По прогнозам Международного
Валютного Фонда Беларусь в
2010 году займет второе место
среди стран СНГ после России
по ВВП на душу населения
по паритету покупательной способности
относительно доллара США. Хотелось
бы сразу отметить, что данный
показатель в современной статистике
является наиболее качественным
инструментом, позволяющим сравнивать
результаты экономической деятельности
разных стран, так как учитывает
разницу цен и позволяет точнее
сравнить реальные размеры экономик
– объемы рынка, структуру
экономики и покупательную способность
денег. МВФ предполагает, что в
нашей стране в 2010 г. он составит
13 134,7 долларов США на человека.
Для сравнения, в России –
15 737,7 (на 19% больше), в Украине —
6650,6 (на 50% меньше). Из всех республик
бывшего СССР нас еще опережают
только прибалтийские государства
Литва, Латвия, Эстония, где значение
данного показателя выше, соответственно,
на 25%, 5% и 39%.
Таким образом, можно отметить,
что существующая экономическая
модель на текущий момент хоть
и отстает от России и Прибалтики,
в целом выглядит конкурентоспособной.
МВФ также предполагает, что если республика
сохранит текущие темпы экономического
роста, то к 2015 году она по среднедушевому
ВВП по паритету покупательной способности
обгонит Латвию и практически сравняется
с Россией и Литвой.
Гистограмма
1.
Гистограмма 1. Прогнозные
ожидания ВВП по ППС 2010—2015 гг.
Наиболее динамично развивающимся
сектором национальной экономики
в последние пять лет было
сельское хозяйство. Даже в
период спада вызванного мировым
финансовым кризисом, когда промышленность
находилась в рецессии, сельхозпредприятия
обеспечивали постоянный рост
выпускаемой продукции, лишь частично
замедлившись в 3-м и 4-м квартале
2009 года, когда прирост упал до
+2,4% и +1,3%, соответственно. Для сравнения,
за аналогичный период темпы
роста в промышленности составили
-4,5% и -2,8%.
Однако, , результаты финансовой
деятельности предприятий этого
сектора, по-прежнему, вызывают беспокойство.
По данным национального статистического
комитета, просроченная кредиторская
задолженность сельскохозяйственных
организаций на 1 июля 2010 г. составила 2
трлн. рублей. На просроченную кредиторскую
задолженность
приходилось 18,2% от общего объема кредиторской
задолженности. На долю сельскохозяйственных
организаций приходилось 32,6% всей просроченной
кредиторской задолженности в республике.
Она также превысила просроченную
дебиторскую задолженность в 4,8 раза.
Таким образом, усилия, предпринимаемые
по становлению сельскохозяйственного
сектора страны, дают значимый
валовый рост. Предприятия данного
сектора обеспечивают продовольственную
безопасность страны, но необходимо
повышать экономическую эффективность
их деятельности.
Промышленный сектор является
наиболее пострадавшим от мирового
экономического кризиса, вызванного
финансовыми потрясениями в мировой
экономике. Предприятия промышленности
в основном страдают от падения
цен и спроса на производимую
ими продукцию на внешних рынках.
Следствием чего стало падение
производства и рост запасов
готовой продукции. По данным
Белстата соотношение запасов
готовой продукции и среднемесячного
объема производства на промышленных
предприятиях, в январе-июле 2010 г.
в фактических ценах составило
59,1% (в январе-июле 2009 г. – 88,3%).
На конец июля 2010 года наибольшее
соотношение запасов готовой
продукции и среднемесячного
объема производства сложилось
в легкой промышленности (170,4%), машиностроении
и металлообработке (110%). В последние
кварталы ситуация с запасами
стала выправляться, но ухудшилась
ситуация с дебиторской задолженностью.
Необходимо также указать еще
на одну тревожную тенденцию.
Так, темпы роста кредитной
задолженности белорусских предприятий
(28,8% в годовом исчислении) заметно
опережают темпы роста ВВП
и инвестиций (6,6% и 4%, соответственно).
