Основы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 17:26, курсовая работа

Описание

Национальная экономика является исторически сложившейся системой

общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.

В современном мире существуют три трактовки понятия экономики (от

греч. oikonomike — искусство управления домашним хозяйством):
совокупность производственных отношений;
хозяйство (или его часть — отрасли и виды производства) района, страны, группы стран или всего мира;

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальная экономика». Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделе труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4

1.Понятие национальной экономики……………………………………….7

1.1.Цели и структура национальной экономики………………………...7

1.2.Макроэкономичекские пропорции………………………………….10

1.3.Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь………………………………12

1.4.Национальная экономика Республики Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса………………………………..14

2.Современное состояние национальной экономики Республики

Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции……………………..18

2.1. Современное состояние национальной экономики……………….18

2.2. Пути совершенствования национальной экономики…………….22

Заключение……………………………………………………………......30

Список используемой литературы………………………………………3

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.ЧИСТОВИК.docx

— 90.65 Кб (Скачать документ)

    К первым относятся:

  • - суверенитет, открытость экономики;
  • - стабильность стратегических приоритетов;
  • - многовекторность внешней политики.

   К внутриполитическим предпосылкам относятся:

  • - становление демократии;
  • - оптимизация государственных структур управления;
  • - повышение гражданской активности.

    Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты:

  • несовершенную структуру экономики (воспроизводственную,
  • отраслевую, региональную, технологическую);
  • физически и морально устаревшие основные фонды и технологии;
  • несоответствие товарной структуры производства и потребления;
  • низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг;
  • слабую обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами,
  • недостаточно благоприятный инвестиционный климат и т. д. Данные тенденции необходимо внимательно анализировать и объективно оценивать при формировании потенциала развития национальной экономики.

     Внутрисистемные предпосылки направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик. Суть обновления состоит в том, чтобы создать структуру экономики, адекватную реальным потребностям общества, базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции белорусской экономики в мировое хозяйство.

      Накопленные белорусской экономикой структурные деформации после распада СССР весьма многообразны.

    Они проявлялись:

      1).в отраслевой структуре, в гипертрофии тяжелой промышленности и отставании производственной и социальной инфраструктуры, несоответствии структуры спроса и предложения;

      2).в технологической структуре производства, в морально устаревшей материально-технической базе, не позволяющей рассчитывать на успешную деятельность в условиях рынка;

      3).в техническом уровне и качестве выпускаемой продукции, в низкой конкурентоспособности большинства видов производимой продукции;

      4).в размерной структуре производства – доминировании крупных и сверхкрупных предприятий;

       5).в системе существовавших между предприятиями хозяйственных связей, которые устанавливались в централизованном порядке и без учета их влияния на издержки производства и конечные результаты.

     Таким образом, указанные проблемы можно преодолеть на основе активного государственного регулирования. Важное место занимает при этом создание новой системы управления с учетом требований социального, экономического, экологического принципов устойчивого развития. Ноосферная модель устойчивого развития – это модель управляемых взаимодействий общества – природы – человека в целях более гармоничного развития системы в целом. Эта модель строится на понимании того, что природосбережение и ее восстановление становится общепланетарной ценностью и главным условием выживания человечества в новом веке. 

     1.4.Национальная  экономика Республики Беларусь  в условиях мирового финансово-экономического  кризиса. 

Степень воздействия мирового кризиса на белорусскую  экономику.

    Первые негативные проявления  мирового финансового кризиса  в прошлом году органы государственного  управления Республики Беларусь  встретили спокойно. На правительственном  уровне возобладало мнение, что  Белоруссию глобальный кризис  не коснется в силу слабой  связи финансовой и банковско-кредитных  систем республики с аналогичными  мировыми и международными структурами.  Фактически как определенное  преимущество «белорусской модели  экономики» в условиях кризиса  преподносился факт неразвитости  в РБ рынков ценных бумаг,  кредитов, депозитов, страховых и  гарантийных услуг. Это обстоятельство  якобы уже само по себе автоматически  защищало Белоруссию на микроэкономическом  уровне от вредных воздействий  глобального кризиса, «произошедшего  из-за переизбытка долларов».  В силу инерции «горка» убеждала  общественность в стабильности  ситуации, полностью контролируемой  властями (включая банковско-финансовый  сектор), аргументируя это внушительными  цифрами прироста ВВП, показателями  развития промышленного производства  по отраслям и устойчивым курсом  национальной валюты, которую никто  не собирается девальвировать.

