Переход от феодализма к капитализму в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:02, реферат

Описание

В Европе в этот период происходили очень серьёзные техническо-экономические изменения. При использовании новых технологий, обслуживаемых исключительно наёмным трудом, объем производства определялся не цеховыми правилами, а только спросом на выпускаемую продукцию. Но для этого надо было следующие два условия: во-первых, чтобы будущие предприниматели накопили достаточно денег для постройки зданий, покупки техники и найма рабочих; во-вторых, чтобы рабочие были свободны лично и не имели своего хозяина, т. е. нанимались на предприятия по чисто экономическому принуждению.

Работа состоит из  1 файл

История экономики.docx

— 83.56 Кб (Скачать документ)

Ликвидация крепостного права 

Народ и история  прозвали Александра II, царем освободителем. Почему? 5 марта 1861 года вышел царский манифест о ликвидации крепостного права в РоссииОтмена Крепостного права в нашей стране, стала пожалуй, самым громким и самым масштабным событием за весь 19 век.  С момента оглашения манифеста, крепостные получали личные и гражданские свободы. Теперь крепостные становились полноправными членами общества. Бывшие невольные могли свободно вступать в брак, приобретать имущество, совершать различные сделки, выступать в суде, заниматься торговлей и предпринимательством, а так же поступать на государственную службу.  Члены крестьянских общин создавали сельские общества, внутренние  вопросы в нем решались общим собранием. Несколько крестьянских общин, в совокупности образовывали волость, власть в которой принадлежала волостному сходу. На подобных сходах выбирались старшины и волостные старосты, а так же сельские старосты, выбирались члены волостного правления и волостного суда.     

 Главный вопрос освобождение крестьянства от крепостного права – Земля. Крестьян надо было наделять землей, но как? Был предложен следующий вариант решения этого важного вопроса. Крестьяне и помещики заключали между собой добровольное соглашение, имевшие название Уставной грамоты. Согласно этой грамоте крестьяне переставали быть временно обязанными и переводились на выкуп. Однако еще около двух лет, большая часть крестьян еще несла службу у помещиков.      

 За землю крестьяне  должны были платить выкуп.  Многие полагают, что установленная  величина выкупа превышала рыночную  стоимость Земли в полтора раза. Государство выплачивало помещику, за крепостного, 80% от сумы выкупа. Остальные 20% крестьяне платили сами.  В течение пятидесяти лет крестьяне выплачивали государству денежные средства, уплаченные за них помещику, да еще и с процентами.   

 Стоит отметить  некоторые особенности наделения  крестьян землей, после отмены  крепостного права. Земля принадлежала  не крестьянину, а крестьянской  общине. Крестьяне были связаны  с общиной круговой порукой.  Все платежи происходили коллективно,  члены общины помогали друг  другу в рамках разумного. Все  землиРоссийской Империи делились на три вида: черноземная, нечерноземная, степная. В зависимости от территории и вида почвы на ней, определялись размеры наделов.  Помещик был обязан продать крестьянину земли не меньше энного размера, а крестьянин не мог купить землю больше энного размера.  Размер наделов отражался в уставной грамоте. Надел включал в себя пахотную землю, пастбища, пустоши и усадьбу.  Разногласия между помещиками и крестьянами решались при помощи мировых посредников.      

Отмена крепостного права в России, стала настоящим прорывом для страны.Отмена крепостничества должна была обеспечить развития в стране крупного помещичьего и мелкого крестьянского хозяйства. Появление личных и  гражданских свобод позволило людям активно участвовать в жизни общества, и самим быть творцами своей судьбы.  Более широкое распространение получал наемный труд, что способствовало развитию промышленности в России.

Особенности феодального хозяйства  Японии и его разложение

В период феодализма в Японии верховным  собственником ими считался император (тенно или микадо), а также  его вассалы — князья (дайме). Япония делилась на феодальные княжества, причем каждое княжество было самостоятельным 11 государством — имело свое войско, собирало пошлины на границах. Таким  образом, в Японии была феодальная раздробленность.

Император лишь номинально считался главой Японии. I'сальная власть была сосредоточена в руках сегуна — военного правителя или главнокомандующего. В XVII в. должность сегуна захватили князья из рода Токугава, и поэтому период истории с XVII в. до буржуазной революции принято называть триодом сегуната Токутава.

Верхушку  японского общества составляли самураи  — военнослужащие. Следует подчеркнуть, что в Японии, кроме самураев, к военной службе никто не допускался; представителям других сословий под страхом смерти запрещалось брать и руки оружие.

Европейские феодалы были военным сословием. Но самураи не были помещиками, не имели земельных владений с крестьянами. За службу они получали "рисовый паек" — натуральную плату рисом. Этот рис государство получало от крестьян в форме военного налога, т. е. налога на содержание самурайской армии. Если исходить из того, что в Японии все-таки был феодализм, этот налог можно рассматривать как "ценализованную" ренту, поскольку за счет его и существовало правящее сословие. По закону, в качестве налога крестьяне должны были отдавать 40% урожая, но практически у них обиралось до 50—70% урожая.