За период 2006—2010 года в данном
секторе экономики не произошло
каких-либо значительных изменений
или серьезных структурных сдвигов.
Он, по-прежнему, остается одним из
самых проблемных звеньев национальной
экономики, несмотря на наличие
ряда эффективно действующих
предприятий.
За период с 2006—2010 гг. в республике
был принят целый ряд мер
по улучшению инвестиционной
привлекательности страны. Была
предпринята попытка реанимировать
фондовый рынок страны, отменена
«золотая акция», ряд предприятий
был предложен для приватизации
иностранным инвесторам, уменьшена
ставка налога на прибыль по
операциям с ценными бумагами,
получен кредитный рейтинг, реформируется
система налогообложения в сторону
ее значительного упрощения.
Летом 2010 произошло первое успешное
размещение евробондов на сумму
в 1 млрд. долларов США. При условии
успешного обслуживания этих
займов Беларусь способна значительно
укрепить свои позиции, как
благонадежного заемщика, на мировых
финансовых рынках и повысить инвестиционную
привлекательность.
По-прежнему напряженной остается
ситуация во внешней торговле.
Меры, предпринимаемые для решения
данной проблемы, не дали существенных
позитивных сдвигов. Отрицательное
сальдо торгового баланса увеличилось
с -2617 млн. долларов в 2006 году
до -7265 млн. в 2009 г. Однако, необходимо
отметить, что на его существенный
рост оказало сильное влияние
ухудшение конъюнктуры на внешних
рынках, вызванной экономическим
кризисом. Большое влияние на
эффективность внешней торговли
оказало также и введение экспортных
пошлин на поставляемую из
Российской федерации нефть.
Начиная с июня 2007 года, правительство
Беларуси привлекло иностранные
кредитные ресурсы на сумму
8010,5 млн. долл. По данным Национального
банка Беларуси, на 1 апреля 2010 г.
отношение валового внешнего
долга Беларуси к объему ВВП
составило 44,7%.
По международным стандартам, Беларусь
находится в безопасной области,
поскольку предельным значением
является планка внешнего долга
в 55-60% от ВВП.
Таким образом, надо отметить,
что созданная на текущий момент
в Беларуси экономическая модель
пока выглядит конкурентоспособной
на фоне стран постсоветского
пространства и при условии
сохранения заданных темпов роста
по некоторым важнейшим показателям,
таким как среднедушевой ВВП,
рассчитанный по паритету покупательной
способности, способна догнать
лидеров – Россию и страны
Прибалтики.
В стране динамично развивается
сельскохозяйственный сектор, обеспечивающий
продовольственную безопасность
страны, но требующий, на наш
взгляд, значительного улучшения
экономической эффективности, особенно
в условиях формирующейся благоприятной
конъюнктуры на внешних рынках.
Результаты деятельности промышленного
сектора за период 2006—2010 года
оказались под существенным влиянием
мирового экономического кризиса,
но обнажили серьезные проблемы
сбыта, производимой товарной
продукции. Несмотря на наличие
ряда экономически эффективных
предприятий, его общее состояние,
по нашему мнению, является неудовлетворительным.
Тем не менее, в стране целенаправленно
проводится политика повышения
инвестиционной привлекательности
с целью привлечь иностранный
капитал к модернизации отечественных
предприятий.
Отрицательное сальдо торгового
баланса значительно возросло, но
во многом было обусловлено
падением цен и спроса на
производимую отечественными экспортерами
продукцию и повышением экспортных
пошлин на поставляемую из
Российской Федерации нефть.
Правительством предпринята попытка
диверсифицировать источники поставки
«черного золота» для нужд нефтеперерабатывающих
отраслей страны. В качестве альтернативного
поставщика выступает Венесуэла, но
оценивать
реальную экономическую эффективность
данного проекта на текущий момент
еще рано.
Совокупный внешний долг, хоть
и возрос, но находится на приемлемом
уровне.
На основе приведенных данных следует
считать функционирование экономики удовлетворительным,
но она по-прежнему требует модернизации
и повышения экономической эффективности.