   Однако  итоги первого квартала 2009 года  неумолимо свидетельствуют о  разрушительных последствиях первой волны мирового кризиса, перешедшего в системный финансово-экономический, для хозяйственной системы Белоруссии. 2 января обвалилась в среднем на 20% (по отношению к доллару США, евро и российскому рублю) национальная валюта, курс которой продолжает снижаться, но уже плавно, до настоящего времени. С начала нынешнего года белорусский рубль, несмотря на объявленный НББ коридор: 960 белорусских руб. за 1 у.е. корзины валют (евро, доллар, рубль РФ) плюс – минус 5%, реально ослабел примерно на 35 - 37%. На поддержку курса ослабевшей национальной валюты по-прежнему приходилось тратить значительные золотовалютные резервы (в среднем до 300 млн. долларов в месяц). «Черными месяцами» стали декабрь 2008, когда международные резервные активы РБ по экспертным оценкам сократились на 714,3 млн. долларов, и январь 2009 года – на 900 млн. (по данным НББ – на 297,9 млн.).

Золотовалютные  резервы Белоруссии на 1 апреля т.г. пополнились и достигли 3 млрд. 955,2 млн. долларов США за счет, прежде всего, внешних кредитов (500 млн. долларов от России, 787,9 млн. от МВФ).

 Катастрофически  упал объем внешней торговли, только с основным торговым  партнером Россией на 50%. Причем, в наибольшей степени на российском  рынке снизился спрос на машинотехническую  продукцию белорусских экспортеров.  Например, продажа автомобилей МАЗ  сократилась за первый квартал  в 6 раз (!). Объем неплатежей  достигал 2 млрд. долларов. Поскольку  большая часть машинотехнической  продукции сбывалась в Россию, то вполне понятно почему объем  производства в машиностроении  в январе –марте 2009 года снизился  на 22,1%. Производство белорусских  автомобилей упало на 47,4%, тракторов  на 26,6%, автобусов на 15,2%, металлорежущих  станков на 36%, кузнечно-прессовых  станков на 65,3%, велосипедов на 50,6%.

     По  официальным данным резко ухудшились  показатели финансово-хозяйственной  деятельности белорусских промышленных  предприятий. Спрос на продукцию  более 90% предприятий реального  сектора экономики имел тенденцию  к сокращению (рост спроса зафиксирован  только у небольшой группы  предприятий – менее 9%). Объемы  торговли промышленными товарами  на внутреннем рынке упали  за первый квартал на 60-70%. В  свою очередь снижение внешнего  и внутреннего спроса вызвало  значительное увеличение объемов  складских запасов готовой продукции  на 40% белорусских предприятий и  падение производства большой  группы товаров. Все это привело  к сокращению чистой прибыли  у почти 58% субъектов хозяйствования. Почти половина предприятий вынуждена  была сокращать рабочую неделю, отправлять своих работников  в частично оплачиваемые отпуска,  переводить коллективы на усредненное  минимальное вознаграждение за  труд. Отмечены случаи оплаты  труда из произведенной продукции.

    В  строительной индустрии Белоруссии  было заморожено возведение трех  тысяч промышленных объектов, в промышленном строительстве росло число незавершенных объектов и строек с превышением нормативных сроков (за первый квартал последних более 35%). Вместе с объектами гражданского строительства в незавершенном строительстве находится сегодня порядка 15 тыс. объектов. Доходная часть бюджета РБ за 1 квартал не выполнена. Резкое снижение доходов консолидированного бюджета привело к необходимости его корректировки – доходную часть планируется уменьшить на 11,1 трлн. белорусских руб. Государственно-политическому руководству Белоруссии, скорее всего, придется расстаться и с идеей бездефицитного бюджета, с которой оно носилось в прошлом году, закрепив её в указе № 712 от 31.12.08 «О предельном размере дефицита республиканского бюджета на 2009 год».

