Стратегические
цели и задачи, принципы
и этапы перехода
Республики
Беларусь к устойчивому
развитию
Переход к устойчивому развитию
- это смена стратегии развития
цивилизации, переход к построению постиндустриального
(ноосферного) общества. В новом обществе
мерилом богатства становятся не вещи,
а духовные ценности и знания человека,
живущего в гармонии с окружающей средой.
Устойчивое развитие страны рассматривается
как элемент устойчивого развития
мирового сообщества, а национальные
цели - как реализация общих целей
и задач, принципов и направлений
развития, изложенных в "Повестке
дня на XXI век", "Декларации тысячелетия",
Йоханнесбургской декларации по
устойчивому развитию и других
документах ООН, в конкретных
условиях Беларуси.
Стратегическая цель улучшения
экономики Республики Беларусь
определена как динамичное повышение
уровня благосостояния, обогащения
культуры, нравственности народа
на основе интеллектуально-инновационного
развития экономической, социальной
и духовной сфер, сохранения окружающей
среды для нынешних и будущих
поколений.
Основными
факторами совершенствования экономики
должны стать:
- человеческий,
научно-производственный и инновационный
потенциалы,
- природные
ресурсы и выгодное географическое положение
страны, а главными приоритетами - "высокий
интеллект - инновации - благосостояние".
Важнейшими
задачами обеспечения устойчивого
развития Беларуси являются переход
на инновационный путь развития,
реализация общесистемных преобразований
экономики и общества, построение
высокоэффективной социально ориентированной
рыночной экономики, снижение
негативного воздействия производственной
деятельности на окружающую среду
и улучшение ее качественного
состояния.
Основополагающие принципы развитии
экономики:
- человек -
цель прогресса, уровень человеческого
развития - мера зрелости общества и государства;
- повышение
уровня благосостояния нации, преодоление
бедности,
- изменение
структур потребления;
- приоритетное
развитие систем здравоохранения, образования,
науки, культуры - важнейших сфер духовной
жизни общества, факторов долгосрочного
роста производительной, творческой активности
народа, эволюции народного хозяйства;
- улучшение
демографической ситуации, содействие
устойчивому развитию поселений;
- переход на
природоохранный, ресурсосберегающий,
инновационный тип развития экономики;
- усиление
взаимосвязи экономики и экологии, формирование
экологоориентированной экономической
системы, развитие ее в пределах хозяйственной
емкости экосистем;
- рациональное
природопользование, предполагающее нерасточительное
расходование возобновимых и максимально
возможное уменьшение потребления невозобновимых
ресурсов, расширение использования вторичных
ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
- развитие
международного сотрудничества и социального
партнерства в целях сохранения, защиты
и восстановления экосистем;
- экологизация
мировоззрения человека, систем образования,
воспитания, морали с учетом новых цивилизационных
ценностей;
- ведущая роль
государства в осуществлении целей и задач
устойчивого развития, совершенствование
систем управления, политических механизмов
принятия и реализации решений;
- повышение
скоординированности и эффективности
деятельности государства, частного бизнеса
и гражданского общества.
Указанные принципы служат идейными
ориентирами, методологическим каркасом
построения НСУР-2020 и ее разделов.
Для перехода к устойчивому
развитию необходим длительный
период, включающий несколько этапов
социально-экономического развития.
Первый
этап (до 2010 г.).
Основной
целью этапа является дальнейшее
повышение качества и уровня
жизни населения на основе
развития и эффективного использования
человеческого потенциала, технико-технологического
перевооружения и совершенствования
структуры экономики, роста ее
конкурентоспособности.
На этом этапе должно быть
завершено создание необходимой
для формирования новой модели
белорусской экономики, обеспечивающей
эффективное воспроизводство благ
и услуг, обладающей потенциалом
долгосрочного динамичного роста
и позволяющей решать задачи
повышения благосостояния народа,
модернизации производственного
аппарата, обеспечения безопасности
страны, что потребует усиления
экономической функции государства
в построении основ рыночной
экономики. Предусматривается
повысить конкурентоспособность национальной
экономики, прежде всего, за счет улучшения
использования факторных условий (природные
и трудовые ресурсы, научно-технический
и инновационный потенциалы, производственная
и социальная инфраструктура), а также
создания привлекательного инвестиционного
климата и благоприятных условий для предпринимательской
деятельности, развития рыночной инфраструктуры,
расширения внутреннего потребительского
рынка. Для этого необходимо ускорить
формирование социально ориентированной
рыночной (многоукладной) экономики, повысить
уровень ее эффективности за счет приоритетного
развития отраслей и производств, конкурентоспособных
как на внутреннем, так и на мировых рынках.
В решении этих задач первостепенное значение
имеет реализация Программы структурной
перестройки и повышения конкурентоспособности
экономики Республики Беларусь.
Приоритетными направлениями в
этот период должны стать:
- развитие
человеческого потенциала на основе качественного
совершенствования систем образования,
здравоохранения, жилищного строительства
и других отраслей сферы услуг;
- инновационное
развитие национальной экономики;
- наращивание
экспортного потенциала на основе повышения
уровня конкурентоспособности, развития
наукоемких высокотехнологичных ресурсо-
и энергосберегающих экологически чистых
отраслей и производств;
- развитие
агропромышленного комплекса и социальное
возрождение села.
Второй этап (2011-2020
гг.)
Целью этапа является гармонизация взаимоотношений
общества и природы на основе развития
хозяйственной деятельности в пределах
воспроизводственных возможностей биосферы
и перенесения акцента в приоритетах с
материально-вещественных ценностей на
духовно-нравственные. В этот период будут
формироваться основы нового постиндустриального
информационного общества с постепенным
освобождением от стереотипов потребительства,
новым технологическим базисом, обеспечивающим
переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства.
