Основы безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание

Целью представленной работы является изучение основ безработицы в России.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты безработицы........................................5
1.1. Сущность и виды безработицы................................................5
1.2. Основные подходы к изучению проблем безработицы...................8
1.3. Уровень и продолжительность безработицы..............................14
Глава 2. Анализ уровня безработицы в России......................................18
2.1. Портрет российского рынка труда: фактический и официальный... 18
2.2. Современный взгляд специалистов на российский рынок труда и
прогнозы безработицы....................................................................22
Глава 3. Необходимость поиска эффективных методов борьбы с
безработицей................................................................................27
Заключение..................................................................................36
Список литературы................................................................................................38

Работа состоит из  1 файл

курсовая эк.теор..doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Что касается проблем, связанных с безработицей на российском рынке труда, то необходимо начать с устранения глобального дефицита достойного труда. Он выражается в отсутствии необходимых возможностей для обеспечения занятости, недостаточном уровне социальной защиты, несоблюдении прав в сфере труда и отсутствии социального диалога.

Нет большего приоритета, чем создание новых рабочих мест. Кризис массовой безработицы может быть преодолен только путем расширения производства и создания рабочих мест в новых областях деятельности. При этом фактическая стоимость дополнительных государственных расходов на создание новых рабочих мест обходится, как правило, гораздо дешевле поддержки пребывания определенной части трудящихся в состоянии безработных.

Преимущества глобальной экономики, сопутствующая государственная политика и благоприятная среда, стимулирующая развитие предпринимательства и предприятий, являются стимулами создания новых  рабочих мест. Это главные экономические рычаги реализации программы достойного труда.

Дефицит достойного труда относится к области, в которой быстрого прогресса во многих случаях можно добиться через законодательную деятельность государства и соответствующую политику развития.

Задача государства видится не в борьбе с безработицей, а в регулировании уровня экономической активности, и занятости. Необходимо четко понять, сколько мы хотим ввозить людей по миграционным каналам. А для этого нужно определить, занятость какого количества российских граждан мы намереваемся простимулировать.

Для повышения уровня занятости необходимо добиться привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата. Местной власти нужно создать благоприятные условия для компаний, чтобы они вкладывали средства в развитие производства. Также необходимо развивать инфраструктуру на местах и не только в крупных городах, как это сейчас принято.

Без реструктуризации экономики, ориентированной на интересы страны и ее граждан, модернизации производства, повышения его эффективности, ориентации на современные технологии, развития деловой культуры не обойтись.

В условиях обвального роста безработицы центральным направлением политики России должно быть бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Например, предприятия могут получать льготный кредит, соразмерный заработной плате дополнительно нанятых рабочих. При этом субсидирование дополнительной занятости будет компенсироваться снижением затрат на пособия безработным, а также увеличением налоговых поступлений от более полного использования рабочей силы.

К традиционным методам борьбы с безработицей относятся стимулирование перехода предприятий на неполную рабочую неделю (такие  предприятия должны поощряться налоговыми льготами), уменьшение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста, создание временных рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли.

С учетом прогнозируемых процессов на рынке труда России, нарастания числа регионов с критическим положением в сфере занятости, в рамках активной социальной политики необходимо предусмотреть специальные меры, направленные на активную мобилизацию свободного рынка труда. Необходимо также обеспечить уход с этого рынка значительной части экономически активного населения за счет эффективной профессиональной информации и профконсультации, за счет переобучения с последующим трудоустройством безработного и незанятого населения. В связи, с чем необходимо:

-                 введение мер по финансово-экономической и социальной поддержке территорий   с   критической   ситуацией   и   проектов,   способствующих стабилизации и развитию занятости;

-                                     введение   системы   гарантий   занятости   и   социальной   защиты персонала предприятий и организаций в условиях применения санационных процедур или массового высвобождения работающих;

-                                 совершенствование законодательства о занятости населения, и, прежде всего, с целью усиления защиты на рынке труда отдельных социальных групп населения, стимулирования незанятого населения к активному поиску работы;

-                               организацию и проведение эффективного мониторинга в сфере занятости с целью выявления кризисных явлений и оперативного принятия упреждающих мер.

