Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение государственного долга, проанализировать последствия государственного долга и методы управления им.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
- определить понятие государственного долга, проанализировать его взаимосвязь с такими экономическими категориями как государственный кредит и бюджетный дефицит;
- изучить сущность государственного долга и его влияния на экономику страны;
- рассмотреть структуру государственного долга, его виды и формы;
- проанализировать последствия государственного долга;
- охарактеризовать понятие «управление государственным долгом» и методы управления им.
Введение ………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты государственного долга ………………….…5
1.1 Понятие государственного долга ……………………………………5
1.2 Сущность государственного долга и его влияние на развитие экономики ……………………………………………………………………….11
1.3 Структура государственного долга и его виды …………………...14
2 Последствия государственного долга и методы управления им …..22
2.1 Последствия государственного долга …………………………….22
2.2 Методы управления государственным долгом ………………..…25
Заключение …………………………………………………………...…32
Список использованных источников …………………………
Содержание
Введение ………………………………………………………………..…3
1
Теоретические аспекты
1.1 Понятие государственного долга ……………………………………5
1.2
Сущность государственного
1.3
Структура государственного
2
Последствия государственного
2.1
Последствия государственного
2.2
Методы управления
Заключение …………………………………………………………...…32
Список
использованных источников ………………………………….34
Введение
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
Актуальность темы курсовой работы определяется важностью проблемы формирования государственного долга страны, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Это в равной степени относится как к периоду его формирования, так и проблематике настоящего времени. Проблема государственного долга уже давно носит характер одной из самых насущных в экономической жизни России и этим заслуживает самого пристального внимания со стороны различных исследователей. Государственный долг – такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение – не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.
В связи с этим, в курсовой работе рассмотрена проблема государственного долга и его последствий в российской экономике в настоящее время.
Объектом исследования выступает государственный долг как экономическая категория.
Предметом исследования являются особенности государственного долга и его последствия в системе экономических отношений.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение государственного долга, проанализировать последствия государственного долга и методы управления им.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
- определить понятие государственного долга, проанализировать его взаимосвязь с такими экономическими категориями как государственный кредит и бюджетный дефицит;
- изучить сущность государственного долга и его влияния на экономику страны;
-
рассмотреть структуру
- проанализировать последствия государственного долга;
- охарактеризовать понятие «управление государственным долгом» и методы управления им.
Теоретической основой работы явились труды и публикации теоретиков и практиков, работающих в области управления государственным долгом.
Курсовая
работа состоит из введения, 2 глав, заключения
и списка использованных источников.
1
Теоретические аспекты
1.1
Понятие государственного долга
Государственный долг – результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков1. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну.
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц2.
_____________
1 Гаген А.В. Государственный долг. Управления государственным долгом // Финансовый юрист, 2010, № 2
2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (статья 97)
Государственный долг тесно связан и является составляющей более широкого понятия «государственный кредит». Поэтому рассматривая категорию «государственный долг» нельзя обойти стороной понятие «государственного кредита», поскольку увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга.
Государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений3. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач4:
-
поиск финансовых ресурсов для
финансирования
-
регулирование макро- и
- воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Государственному кредиту присущи определенные принципы, характерные для любых кредитных отношений. К ним относят:
- принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств;
- принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться;
_____________
3 Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009
4 Финансы и кредит: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка – М.: Волтерс Клувер, 2008
- принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.
Кроме того, с понятием «государственный долг» тесно связано понятием «бюджетный дефицит», так, как, во-первых, государственный заем - важный источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
В связи с этим, современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Среди
западных экономистов велись и ведутся
активные дискуссии об оправданности
дефицита бюджета в определенные
периоды развития мировой экономики.
Следует сказать, что одной из
причин образования и роста
Как известно, бюджетный дефицит возникает в случае превышения бюджетных расходов над бюджетными доходами. Что касается государственного долга, то его накопление до сегодняшней величины произошло за годы независимости. Основными причинами быстрого возрастания государственного долга являются следующие5:
- дефицитность государственного бюджета;
_____________
5 Лебеда Г. Бюджетный дефицит и государственный долг // Теория и практика управления, 2009, № 4
-
несбалансированность
-
формирование
- принятие государством долгов предприятий за потребленные энергоносители;
-
выполнение гарантийных
Следовательно, одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены.
Не вдаваясь в различные теории природы бюджетного дефицита, можно обобщенно сказать, что современными экономистами его происхождение определяется следующими основными факторами. Это долгосрочные тенденции в динамике налоговых поступлений и государственных расходов; стадии экономического цикла, в которых находится экономика страны в данный период; текущая политика государства в области бюджетных расходов и доходов; чрезвычайные обстоятельства, вызывающие рост непредвиденных расходов государства; неэффективность финансовой системы. В зависимости от этих факторов или их совокупности в большинстве стран используются следующие способы финансирования бюджетного дефицита6:
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) увеличение налоговых поступлений в бюджет, а также доходов от приватизации, продажи государственного имущества;
3) долговое (кредитное) финансирование.
Все три способа не лишены недостатков. Кредитно-денежная эмиссия, конечно, снижает дефицит бюджета, но создает сильное инфляционное
Информация о работе Последствия государственного долга и методы управления им