Организации малой предпринимательской деятельности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Цель данной работы выявить особенности и роли малого предпринимательства в рыночной экономике и охарактеризовать состояние малого бизнеса в Российской Федерации на сегодняшний момент. Автор, принимаясь за работу, хотел показать значение этой сферы предпринимательской деятельности для экономики России.
В ходе работы при изучении материала по данной теме были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать предпринимательскую деятельность, обозначив понятия, особенности и цели;

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………………...3 с.
Глава 1.Сущность и виды предпринимательской деятельности……………………….4 -14 с.
1.1 Предпринимательская деятельность: понятие, особенности, виды………4 - 5 с.
1.2 Классификация предпринимательской деятельности……………………5 – 13 с.
1.3 Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательской деятельности………………………………………...13 – 14 с.
Глава 2. Сущность и роль малого предпринимательства в рыночной экономике…15 – 25 с.
2.1 Сущность и отличительные характеристики субъектов малого предпринимательства………………………………………………………...15 – 17 с.
2.2 Место и роль малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран……. ………………………………………………………………………………….18 – 25 с.
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации………...26 – 34 с.
3.1 Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России………………………………………………………………………….26 – 30 с.
3.2 Основные тенденции развития малого предпринимательства в России.30–34 с.
Заключение……………………………………………………………………………...35 – 37 с.
Список использованной литературы………………………………………………………..38 с.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

 

3.2 Основные тенденции развития  малого предпринимательства в  России 

   Одной из приоритетных задач деятельности Правительства Российской Федерации в Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Численность малых предприятий  в России в расчете на 100тыс. человек  населения достигла 682,5 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2004г. на 25,9 ед. В то же время в странах - членах ЕС данный показатель составляет не менее 3тыс. (пoказатель включает все юридические лица с числом занятых не более 250 чел.). Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы: на 100 тыс. жителей этих городов приходится 2 и 2,3 тыс. малых предприятий соответственно. Самые низкие показатели плотности малого предпринимательства в Эвенкийском, Корякском и Усть-ордынском, Бурятском автономных округах. Но радует и то, что положительная динамика роста малых предприятий все-таки наметилась в 2002г. Ежегодное падение на 2-4% численности предприятий было остановлено, и за год их прирост составил 4,5%.

    Изменение ситуации обусловлено общей благоприятной макроэкономической ситуацией - валовой внутренний продукт за рассматриваемый период увеличился в 4,5 раза и мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в 2002-2004 гг.:                                                                                          упрощение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа «одного окна»;

установление специальных налоговых  режимов;

введение 3-летнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий;

введение упрощенной формы статистической отчетности.

   Учитывая данные факторы,  Правительство РФ на среднесрочную  перспективу должно поставить  три основные задачи:

  1. обеспечение роста количества субъектов малого предпринимательства на 5-10% в год (50-70 тыс. новых юридических лиц);
  2. обеспечение роста занятых на малых предприятиях на 5-7% в год (не менее 400 тыс. новых рабочих мест);
  3. увеличение вклада субъектов малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 20% к 2010 г.

   Также известно, что общая  занятость в малом бизнесе  составляет около 16 700 тыс. человек,  что составляет 24,5% от общего числа  занятых в экономике. Эта цифра  получается из суммирования числа  работающих как у индивидуальных  предпринимателей, так и на юридических лиц.  

   У  индивидуальных предпринимателей  нет права делать записи в  трудовых книжках наемных работников, также они обязаны регистрировать  трудовые договоры в органах  местного самоуправления, а нерешенность  вопросов социального и пенсионного обеспечения, как самих предпринимателей, так и членов их семей, вынуждает их не оформлять официально наемных работников.

   Законодательное регулирование  трудовых отношений и пенсионного  обеспечения субъектов малого  предпринимательства и занятых у малых предпринимателей наемных работников содержит ряд особенностей:

   Трудовой кодекс Российской  Федерации предоставил дополнительные  возможности для заключения срочных  трудовых договоров с лицами, поступающими на работу в организации-субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - до 25 работников), а также к работодателям - физическим лицам;

   Федеральным законом от 15.12. 2001 «Об обязательном пенсионном  страховании» установлена упрощенная процедура расчета взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей в виде фиксированного платежа в размере 150 руб. в месяц.

   Учитывая изложенное, Правительство  Российской Федерации должно поставить две основные задачи:

  1. легализация и вывод из «тени» трудовых отношений для занятых у субъектов малого предпринимательства:
  2. содействие созданию микропредприятий с численностью занятых до 15 человек.