Реформирование экономики России в перспективе должно обеспечить высокую конкурентоспособность отечественной продукции и услуг, выпускаемых российскими предприятиями и организациями, как основу их устойчивого экономического развития. Опыт развитых стран с эффективной рыночной экономикой показывает, что наиболее устойчивой базой конкурентоспособности является создание на предприятиях систем управления качеством производства, основанных на высокой профессиональной квалификации работников, мотивации и вовлеченности их в решение проблем совершенствования производства, на чувстве ответственности и преданности данной организации, ориентации на удовлетворение запросов потребителя.

Необходимо принимать все возможные меры по снижению безработицы, обеспечению занятости. Если же эти меры не приводят к успеху - пускать в ход систему социальной поддержки и защиты безработных.

В соответствии с федеральным законом от 10 января 2003г. №8 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О занятости населения в РФ» расширен спектр государственных гарантий безработным гражданам: они получили право на бесплатные услуги по психологической поддержке [32, с. 29].

Содействие занятости слабозащитных категорий безработных -чрезвычайно важное направление в деятельности Службы Занятости. Именно эта группа в наибольшей степени подвержена риску длительной безработицы, чреватой тем, что, помимо утраты источника средств к существованию, продолжительная личностная невостребованность приводит к апатии, а нередко - к социальной дезориентации и деморализации.

В случае невозможности трудоустройства длительно безработных по имеющейся специальности, необходима их профессиональная переориентация. В целом, мнений, относительно выбора методов борьбы с безработицей, так же как и взглядов на эту проблему, много. Вот некоторые из них.

По мнению главы федеральной службы по труду и занятости Максима Топилина, в стране сложилась «ненормальная ситуация», причем именно в бюджетной сфере. Заработная плата бюджетников сегодня лишь 50-60%  заработков в негосударственном секторе. Поэтому начинать надо именно отсюда: подтягивать заработки учителей, врачей и прочих бюджетников. Речь идет о 15 млн. человек - это практически каждый четвертый работающий.

Механическое повышение зарплаты в бюджетной сфере не даст никакого эффекта. По мнению Топилина, необходимо заняться реструктуризацией бюджетной сети, пересмотром условий работы.

Пошли на то, чтобы передать вопросы, связанные с финансированием средней школы и оплатой труда учителей в регионы. Чтобы власть могла на месте разобраться, и принято оптимальное решение. Причем вместе с передачей полномочий на места передаются и доходные источники. Главы муниципалитетов должны понять, что, получив самостоятельность, они получили и ответственность. Тем более что их заработная плата в 15-20 тысяч рублей, зачастую достаточно высока для регионов с невысоким уровнем жизни.

Есть регионы, в которых работать приходится особенно интенсивно, куда направляется много средств: Южный Федеральный округ, Дальний Восток, напряженным остается положение на Северном Кавказе, в Чеченской Республике, Осетии [16, с. 5].

Новое законодательство, по мнению Топилина, должно, прежде всего, создать условия для достижения соответствия между спросом на рабочую силу и предложением в интересах полного удовлетворения потребности населения в оплачиваемой работе, в том числе с помощью сохранения и создания новых эффективных рабочих мест.

Реализация закона должна способствовать прогрессивным структурным сдвигам в распределении зон эффективной занятости с достойным уровнем оплаты труда, повышению конкурентоспособности рабочей силы на основе развития системы непрерывного профобразования, включающей базовое и дополнительное, сведению к минимуму скрытой безработицы, теневой занятости и другой деформации на рынке труда.

             

Закон должен четко разграничить полномочия, функции, источники финансирования, сферы влияния в вопросах регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными, региональными и муниципальными органами власти [30, с. 55].

Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике А. Исаев, считает, что нужен такой закон, который гарантировал бы работу человеку и страховал бы его от безработицы. Кроме того, он уверен, что необходимо также привлечь к трудоустройству безработных частные кадровые агентства.

Чтобы не допустить обострения ситуации с безработицей, необходимы новые рабочие места (соответственно и приток инвестиций), развитие малого бизнеса. А здесь пока нет серьезных достижений. А пока «за бортом» остаются самые энергичные (от 20 до 29 лет), самые активные граждане.

Для экономического роста на основе модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.

Необходима быстрейшая структурная перестройка системы преобразования всех уровней, нужны четкие прогнозы потребности вложения бюджетных средств. Это актуальные задачи и для федеральных ведомств, и для региональных властей.