Поскольку не было помещиков, то не было и барщины. Но была государственная трудовая повинность, общественные работы, свойственные азиатскому способу производства: крестьяне  строили каналы, дороги, привозили  различные грузы и т. Население  Японии делилось четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Переход  из одного сословия в другое был  категорически запрещен законом, кнутость сословий, характерная феодализма вообще, здесь была ведена до такой степени, что закон диктовал быт каждого  сословия вплоть до одежды и пищи. Например, крестьянам запрещалось есть рис, а  носить они могли только одежду из хлопка и льна. Шелковую одежду ли носить только самураи. Перед самураями  все остальные были бесправны. Самурай, по закону, мог убить простелю; только для того, чтобы "испытать новое  оружие".

При этом сословия ремесленников и купцов занимали официально более низкое положение, чем крестьяне. Торговля ремесло  считались занятиями унизительными. Естественная торговля и ремесло  в связи с этим развивались  медленно, и даже население городов  состояло преимущественно из самураев. Так, в начале XVIII в. самураи составляли 3/4 горожан, а ремесленники и купцы — только 1/4.

Натуральность хозяйства, характерная для европейское  феодализма, здесь закреплялась тем, что и налоги и жалованье самураям были натуральными. И ко внутреннем рыт Японии широко практиковался  натуральный обмен, причем качестве мерила стоимости тоже использовался  рис.

Разложение  феодализма началось с конца XVII в. Оно проявлялось в разрушении сословной структуры и развитии ростовщичества. В Японии другие сферы предпринимательства давали слишком мало возможностей. Развитию внутренней торговли препятствовала крайняя узость внутреннего рынка, внешняя была и вообще запрещена. А слабость торговли, отсутствие рынка тормозили развитие промышленности. Ростовщичество в этих условиях получило гипертрофированно уродливое развитие. Прежде всего в кабалу к ростовщикам попадали крестьяне, которые закладывали в обеспечение долга земельные участки. Что было незаконно, потому что земля была собственностью крестьян. Когда крестьянин не мог вернуть долг с процентами, ростовщик, опять-таки в обход закона, становился владельцем его земли. Крестьянин продолжал нести на этой земле хозяйство, платить налог государству, но теперь он должен был платить арендную плату владельцу земли. Этих незаконных землевладельцев называли дзинуси. К середине XIX в. во владение дзинуси перешла 1/3 обрабатываемой земли, а третчасть крестьян оказалась в положении кабальных арендаторов.

Но  в кабалу к ростовщикам попадали и самураи. Причиной этого была натуральная форма их жалованья: для удовлетворения своих потребностей самураю нужны были деньги, а не только рис. Деньги можно было получить у ростовщиков. В XVIII в. появилась специальная гильдия ростовщиков, которые занимались скупкой у самураев их квитанций на рисовые пайки. По некоторым подсчетам, к середине XIX в. в руках ростовщиков оказалось уже 7/8 национального богатства Японии.

Конечно, при этом самое низшее сословие (а  ростовщики относились к сословию купцов) фактически уже не занимало низшей ступеньки социальной лестницы. Пользуясь  кабальной зависимостью феодалов, они  ней часть самураев оказалась  без работы. Такие "безработные" самураи (ронины) не получали рисового пайка, а жили в городах, занимаясь  ремеслом и торговлей, что законом категорически запрещалось.

В этом несоответствии реальной жизни  и закона и проявлялось разложение феодализма. Проникновению капиталистических отношений в страну препятствовала политика насильственной изоляции Японии от остального мира, которую сегуны проводили с XVII в. Целью этой политики было законсервировать существующий строй, не допустить иностранного влияния, которое может подорвать основы сложившихся отношений. Политика заключалась в том, что японцам запрещалось посещать другие страны и даже строить суда, пригодные для морских путешествий. Иностранные суда в японские гавани не допускались. Исключение было сделано лишь для купцов Голландии и Китая, но ограниченное: в одну из гаваней Японии в течение года разрешалось прибытие двух голландских судов и нескольких китайских, причем торговать и даже контактировать иностранцы могли не с населением, а только с государственными чиновниками.

Изоляция  действительно тормозила проникновение  в Японию капиталистических порядков, но тем самым она тормозила  и экономическое развитие Японии. Результатом стал хозяйственный  застой Японии с конца XVII в. до революции 1868 г. Более полутора веков посевная площадь, годовое производство риса и даже численность населения оставались одном уровне.

Правда, в это время все же рождалось  и делало первые шаги мануфактурное  производство. Мануфактуры здесь  возникали двумя путями.

В условиях натурального хозяйства крестьяне  были вынуждены готовить ремесленные  изделия у себя дома. Со временем появлялся скупщик и рождалась  рассеянная мануфактура, в основном по производству шелковых и хлопчатобумажных тканей. Некоторые князья организовывали фарфоровые металлургические мануфактуры. Известно, что на таких мануфактурах работали в качестве рабочих даже самураи.  

Информация о работе Переход от феодализма к капитализму в Западной Европе