   Торговля и сфера услуг  являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится более 72 % оборота всех малых предприятий выпускаемой сектором продукции. Промышленность и строительство - на втором месте (13,6 и 7 %). По имеющимся оценкам Росстата, малые предприятия производят более 30 % витаминизированной цельномолочной продукции, 50-60 % металлопластиковых окон и дверей. Аналогичная ситуация сложилась и в строительстве. В настоящее время свыше 97 % от числа организаций, осуществляющих экономическую деятельности в строительстве, составляют малые предприятия. На долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) приходятся весьма значительные объемы производства (60% валовой продукции).

   Следовательно, целесообразно  изменение структуры видов деятельности  малых предприятий и стимулирование развития малых предприятий в образовательной сфере, здравоохранении, жилищно-коммунальной сфере, науке, транспорте, связи.

      Необходимо отметить возрастающую роль сотрудничества малых предприятий с лизинговыми компаниями. По данным исследования журнала «Эксперт» за 2005 г., доля сделок лизинговых компаний с малым бизнесом удвоилась (доля в портфеле сделок выросла с19 до 38%) и достигла 7 800 млн. руб. Однако в общей доле инвестиций операции лизингом оборудования составляют только 6,4%. Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо предусматривать механизмы содействия развитию лизинговых отношений в интересах малого предпринимательства, в том числе с использованием средств соответствующих бюджетов.

   Распространенном является мнение об очень низком вкладе малого предпринимательства в ВВП (11-12%), особенно при сопоставлении с развитыми странами. Но при сравнении вклада российского малого бизнеса и бизнеса в европейских странах следует учитывать, что критерии, применяемы в странах ЕС, США и России, несопоставимы. В России к категории малых относятся предприятия с предельной численностью 100 человек, а в странах ЕС оценивается общий вклад микропредприятий (до 10 человек), малых (11-50) и средних предприятий (51-250 в ЕС, 51-500 человек в США). Также официальная статистика учитывает показатели только юридических лиц, вклад предпринимателей без образования юридического лица учитывается на основе экспертных оценок. Ввиду того, что индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности предоставления статистических данных, вклад данного вида бизнес - деятельности оценивается на основе выборочных ежеквартальных обследований. Несмотря на это, можно с уверенностью говорить, что малый бизнес утвердился как важный элемент экономики России, закрепив за собою выполнение как экономических, так и социальных функций.

   Торгово-промышленная палата Российской Федерации в 2005 г. провела исследование "Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации”. Базовым моментом при выработке критериев была необходимость разграничения статистического и «политического» критериев. Статистический критерий должен охватывать весь сектор малого и среднего предпринимательства с выделением наиболее типичных поведенческих групп, например микро-, малый и средний бизнес. Вводимый статистический критерий должен быть постоянным и единым для всех субъектов Российской Федерации. «Политический» критерий должен уточнять в рамках статистического критерия те группы субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются приоритетным объектом государственной поддержки.

   Согласно проводимому опросу предпринимателей, бизнес в зависимости от его размера оказался наиболее чувствителен к следующим элементам функционирования, определяемым преимущественно условиями внешней среды:

   доступ к финансированию (проблема получения кредитов, займов);

   процедуры приобретения  зданий, сооружений, помещений для  целей бизнеса; 

   валютное регулирование;

   проверки МВД; 

   процедуры регистрации прав  интеллектуальной собственности; 

   процедуры аренды зданий, сооружений, помещений для целей  бизнеса; 

   процедуры антимонопольного  регулирования; 

   ставка процента за привлекаемые  финансовые ресурсы;

   меры местных властей,  препятствующие конкуренции; 

   процедуры доступа к производственной  инфраструктуре;

   судопроизводство;

   процедуры создания нового  бизнеса (регистрация и постановка  на учет);

   уровень квалификации занятых  в бизнесе.

   Поэтому для улучшения  качества работы малого бизнеса,  образования однородного сектора  с равными возможностями доступа  к ресурсам предприятиям разного  масштаба, Правительство РФ должно  пересмотреть критерии выделения  малых предприятий:

   микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек;

   малые предприятия –  16-100 человек;

   средние предприятия –  101-250 человек.

   Также в целях формирования  программ поддержки предпринимательства  нужно предусмотреть возможность  введения дополнительных критериев для выделения специальных групп, в том числе по годовому обороту или итоговой сумме годового баланса. 