Экономическое развитие предусматривается
обеспечивать за счет создания зрелых
институтов рыночной экономики, активизации
структурных преобразований, расширения
частного бизнеса, широкого внедрения
достижений науки и техники, создания
экологически чистых производств, ускорения
интеграционных процессов со странами
ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного
развития территорий и населенных пунктов.
Совершенствование социальных процессов
должно базироваться на принципах зрелой
демократии и гражданского общества. Так
же
ставится задача
приблизить структуру экономики
Республики Беларусь к структуре
хозяйства экономически развитых стран
по удельному весу сферы услуг, доле
прогрессивных V и VI технологических
укладов, создать условия для
формирования постиндустриального
общества.
В
качестве важнейших широкомасштабных
мер и механизмов, обеспечивающих
переход Республики Беларусь
к устойчивому развитию, в НСУР-2020
предусматриваются:
- углубление
рыночных и других институциональных
преобразований в экономике;
- расширение
предпринимательской деятельности; развитие
научных исследований и разработок;
- разработка
программ и механизмов модернизации производства
и реструктуризации предприятий; совершенствование
инвестиционно-структурной политики;
- активизация
внешнеэкономической политики и международного
сотрудничества; разработка программ
устойчивого развития регионов;
- азвитие финансовых
и социально-политических механизмов
устойчивого развития.
Стратегической
целью институциональных преобразований
является создание системы институтов,
необходимых для становления
и развития рыночной экономики,
позволяющей решать задачи повышения
уровня жизни людей, модернизации
производства, сохранения как воспроизводственного
потенциала природного комплекса
страны, так и его целостности
и безопасности.
Важным фактором
устойчивого развития страны выступает
предпринимательство, поскольку оно
активизирует творчество и предприимчивость,
создает новые рабочие места,
позволяет самореализоваться человеку,
формирует средний класс - основу
социальной стабильности.
Оптимизация ресурсопотребления
и ресурсосбережения требуют
проведения соответствующих научных
исследований и разработок, которые
целесообразно сконцентрировать в
крупных блоках, включающих важнейшие
долгосрочные программы межотраслевого
характера:
- снижение
ресурсоемкости и импортоемкости промышленного
производства;
- повышение
конкурентоспособности промышленной
продукции экспортной направленности:
микроэлектроника, оптика, вакуумная техника;
- средства
информации и связи, измерительные приборы;
микро- и нанотехнологии, МЭМС и НЭМС;
- транспортная
техника;
- новые технологии
и средства переработки материалов в изделия;
- новые конструкционные
и функциональные материалы (композиционные,
интеллектуальные), вещества малотоннажной
химии; технические средства обороны;
- повышение
эффективности и объемов производства
конкурентоспособной сельскохозяйственной
продукции;
- научно-техническое
обеспечение развития местной сырьевой
базы, охраны здоровья и окружающей среды.
Для привлечения
инвестиций в экономику требуется
дальнейшая либерализация внешнеэкономической
деятельности и создание механизмов
страхования инвестиций от экономических
и политических рисков. В целях
привлечения инвестиций, в том числе иностранных,
необходимо:
· совершенствование
законодательных актов о свободных
экономических зонах, об иностранных
инвестициях и их защите, о
приведении к международным стандартам
бухгалтерского учета;
· привлечение
иностранных инвестиций на основе
концессионных договоров, соглашений
о разделе продукции и инвестиционных
соглашений;
· развитие
системы гарантий, защиты и страхования
иностранных инвестиций, залоговых
операций, разрешения споров;
· развитие
договорно-правовых основ участия
Республики Беларусь в международном
инвестиционном сотрудничестве;
· привлечение
внешних заимствований с расширением
инвестиционной направленности.
Первоочередными
задачами структурной политики
должны стать:
- создание
равных и предсказуемых условий экономической
деятельности;
- повышение
инновационной активности и стимулирование
опережающего развития высокотехнологичных
секторов экономики;
- стимулирование
процессов реструктуризации и реформирования
предприятий, повышение их эффективности;
- содействие
процессам интеграции и конкуренции на
рынках, обеспечение равного доступа к
инфраструктуре;
- содействие
развитию малого и среднего предпринимательства;
- усиление
антимонопольного контроля в процессе
реструктуризации естественных монополий.
Финансовая
политики и ее механизмы являются
одним из важнейших средств
реализации указанных выше основных
направлений и мероприятий по
обеспечению устойчивого развития
страны.
Основными целями
бюджетно-налоговой политики являются
обеспечение финансовой и социальной
стабильности, создание макроэкономических
условий для устойчивого экономического
роста и повышения уровня жизни
населения с учетом решения экологических
проблем.
Для этого предусматривается
продолжить налоговую реформу, одной
из приоритетных задач которой является
создание налоговой системы, благоприятной
для экономической деятельности;
повысить эффективность бюджетных
расходов при общем сокращении объемов
перераспределяемых государством ресурсов;
добиться сбалансированности и бездефицитности
бюджета; создать эффективную систему
управления государственными финансами.
Следует обеспечить единое правовое
поле и создание равных условий налогообложения
для субъектов хозяйствования на
территории Республики Беларусь и Российской
Федерации.
Денежно-кредитная
политика должна быть подчинена
достижению общих стратегических
целей устойчивого социально-экономического
развития посредством обеспечения
стабильности национальной денежной
единицы, повышения ликвидности и надежности
банковской системы, обеспечения эффективного
и безопасного функционирования платежной
системы.
Для реализации
этих направлений необходимо осуществить
комплекс мероприятий, важнейшими из которых
являются: