому уровню издержек, связанных с обеспечением и обменом информацией (небольшой коллектив гораздо быстрее воспринимает и генерирует новые идеи), а также лучшей координации действий и более оперативному принятию решений.

Наряду с инновационными фирмами  в сфере внедрения технических  и технологических новинок действуют  еще более перспективные и  мобильные венчурные (рисковые) компании. Именно о них чаще всего пишут  в газетах, именно в них стремятся  вкладывать средства инвесторы. Фирмы такого рода зачастую создаются как инновационные, но отличаются от последних существенно более высокими темпами роста. За 5-10 лет после основания фирмы численность ее сотрудников может возрасти до 500 чел. Венчурные компании обычно быстро превращаются в акционерные или же вливаются в другие, более мощные фирмы.

«Зародившись в 1970-е гг., когда объективный ход научно-технического прогресса и структурные сдвиги в экономике потребовали не только сближения науки и производства, но и создания адекватного механизма кредитования и финансирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений и вообще любых нововведений, сопряженных с риском, но перспективных, венчурный бизнес вылился в несколько десятков организационных форм, специфика которых определяется прежде всего специализацией фирмы.» [1, с.28]

В США, например, действуют венчурные  компании трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпораций); независимые  и частные инвестиционные компании малого бизнеса; действующие под эгидой Администрации по делам малого бизнеса. На первые два типа приходится около 600 компаний, на третий - около 500.

Венчурный бизнес можно охарактеризовать как аккумулирование финансовых средств из различных источников (70% совокупного рискового капитала США составляют средства корпораций, индивидуальных вкладчиков и пенсионных фондов) для завершения научно-технических проектов, сулящих высокие прибыли.

Рынок ссудных капиталов, т.е. банки  и кредитные учреждения, обычно ориентированы на минимальный кредитный риск, что ограничивает возможности финансирования инновационных проектов. Доступ на рынок ценных бумаг для вновь созданных малых фирм перекрыт жесткими требованиями к срокам существования компании (3-5 лет), величине активов, размерам минимальной эмиссии. Эти и другие причины и привели к появлению нового вида финансовой деятельности - венчурного бизнеса.

Рисковые проекты реализуются  усилиями трех сторон: разработчика нового товара или технологии, венчурной  фирмы и инвесторов.

Как правило, венчурная фирма обращается к инвесторам на стадии появления  опытного образца будущей серийной продукции, в основе которой лежат  принципиально новые технические  или технологические решения. После  научной и коммерческой экспертизы инвестору предлагают рискнуть капиталом под гарантии венчурной фирмы в видах получения высоких барышей.

Под выделенные деньги разработчикам  предлагается в кратчайшие сроки  довести изделие до промышленного  образца. Обычно при рисковом финансировании на это уходит не более 6-9 месяцев вместо обычных 18-24.

Но бывает и по-другому: на первом этапе инвестируется идея, на втором организация производства, на третьем  компания уже производит продукцию, но еще не приносит прибыли, а на четвертом, после продвижения новшества  на рынок, или становится самостоятельной, или поглощается крупной фирмой. Весь процесс может занять от 5 до 10 лет.

Только в США ежегодно образуется примерно 50 тыс. рисковых фирм, половина которых в течение года готова представить потребителям новые  товары и услуги.

Все изложенное выше свидетельствует, что малое предпринимательство  несет в себе огромный потенциал  для развития экономики и общества в целом.

Мировая практика убедительно свидетельствует  о том, что в даже странах  с  развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.

Как правило, развитие малого бизнеса  является условием развития следующих  проблем:

формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

расширение ассортимента и повышение  качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

Информация о работе Организации малой предпринимательской деятельности в рыночной экономике