Основы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 17:26, курсовая работа

Описание

Национальная экономика является исторически сложившейся системой

общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.

В современном мире существуют три трактовки понятия экономики (от

греч. oikonomike — искусство управления домашним хозяйством):
совокупность производственных отношений;
хозяйство (или его часть — отрасли и виды производства) района, страны, группы стран или всего мира;

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальная экономика». Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделе труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4

1.Понятие национальной экономики……………………………………….7

1.1.Цели и структура национальной экономики………………………...7

1.2.Макроэкономичекские пропорции………………………………….10

1.3.Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь………………………………12

1.4.Национальная экономика Республики Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса………………………………..14

2.Современное состояние национальной экономики Республики

Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции……………………..18

2.1. Современное состояние национальной экономики……………….18

2.2. Пути совершенствования национальной экономики…………….22

Заключение……………………………………………………………......30

Список используемой литературы………………………………………3

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.ЧИСТОВИК.docx

— 90.65 Кб (Скачать документ)
ul>

1) экономические  структуры определяющие функционирование  экономических единиц национальной  экономики. Изучение характера  взаимосвязей между ними представляет  интерес, так как они определяют  сущность национальной экономики;

      2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики.

       Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

      Ж. Ломм предлагает противоположное значение структуры национальной экономики. Это устойчивые отношения между единицами национальной экономики, определяющие сущность национальной экономики во времени и пространстве.

      Р. Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

  • он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;
  • он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

    Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. 

   Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

  • домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
  • социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;
  • отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
  • Территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы;
  • инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
  • структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.
 

       Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

      Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д.. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

      Главной целью всей экономической  политики является создание эффективной  и конкурентоспособной экономики.  При этом механизмы и методы  достижения этой цели включают  в себя набор инструментов, позволяющий  создать благоприятную среду  для хозяйственной деятельности  всех субъектов экономики независимо  от форм собственности.

     Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели: 

  • Стабильные  высокие темпы роста национального  объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров  и услуг в данной стране без  резких изменений, спадов и кризисов.
  • Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение
  • Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны.
  • Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.
  • Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.
 

    1.2.Макроэкономические  пропорции. 

    Существенная  черта национальной экономики —  сложившиеся 

макроэкономические  пропорции.

         Макроэкономические пропорции — это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

       Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования пропорций. В планово регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных—на основе спроса и предложения, в смешанных — рынком с учетом регулирующего воздействия государства.

         Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического роста (экстенсивного или интенсивного), изменений потребностей народного хозяйства, складывающихся экономических условий развития общественного производства и других факторов.

         Макроэкономические пропорции образуют систему. В ней можно выделить следующие виды пропорций:

  1. общеэкономические — между наиболее крупными сферами национальной экономики, например, производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.;
  2. межотраслевые — между отраслями промышленности, сельского хозяйства и др.;
  3. внутриотраслевые—между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и т. п.;
  4. территориальные— общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;
  5. межгосударственные — между отдельными государствами на основе международного разделения труда.

       Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме отображения:

    • натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между производством и потреблением стали, проката, тракторов, сахарной свеклы.

       Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов.

    • Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости ВНП: денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения.
    • Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п.

       Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими причинами, структурной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в экономике и другими факторами.

        К главным пропорциям в национальной экономике можно отнести, во-первых, пропорции между I и II подразделениями материального производства. Они характеризуются соотношением объемов производства средств производства и предметов потребления в ВНП, численностью работающих в каждом из этих подразделений, стоимостью их основных производственных фондов. во-вторых, пропорции между фондами накопления и потребления в национальном доходе. От этих пропорций зависят темпы расширенного воспроизводства, решение социальных и производственных задач.

       Таким образом, можно выделить следующие устойчивые тенденции изменения пропорций, присущие большинству национальных экономик:

  • повышение технического уровня производства, проявляющееся в росте фондовооруженности труда, количестве сырья и материалов, перерабатываемых работниками, что ведет к опережению объемов производственных фондов по отношению к численности работающих;
  • опережающее развитие электроэнергетики, машино- и приборостроения, химической промышленности и других наукоемких отраслей;
  • увеличение доли непроизводственной сферы по сравнению с отраслями материального производства;
  • опережающее развитие обрабатывающей промышленности по отношению к добывающей;
  • расширение участия в международном разделении труда, которое выражается в более быстром увеличении внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства в стране.

    На основе приведенных данных, можно сделать вывод, что указанные  макроэкономические пропорции занимают  ведущее положение в разработке  и реализации экономической политики  государства. Поддерживание их  на оптимальном уровне или  обеспечение продвижения к нему  служат критерием оценки эффективности  экономики и системы управления  и регулирования экономических  и социальных процессов в стране. 
 

1.3.Предпосылки  становления, функционирования и  развития национальной экономики  Республики Беларусь. 

         Для осуществления сложных процессов трансформации экономики Беларуси в направлении построения социально ориентированной рыночной экономики необходимо выполнение следующих предпосылок: общесистемных, системных, внутрисистемных.

Общесистемные предпосылки включают определение  правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные  устои общества и тип создаваемого государства. Данные предпосылки создают  принципиальные рамки для всех аспектов развития общества и государства. Согласно Национальной стратегии устойчивого  социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 года, в качестве общесистемных условий стратегического  характера определены:

  • - построение и развитие унитарного демократического социального правового государства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь;
  • - формирование современного гражданского общества;
  • - создание социально ориентированной рыночной экономики.
 

        В контексте решения этих глобальных  задач идет формирование белорусской  государственности. Вся теоретическая  и практическая деятельность  по строительству нашей государственности  должна наполнять конституционную  форму реальным идеологическим, политическим, социально-экономическим  и правовым содержанием. Это  обеспечит условия становления  в Беларуси открытого гражданского  общества со зрелыми демократическими  механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур  и государства. 

       В качестве перспективной модели развития страны принята модель социально ориентированной рыночной экономики, которая строится на принципах конституционных гарантии личных прав, свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства.

       Общесистемные предпосылки подразделяются также на внешне- и внутриполитические предпосылки.

Информация о работе Основы национальной экономики