2.2. Пути
совершенствования национальной экономики
.
Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь
на период до 2020 г. (НСУР-2020) разработана
в соответствии с Законом Республики
Беларусь "О государственном прогнозировании
и программах социально-экономического
развития Республики Беларусь"
с учетом реализации "Декларации
тысячелетия" Организации Объединенных
Наций, принятой Генеральной Ассамблеей
8 сентября 2000 г., Политической декларации
и Плана выполнения решений
Всемирной встречи на высшем
уровне по устойчивому развитию
в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.).
В
НСУР-2020 получили дальнейшее развитие
основные положения действующих
прогнозных документов, утвержденных
Президентом и Советом Министров
Республики Беларусь: Основные направления
социально-экономического развития
Республики Беларусь на период
до 2010 г., Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь
на 2001-2005 гг., Комплексный прогноз
научно-технического прогресса Республики
Беларусь на 2001-2020 гг., Программа
развития промышленного комплекса
Республики Беларусь на 1998-2015 гг.,
Программа структурной перестройки
и повышения конкурентоспособности
экономики Республики Беларусь,
Концепция национальной безопасности
Республики Беларусь и другие
целевые и отраслевые программы.
В
основу построения структуры
НСУР-2020 положена следующая логика.
В первых разделах рассмотрены
стартовые условия Беларуси в
контексте мировых тенденций
экономического развития, определены
основные компоненты (подсистемы) модели
устойчивого развития и императивы
(требования) к их функционированию
и взаимодействию, дана оценка
национальных ресурсов и социально-экономического
потенциала страны. В последующих
разделах обоснованы стратегические
цели, этапы и сценарии перехода
страны к устойчивому развитию,
определены важнейшие направления
и пути перехода по главным
его составляющим - "человек - окружающая
среда - экономика". Далее рассматриваются
важнейшие средства, финансово-экономические
и социально-политические механизмы
обеспечения устойчивого развития.
Переход
страны к устойчивому развитию
во многом определяется ее
ролью и местом в мировом
сообществе, имеющимися национальными
ресурсами, созданным социально-экономическим
потенциалом и возможностями
его наращивания. Национальное
богатство Республики Беларусь
представлено совокупностью накопленных
материальных благ, созданных трудом
людей, которыми в настоящее
время располагает общество, а
также человеческим и природным
капиталами. По имеющимся оценкам,
доля человеческого капитала
в национальном богатстве Беларуси
составляет более 55%, что выше,
чем в других странах СНГ.
По размерам
территории (207,6 тыс. кв. км) Республика
Беларусь занимает
6 место среди
стран СНГ (после России, Казахстана,
Украины, Туркменистана, Узбекистана)
и 13 место среди европейских
государств. В Европе Беларусь
по территории немного уступает
Великобритании и Румынии, более
чем в 2,2 раза превосходит Португалию
и Венгрию и почти в 5 раз
- Нидерланды и Данию.
По численности
населения (9,9 млн чел. на 1 января 2004
г.) Республика Беларусь занимает 5 место
среди стран СНГ (после России,
Украины, Узбекистана и Казахстана)
и 14 место в Европе (опережая такие
страны, как Австрия, Болгария, Швеция).
Республика Беларусь
обладает совокупностью благоприятных
факторов и условий, которые способствуют
ее переходу к устойчивому развитию.
Это, прежде всего:
- выгодное
экономико-географическое и геополитическое
положение;
- развитая
система транспортных коммуникаций и
производственной инфраструктуры в целом;
- значительные
земельные, водные и лесные ресурсы, наличие
ряда важных полезных ископаемых (калийные
и каменные соли, сырье для производства
строительных материалов и др.);
- высокий общеобразовательный
уровень населения и сложившаяся система
подготовки квалифицированных кадров;
- значительный
научно-технический потенциал;
- многоотраслевой
промышленный комплекс;
- ·достаточно
мощная строительная база;
- комплексность
развития внутриреспубликанских регионов;
- многовекторные
внешнеэкономические связи, способствующие
расширению внешних рынков.