     Сложность  ситуации определялась и тем,  что за последние два-три года  экономика Белоруссии, которая исчерпала  внутренние резервы, могла обеспечивать  свой прирост исключительно благодаря  внешним инвестициям, кредитам  и другим формам заимствования.  В республике так и не удалось  создать условия для накопления  эффективного национального и  привлечения внешнего капитала. Государство слабо стимулировало  экономический рост за счет  факторов качества, что особенно  проявилось в товарном обмене  и промышленной кооперации с  Россией, Украиной и другими  странами СНГ. Белорусская хозяйственная  модель не способствовала формированию  адекватной рыночной системе  мотивации у субъектов хозяйствования. Кроме того, в перспективе экономический  рост, учитывая экспортную ориентацию  белорусского хозяйственного комплекса,  мог обеспечиваться преимущественно  за счет повышения конкурентоспособности  производимых товаров и услуг,  внедрения новейших технологий, включая информационные. А все  это требовало активного включения  Белоруссии в процессы глобализации (от чего правительственные чиновники  долгое время открещивались), в  мировые структуры обмена и  кооперации. 

Правительственная программа антикризисных  реформ. 

В условиях кризиса  возникла и потребность в пересмотре процесса банкротства субъектов  хозяйствования и регулирования  с учетом новых реалий деятельности временных (антикризисных) управляющих. Глава государства вынужден был 06.04.09 издать указ № 178, корректирующий утративший актуальность указ № 508 от 12.11.03 и «оптимизирующий» институт экономической  несостоятельности.  Правительство  РБ действовало привычными административно-командными методами. Это проявилось, например, при решении проблемы стремительного нарастания осенью прошлого года на складах  предприятий нереализованной продукции. Было дано указание к концу года распродать весь объем неликвидов по цене ниже себестоимости и, прежде всего, на внешних рынках. Годовая отчетность, таким образом, была по определенным показателям улучшена. Однако эти  меры не были согласованы с основным торговым партнером Россией и шли вразрез с достигнутым ранее соглашением о предоставлении равных условий субъектам хозяйствования двух союзных государств, а также о необходимости соблюдения принципа честной конкуренции.

Программы и  условия:

- либерализация  белорусской экономики и другие  структурные реформы;

- одномоментная  девальвация в среднем на 20% белорусского  рубля;

- привязка курса  национальной валюты к корзине  валют;

- жесткое ограничение  госбюджетных расходов;

- заморозка размеров  заработной платы для бюджетников;

- либерализация  цен.

     Изучив  данный материал и на основе проведенных исследований, можно предположить, что самым тяжелым последствием мирового финансово-экономического кризиса станет погружение Белоруссии в долговую яму, что при отсутствии в международном праве прописанной процедуры банкротства неизбежно приведет к необходимости продажи субъектов хозяйствования, элементов транспортной инфраструктуры, другой недвижимости (включая землю), а также государственных активов. 
 
 
 

 

    2.Современное  состояние национальной  экономики Республики

Беларусь  и ее главные макроэкономические пропорции. 

2.1. Современное  состояние национальной экономики. 

      Изучив материалы, стоит отметить, что  Беларусь стала первой среди стран СНГ, восстановившей ВВП уровня 1990 года. Беларусь  страна в СНГ, удвоившая ВВП за последние пятнадцать лет, несмотря на негативное влияние двух финансовых кризисов (1998 и 2009 годов).

    Данные, свидетельствующие об устойчивости экономического роста в Беларуси и стабильности развития экономики страны в целом, приводятся в исследованиях различных международных организаций и структур Европейского союза. В частности, европейскими экспертами отмечен успех Беларуси в предотвращении открытой рецессии в кризисный период 2008-2009 годов в мировой экономике. По оценке Европейской комиссии, Беларусь оказалась единственной страной в регионе, которая добилась максимума от кризиса в целях проведения реформ и модернизации экономики.

    Европейские исследователи также подчеркивают более устойчивый характер банковской системы Беларуси в сравнении с регионом в целом. Кроме того, Беларуси удалось существенно увеличить объем капитализации банков и обеспечить самый низкий в регионе уровень невозвратных кредитов (1,7 процента). Так же согласно европейским исследованиям среднегодовой рост экономики Беларуси в период 2001-2008 годов составил более восьми процентов, а в 2009 году в условиях мирового финансово-экономического кризиса Беларусь демонстрировала более высокие экономические показатели, чем страны ЕС и большинство стран СНГ.

Информация о работе Основы национальной экономики