Нельзя не отметить реальной опасности того, что реформы трудового законодательства могут пойти по ложному пути - расширения и усложнения сети запретов и ограничений, безостановочного наращивания и ужесточения административного контроля.

Не в последнюю очередь это связано с тем, что в поле зрения многих участников законодательного процесса попадает только официальный портрет российского рынка труда, а не фактический. Это необходимо обязательно учитывать при выборе методов борьбы с безработицей, считает Р.Капе лю пшиков - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, заместитель директора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ [10, с. 87].

Евгений Гонтмахер - руководитель Департамента Социального развития Аппарата Правительства РФ, утверждает: «Нельзя прятать голову в песок от страха перед масштабной безработицей в надежде, что ситуация разрешится сама собой. Потребуются огромные государственные средства, специальная федеральная программа, которую уже сейчас надо разрабатывать, не дожидаясь. Когда грянет гром. Ясно, что наш бюджет не богат, но необходим стратегический прогноз хотя бы на пять лет вперед, чтобы ранжировать цели и наметить последовательность расходования бюджетных средств».

Назрела необходимость разработки и реализации в каждом субъекте Федерации молодежной кадровой политики, основывающейся на развитии профориентации, трудового воспитания, профессионального образования, повышении эффективности использования потенциала молодых рабочих и специалистов.

Представляется, что основными ориентирами государственной политики в области занятости, развития и рационального использования профессиональных ресурсов должны быть:

S последовательное формирование макроэкономических условий для роста занятости населения и преодоления дефицита рабочих мест путем сохранения перспективных и создания новых рабочих мест;

S разработка и координация национальной, региональных и отраслевых программ развития трудовых ресурсов, предусматривающих оптимальное соотношение начального, среднего и высшего профессионального образования, их ориентацию на потребности рыночной экономики;

S     совершенствование внутрифирменного обучения персонала;

S     расширение предпринимательства и других форм самозанятости населения;

•S развитие системы профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и мобильности на рынке труда;

S совершенствование дополнительного и непрерывного образования как наиболее эффективного средства поддержания высокого качества профессиональных ресурсов общества;

S формирование государственной системы профориентации и психологической поддержки граждан как важнейшего средства профессионального самоопределения молодежи, усиления ее трудовой мотивации, сопровождения и развития карьеры;

S обеспечение государственного задания (заказа) на подготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности [10, с. 36].

Что касается выбора эффективных рецептов в борьбе с безработицей, то в целом, для повышения уровня занятости необходимо добиться привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата. Местным властям нужно создавать условия для компаний, чтобы они вкладывали средства в развитие производства. Также необходимо развивать инфраструктуру на местах, а не только в крупных городах, как это сейчас принято.

Опыт стран с федеративным устройством, в частности, США, показывает, что крупномасштабные инфраструктурные проекты, такие, как строительство автомобильных дорог или железнодорожных дорог, соединяющих несколько штатов, находится в компетенции федеральных властей. Но есть и региональные аспекты, за которые должны отвечать местные власти. Но для этого нужно, чтобы они имели устойчивые источники доходов.

Разумеется, те регионы, которые являются депрессивными, должны получать федеральные субсидии. Однако, опыт других стран, к примеру, Италии, показал, что после того, как депрессивные регионы начинают получать помощь от центра, в них постепенно развивается культура иждивенчества. Данная тенденция развивается и в России. А потому, в России следует развивать популярное ныне направление государственно-частного партнерства. Особенно там, где речь идет о крупных проектах [11, с. 5].

Таким образом, общий вектор необходимых перемен очевиден - это постепенное сближение реальной и нормированной картин функционирования российского рынка труда. Программа реформ должна сочетать шаги по его дерегулированию с мерами по усилению механизмов, призванных обеспечивать исполнение законодательства и контрактов. Успех достижим в случае повышения «цены» за отклонения от требований закона и контрактных установлений, но одновременно делая формальные ограничения более «дешевыми», минимизируя их число и упрощая их содержание.

Все более очевидной сегодня становится актуальность создания комплексного механизма согласования потребностей экономики в кадрах с масштабами и направлениями профессиональной подготовки, поскольку система образования должна адекватно реагировать на запросы рынка труда.

Информация о работе Основы безработицы в России