  

  

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

  

           

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   На современном этапе  развития российской экономики  существует множество различных  структур предпринимательской деятельности, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Но главная цель, которую преследуют люди, выбравшие данный вид деятельности, остается неизменной. Любой предприниматель стремится максимизировать прибыль своего предприятия. Но на сегодняшний момент из-за неустойчивого положения российского рынка человек, хозяйствующий в какой-либо сфере деятельности, в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах уже зачастую довольствуется предпринимательским (личным)  доходом, который иногда не превышает размера заработной платы высококвалифицированного наемного менеджера. Поэтому в современных условиях предпринимательством можно считать всякую инициативную деятельность, проводимую в целях получения дохода в условиях риска,  главной функцией которой является доведение товаров (услуг и работ) до потребителей и получение за это материального и морального удовлетворения. Одним из самых проблемных видов предпринимательства в Российской Федерации является малый бизнес.

   Существуют разные критерии  отнесения предпринимательства  к разряду «малые». В каждой  стране они различаются друг  от друга, но, несмотря на это,  отнесение  какой-либо фирмы  по этим критериям к малому  предпринимательству дает ей  налоговые послабления и возможность воспользоваться государственной поддержкой. За последние годы эта сфера деятельности стала намного чаще привлекать внимание Правительства РФ. Разработка и подготовка программ, связанных с решением проблем этой, пока не столь многочисленной, но очень значимой для развития российской экономики, группы предприятий и фирм, занимает свое законное место в начале списка. Подобные движения в направлении развития малого бизнеса начали происходить, потому что Правительство стало осознавать важность отлаженного механизма функционирования  малого бизнеса. На примере развитых стран, становление малого предпринимательства в которых происходило в 70-х - 80-х гг., можно увидеть тот нереализованный потенциал малого бизнеса в России и уровень, которого он может достичь в будущем при правильной социальной, политической и экономической политике. В США, например, число фирм, с количеством занятых не более 20 человек, составляет 87%, а с количеством занятых рабочих до 500 человек (малые предприятия) – 99%. Их доля в ВВП страны составляет 70%, тогда как в России доля в ВВП малого бизнеса составляет всего 15%, а количество малых предприятий с числом занятых до 100 человек равно по итогам 2008 г. 1,1 млн. Тогда как в США этот же показатель равен 15 млн. В Великобритании, Японии, Франции, Италии, Португалии и Германии показатели доли в ВВП малого бизнеса также высоки по сравнению с Россией. Наше отставание в этом вопросе также оказывает негативное влияние на развитие, машиностроения, текстильной промышленности, генной инженерии, микроэлектроники, науки в сфере инноваций. Во всех областях, в которых в развитых странах малое предпринимательство играет большую роль. Например, в США за последние годы около 50% всех промышленных изобретений сделано малыми фирмами. Практика показывает, что сегодня благодаря работе небольших предприятий образуется более совершенная ценовая и не ценовая конкуренция, повышение качества товаров и услуг, создания дополнительных рабочих мест, активизация научно-технического процесса, приватизация государственной собственности, структурная перестройка экономики. Благодаря этим процессам малый бизнес помогает реанимировать российскую экономику после ее краха в начале 90-х гг. И поэтому развитие малого предпринимательства – это важнейшая задача на сегодняшний момент, которую пытаются решить с помощью системы государственной поддержки.

   В нашей стране существует  ряд барьеров, преодолеть которые  начинающему предпринимателю весьма  непросто. И возвышается над всеми  административный барьер. Он многократно увеличивает издержки бизнеса. За ним идут проблемы связанные с законодательством, недоступностью финансовых ресурсов для малых предпринимателей, с недостаточным размещением государственных заказов у субъектов малого бизнеса, несмотря на то, что у последних есть и ресурсы, и возможности, и технологии для участия в торгах практически во всех отраслях, где размещаются государственные заказы. Но на данный момент Правительством РФ уже сделаны первые шаги в борьбе с этими барьерами. Благодаря изменению процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и передаче всех полномочий единому органу – Федеральной налоговой службе РФ, данная процедура стала намного проще и понятнее обычным гражданам. Также большое значение имеет закон, находящийся на стадии согласования, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля. Способствует лучшей организации деятельности и разнообразие налоговых ставок для малого бизнеса, и упрощение данной процедуры, и сведение ее к одному единому налогу, а не множеству различных, как для крупных компаний. Автор данной работы считает, что эти и др. проведенные преобразования существенно изменят положение малого предпринимательства в Российской Федерации и улучшат тем самым качество работы малых фирм, повысят выживаемость в условиях нестабильного российского рынка и поспособствуют открытию новых фирм и предприятий.

Информация о работе Организации малой предпринимательской деятельности в рыночной экономике