Последствия государственного долга и методы управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение государственного долга, проанализировать последствия государственного долга и методы управления им.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
- определить понятие государственного долга, проанализировать его взаимосвязь с такими экономическими категориями как государственный кредит и бюджетный дефицит;
- изучить сущность государственного долга и его влияния на экономику страны;
- рассмотреть структуру государственного долга, его виды и формы;
- проанализировать последствия государственного долга;
- охарактеризовать понятие «управление государственным долгом» и методы управления им.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты государственного долга ………………….…5
1.1 Понятие государственного долга ……………………………………5
1.2 Сущность государственного долга и его влияние на развитие экономики ……………………………………………………………………….11
1.3 Структура государственного долга и его виды …………………...14
2 Последствия государственного долга и методы управления им …..22
2.1 Последствия государственного долга …………………………….22
2.2 Методы управления государственным долгом ………………..…25
Заключение …………………………………………………………...…32
Список использованных источников …………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая - государственный долг и его последствия.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)
lign="justify">       Основной  долг – это номинальная стоимость  всех долговых обязательств государства  и гарантированных им заимствований.

       В соответствии с уровнями власти (классификация по типу заемщика) публичный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг.

       Большинство государственных долгов различаются  по степени старшинства – очередности удовлетворения претензий в случае невыполнения обязательств по долгам. В данном случае различают:

       - старшие долги (обязательства  исполняются в первую очередь:  МВФ, Мировой банк);

       - субординированные долги;

       - младшие долги (глубоко субординированные) – исполняются в последнюю очередь (долги национальным предприятиям и т.д.).

       С точки зрения рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

       Классификация государственного долга в соответствии с данными критериями представлена на рис.113.

       Внутренний  долг – это долг правительства  перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых  для покрытия дефицита бюджета, выраженный в национальной валюте.

       В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

       В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются14:

       1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

_____________

13 Бескова И.А. Государственный долг // Банковские услуги, 2009, № 7

14 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (пункт 4, статья 98)

       2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

       3) объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией;

       4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

       5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в  валюте Российской Федерации  предусмотрена федеральными законами  до введения в действие Бюджетного  Кодекса. 

 

Рис.1. Классификация  государственного долга 

       В качестве основных компонентов внутреннего  долга можно выделить15:

       - кредит, полученный правительством  в центральном банке страны;

       - кредит, полученный в коммерческих  банках, за минусом размещенных депозитов;

       - объём продаж государственных  обязательств, распростра-няемых среди  юридический лиц;

       - облигации внутренних займов, распространяемых  среди физических лиц;

       - простроченная задолженность коммерческим  банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, берёт на себя;

       - вклады населения в государственные  сберегательные банки(за минусом  полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования  государственных предприятий.

       Обобщив выше сказанное внутренний государственный  долг можно определить как сумму  долговых обязательств перед резидентами  данной страны.

       Западные  экономисты склоняются к той точке  зрения, что умеренный внутренний долг - явлений обычное, не имеющий  тяжёлых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой внутренний государственный долг не приведёт к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинан-сировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

       Нельзя  недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, потому что при  определенных условиях он может стать  серьезной проблемой для экономики  страны. Рассмотрим некоторые из самых  ярких проблем.

_____________

15 Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: Учебник. - 2-е изд., стер – М.:КноРус, 2011

       Рост  внутреннего долга опасен для  страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

       Другая  опасность связана с тем, что  государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

       Негативным  последствием роста внутреннего  долга является увеличение суммы  процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению внутренним государственным долгом.

       Внешний государственный долг – это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными финансовыми организациями и т.п., выраженный в иностранной валюте.

       В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

       В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются16:

       1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

       2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

       3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

       Внешний долг более опасный, чем внутренний. Внутренний долг всегда можно вернуть, пойдя, как выражаются экономисты, на управляемую инфляцию. Внешний же долг надо отдавать в той валюте, в которой был осуществлен заем.

       Основной  причиной широкого привлечения иностранных  ресурсов для финансирования инвестиционного  процесса, а тем самым и образования  внешнего долга, является недостаток внутренних накоплений и сбережений

для проведения экономических реформ и соответствующих им преобразований. Страны также прибегают к внешним заимствованиям при дефиците государственного бюджета, при пассивном платёжном балансе.

Внешний долг часто соизмеряется с поступлениями  от внешне-торговой деятельности, которая  приносит стране валюту, необходимую для выплат по внешним обязательствам. Если такие платежи составляют 20-30% внешнеторгового оборота, то привлекать новые займы из-за рубежа становится затруднительным.

_____________

16 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (пункт 5, статья 98)

       Использование средств внешнего заимствования  в качестве дополнительного источника  финансирования расширенного воспроизводства (или, другими словами, экономического роста) неизбежно влечёт за собой  изъятие из оборота ресурсов для возврата заёмных средств, необходимость делиться частью прибавочного продукта для выплаты процентов по международным кредитам17. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_____________

17 Дмитриев В.А. Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты // Деньги и кредит, 2008, № 10

       2 Последствия государственного долга и методы управления им 

       2.1 Последствия государственного долга  

       Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

       Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для  развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы. Кроме того, чрезмерные объемы бюджетного дефицита, как правило, связаны с такими отрицательными макроэкономическими явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование экономических пропорций.

       Исходя  из вышеприведенного, можно констатировать, что прежде чем делать выводы относительно характера влияния государственного долга (положительного или отрицательного) на экономическое развитие, следует осуществить соответствующие просчеты и анализ. Должны быть просчитаны (проанализированы) кратко-, средне- и долгосрочные последствия государственных заимствований на макроэкономическое развитие. Так, например, если заимствования имеют инвестиционный характер, то их первоначальным последствием будет увеличение нагрузки на государственный бюджет (на величину обслуживания и погашения долга). По мере же появления эффекта от освоения инвестиций нагрузка на государственный бюджет будет уменьшаться вплоть до полного исчезновения и обращения в "чистый эффект" для бюджета вследствие макроэкономического роста. Следовательно, последствия государственного заимствования как для государственного бюджета, так и для макроэкономического возрастания будут существенно различаться по годам анализируемого периода.

Информация о работе Последствия государственного долга и методы управления им